Что такое стеклянный потолок?
Стеклянный потолок — это метафора, при помощи которой описывают комплекс препятствий, с которыми сталкиваются женщины при продвижении по службе. Он может проявляться по разному: повышение коллеги-мужчины при равном уровне знаний и обязанностей или просто карьерный «застой», когда женщина как будто «застревает» на определенной должности, а коллеги-мужчины продолжают подниматься по карьерной лестнице. Стеклянный потолок — это, в первую очередь, барьер из стереотипов, которые проецируются на женщину обществом и которые мешают ей получить повышение, потому что она якобы слишком эмоциональна, ставит семью выше карьеры или не способна эффективно контролировать своих сотрудников.
Впервые термин «стеклянный потолок» употребила в своей речи консультант по равенству на рабочем месте Мерилин Лоден, выступая на Женском форуме в Нью Йорке в 1978 году. Она была приглашенным спикером в дискуссии о карьерных трудностях, с которыми сталкиваются женщины. В то время как остальные лекторы обвиняли самих женщин, говоря об их уровне социализации, низкой самооценке и покорном, «удобном» поведении, Лоден заявила, что проблема кроется в так называемом «стеклянном потолке», который просто не дает работницам продвинуться дальше позиции менеджера среднего звена.
Вот уже больше 40 лет феномен стеклянного потолка можно наблюдать во всех сферах деятельности. В российских компаниях меньше 10% управленческих позиций занимают женщины. Более того, больше 60% работающих женщин, независимо от занимаемой ими должности, чувствуют, что им труднее получить повышение, чем мужчинам. Самым ярким примером стеклянного потолка является количество женщин на высоких политических должностях. По данным ООН, в среднем по миру в парламенте примерно 20% мест занимают женщины, в России эта цифра немного выше: российский парламент примерно на 24% сегодня состоит из женщин. Однако, женщины редко продвигаются выше парламента — в мире всего 24 страны, где главами государств являются женщины.
Как стеклянный потолок влияет на карьеру женщины
В начале XIX века роль женщины сводилась прежде всего к репродукции и уходу за членами семьи и хозяйством. После индустриальной революции ситуация изменилась: преимущественно незамужние женщины из низших сословий получили возможность работать на заводах в качестве неквалифицированной рабочей силы, а значит, иметь собственный доход. Для женщин по-прежнему оставалось недоступным не только высшее, но и полное среднее образование, что существенно снижало шансы работниц получить повышение и «выбиться» из массы. После замужества большинство женщин полностью отдавались семье — лишь 5% продолжали работать на заводах. Даже перспективы женщин с высшим образованием были ограничены: они могли работать гувернантками или преподавать в школах, что редко приносило большой заработок и позволяло получить финансовую независимость.
К 1970-м годам положение работающих женщин заметно улучшилось. Стало доступным массовое среднее образование, и все больше женщин получали возможность поступить в университет. Это увеличивало возможность занять квалифицированную должность, однако выбор все равно ограничивался «бумажной» рутинной работой — женщины работали секретаршами, машинистками или переводчицами. В семьях, где оба родителя становились источниками дохода, обязанность ухаживать за домом и семьей по-прежнему сохранялась за женщиной.
Дальнейшее развитие общества и технологий, массовый доступ к высшему образованию и достижения первых феминисток позволили женщинам занять свое место на рынке труда, и в XXI веке женщина на руководящей должности перестала быть редкостью. Тем не менее, гендерная дискриминация по-прежнему остается значимой проблемой даже в развитых странах. Например, женщины продолжают зарабатывать меньше мужчин: по статистике, в среднем по миру женщины получают на 20% меньше, чем их коллеги мужского пола. В России ситуация еще хуже — разрыв зарплат составляет 37,3%.
Причин этому может быть несколько. Во-первых, партнерские браки, где и мужчина, и женщина принимают равное участие в воспитании ребенка и уходом за домом, по-прежнему явление довольно редкое. Это значит, что помимо рабочих обязанностей женщина должна тратить свои силы на ребенка и уборку, что может сказываться на ее работоспособности. Во-вторых, из-за дополнительных обязанностей дома многие женщины вынуждены переходить на неполный рабочий день с заработной платой ниже среднего. В-третьих, женщины часто останавливаются в своем карьерном развитии, потому что не могут позволить себе тратить больше времени на работу, отнимая его у семьи.
Более того, женщинам трудно пробиться на руководящие позиции из-за гендерных стереотипов: считается, что женщине необходимо обладать «мужским» складом ума, чтобы зарекомендовать себя в преимущественно мужском коллективе. Также отягчающим обстоятельством может стать отсутствие детей: начальство просто боится повышать девушку, которая якобы может уйти в декрет.
Наконец, у женщин по сравнению с мужчинами гораздо меньше шансов устроиться на работу в принципе. Работодатели отдают предпочтение работникам-мужчинам на 30% чаще, чем женщинам, при равном уровне способностей и квалификации. Все это накладывает на женщин рамки, которые зачастую не позволяют продвинуться по службе даже самым эффективным работницам.
На чем держится стеклянный потолок
Стеклянный потолок до сих пор существует благодаря гендерным стереотипам, укоренившимся в общественном сознании. Проблема в том, что они являются «неписаными нормами», которые зачастую не замечают даже сами женщины. Они могут проявляться напрямую (например, в снисходительном отношении коллег-мужчин) или косвенно, когда женщина сама считает, что она «не достойна» конкурировать с мужчинами просто потому, что мужчины в этом вопросе компетентнее.
Распределение обязанностей по гендерному признаку
Распределение обязанностей по гендерному признаку — первый и самый главный стереотип, с которым сталкиваются практически все женщины. В его основе лежит патриархальное представление об устройстве общества. Считается, что «нормальное» занятие для женщины — это дом и семья, тогда как задача мужчины — зарабатывать деньги и обеспечивать близких. В России почти половина женщин не работает, оставаясь с детьми и занимаясь домохозяйством.
Более того, патриархальные установки еще и убеждают женщину в том, что без семьи она неполноценна и может полностью реализоваться, только родив ребенка. Именно из-за этого стереотипа женщины часто не получают повышение или вовсе не могут устроиться на работу. Начальникам кажется, что молодые женщины непременно уйдут в декрет сразу после устройства на работу.
При этом, несмотря на то, что, согласно Трудовому кодексу в декрет может уйти и мужчина, в отпуск по уходу за ребенком в основном уходят женщины. Лишь 2% отцов оставляет работу, чтобы уйти в декрет. В Европе эти цифры выше — в среднем 10% отцов берут отпуск по уходу за детьми. Рекордсменом по мужскому декрету является Швеция: здесь почти 90% отцов выбирают уйти в оплачиваемый отпуск.
Гендерные предрассудки
Гендерные предрассудки — это комплекс стереотипов, которые люди используют, чтобы делать суждения о поведении и способностях женщины или мужчины и которые не имеют ничего общего с объективной реальностью.
Поскольку в патриархальном обществе мужчина занимает привилегированную позицию, женщины воспринимаются как «неполноценные» существа, качества которых существуют только в сравнении с качествами мужчин. Именно поэтому на женщин постоянно вешают ярлыки: они якобы эмоциональны, необъективно принимают решения, с трудом справляются с рабочим стрессом, да и вообще не заинтересованы карьерой и работают «для галочки», ведь главное для них — семья (см. предыдущий пункт). Более того, женщина, «внезапно» оказавшаяся на высокой должности, как будто «теряет» для общества свою женственность, становясь конкуренткой для мужчин. Это приводит к тому, что женщины на руководящих позициях часто чувствуют себя неуверенно, оказываясь в атмосфере невыносимой конкуренции и стресса, что также может влиять и на их работоспособность.
При этом, по данным исследования Gallup, на самом деле женщины являются более успешными руководителями, чем мужчины. Кроме того, мнение сотрудников заметно изменилось за последние 40 лет: если в 1970-х годах большинство предпочитали начальника-мужчину, то к 2015 году сотрудники в основном хотели бы видеть своим боссом женщину. Оказывается, руководители-женщины гораздо успешнее поддерживают мотивацию сотрудников в решении рабочих задач. Более того, руководительницы создавали такую рабочую атмосферу, в которой сотрудники не боялись самовыражаться и чувствовали, что их мнение важно для компании и коллектива. Исследование также показало, что женщины более активно вовлечены в управление бизнесом, что помогает им лучше замечать перспективных сотрудников и давать им возможности для роста и самореализации.
Харассмент на работе
Харассмент — это действия сексуального характера (приставания, домогательства), которые, как правило, проявляются в отношениях, построенных на иерархии. В рабочей среде харассмент может выглядеть как назойливый флирт или неуместные комментарии о внешности женщины. Харассмент — прямое нарушение рабочей этики, недопустимое в деловых отношениях.
Целью харассмента всегда является оскорбление или унижение человека, находящегося ниже в иерархии. Поскольку харассмент всегда связан с проявлением власти, женщины оказываются особенно уязвимы. Харассмент нивелирует все профессиональные качества женщин, не давая проявить себя на работе и продвинуться по службе. Женщина как будто перестает существовать как личность и оценивается исключительно с точки зрения своих физических данных, а не по тому, насколько она эффективный сотрудник.
Собственные убеждения женщин, продиктованные стереотипами
Также продвинуться по службе женщинам мешают внутренние установки, которые основываются на стереотипах о невозможности женщин конкурировать с мужчинами. Исследование Гарвардского университета показало, что женщины чувствуют себя менее уверенно в областях, которые считаются традиционно «мужскими», даже если они не уступают по профессиональным качествам. Опрос показал, что женщины сами часто недооценивают свои способности, потому что думают, что не могут соревноваться с мужчинами. Кроме того, женщины склонны принижать свои рабочие успехи в мужском коллективе, считая, что «им просто повезло» или «задачи были не такими уж и сложными. Такое отношение к своим достижениям возникает из-за токсичной установки о природном превосходстве мужчин над женщинами. К тому же женщины боятся выражать свое мнение в мужском коллективе, особенно по вопросам, в которых мужчины считаются более подкованными. Это приводит к тому, что женщины неосознанно репродуцируют стереотип о своей низкой инициативности и нежелании брать дополнительную рабочую ответственность.
Как стеклянный потолок влияет на бизнес и экономику
Стеклянный потолок влияет не только на самих женщин, но и на показатели бизнеса и экономики в целом. Например, исследование Чикагского университета говорит о том, что гендерные барьеры существенно снижают эффективность компаний. Чем меньше кандидаток на руководящие позиции, тем меньше и выбор достойных работников, а значит, сложнее поиски подходящего человека. Кроме того, включение женщин в экономические процессы положительно влияет и на экономику страны. Например, ВВП Америки вырос практически на четверть в период с 1960 по 2010 год, что эксперты связывают именно с появлением возможности у женщин строить свою карьеру и продвигать по карьерной лестнице со второй половины XX века.
По словам социолога Валерии Уткиной, женщины формируются в так называемой «женской социализации», которая развивает у них высокие навыки коммуникации, внимательность, ответственность и эмпатию. Поэтому у женщин другой тип ведения переговоров и бизнеса, который, конечно, отличается от мужского, но ни в коем случае не уступает ему. Таким образом, гендерная диверсификация приводит к более гибкой модели ведения бизнеса, что с точки зрения экономической прибыли выгодно компаниям.
Валерия Уткина, социолог:
«Женщины — двигатели перемен и агенты изменений, поэтому один из важных трендов, которые ожидает рынок труда, — это движение в сторону корпоративной политики, дружелюбной по отношению к сотрудникам с семейными обязанностями (так называемые family-oriented policies). Поскольку общество традиционно предписывает женщинам заботиться о семье и детях, вести домашнее хозяйство и ухаживать за близкими, то приход женщин в бизнес и на руководящие позиции поможет компаниям пересмотреть систему мотивации своих сотрудников. Более гибкие условия труда, баланс между работой и личной жизнью — все это важные условия, которые очень привлекают сотрудников, стремящихся получить не только профессиональную самореализацию, но и определенную корпоративную культуру, которая будет подстраиваться под их индивидуальные особенности. Не зря крупные игроки устраивают так называемые «семейные дни», чтобы у сотрудников была возможность показать своим родным и близким, как они работают и как устроена корпоративная культура в их компании».
В Великобритании в 2010 году приняли закон «О равенстве», согласно которому компании обязаны отчитываться о разрыве в зарплатах между мужчинами и женщинами, а также представлять статистику о количестве женщин, задействованных на самых разных уровнях корпоративной структуры. Это очень полезная инициатива, которая помогает бороться с дискриминацией на государственном уровне. Благодаря тому, что компании выкладывают данные в открытый доступ, создается эффективная система контроля, которая обязывает работодателей следить за своей репутацией, но и выплачивать штрафы в случае несоблюдения мер по достижению гендерного равенства сотрудников.
В России на уровне государства гендерная политика представлена «Национальной стратегией действий в интересах женщин» — пакетом документов, который предписывает продвигать женщин на уровне принятия решений. Однако, по словам Валерии Уткиной, это очень ограниченная политика, в которой упущены многие важные аспекты и которую власти постарались сделать максимально нейтральной.
Валерия Уткина:
«Проблема гендерного неравенства в России заключается в том, что у нас нет отдельного государственного органа, который бы отвечал за соблюдение прав женщин как прав человека. Нужна гендерно-чувствительная законодательная база и гендерная экспертиза для анализа нормативно-правовых актов, которые позволят выявлять случаи скрытой дискриминации. Также очень важен так называемый «гендерный мейнстриминг» — общественная установка на борьбу с дискриминацией, которая сопровождается внедрением специальных мер, пронизывающих все политические программы. Например, восстановление социальной инфраструктуры, создающей условия финансовой и социальной безопасности для женщин. Детские сады, «продленки» в школах, столовые — все это помогает женщинам упростить ведение домашнего хозяйства и больше времени тратить на построение карьеры. Без такой государственной помощи женщина вынуждена тратить больше времени на семью, и, соответственно, жертвовать работой».
Как пробить стеклянный потолок: советы эксперта
Несмотря на системность проблемы, бороться с ней можно и на локальном уровне, выстраивая свою карьерную траекторию таким образом, чтобы обойти возможные препятствия. HR-специалист Ольга Велесюк поделилась с РБК Трендами рекомендациями, которые помогут минимизировать вредное влияние стереотипов на рабочем месте.
1. Расширяйте список рабочих контактов
Один из самых простых способов пробиться через стеклянный потолок — это постоянно расширять свои рабочие контакты, причем не количественно, а качественно. Чем больше в вашем арсенале полезных контактов, тем больше вероятность получить новые предложения о сотрудничестве, а значит, и возможности для продвижения по карьерной лестнице.
2. Проявляйте инициативу и принимайте решения
При приеме на работу руководство, как правило, определяет довольно ограниченный пул задач, что может привести к «застою» и выгоранию. Чтобы этого не происходило, очень важно с самого начала проявлять инициативу и браться за более амбициозные проекты. Это покажет, что вы не просто исполнитель, но способны принимать решения самостоятельно и брать на себя больше ответственности — что необходимо для продвижения по карьерной лестнице.
3. Поддерживайте диалог с руководством
Очень важно не бояться разговаривать со своим руководителем и заявлять ему о своих достижениях и карьерных желаниях. Для этого в больших компаниях, например, существуют регулярные one-to-one встречи с начальством, на которых можно поделиться своими достижениями. Очень важно четко выделять свои карьерные амбиции, предоставлять конкретные цифры и обозначать свой вклад: так начальству будет понятнее, с какой целью вы пришли и почему просите повышение. Чтобы немного упростить себе задачу, можно предварительно поговорить с коллегами и собрать у них фидбек о вашем вкладе в работу — это поможет лучше оценить свои достижения.
В компаниях, где one-to-one встречи не распространены, можно пригласить руководителя на встречу и поговорить с ним о своих перспективах. Стоит честно сказать, что вы чувствуете, что уперлись в потолок и на данном этапе готовы брать больше ответственности и участвовать в более интересных и сложных проектах.
Диалог с начальством просто необходим, если вы хотите чтобы вас заметили. Без него руководство может просто не замечать ваших амбиций и будет продолжать давать рутинные задачи.
4. Планируйте свой карьерный путь
Любому сотруднику очень важно представлять свою карьерную траекторию и понимать, куда двигаться дальше и о чем разговаривать с начальством. Кроме того, такой подход существенно упрощает тайм-менеджмент: вы будете четко понимать, какие проекты помогут вам в профессиональном продвижении, и будете браться именно за них.