Как эволюционировали офисы за последние 100 лет

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
От скучной конторы начала XX века, где царили мужчины в костюмах, офис преобразился во второй дом, или вовсе переехал в квартиру, на пляж или в кафе. Рассказываем, как мы к этому пришли

Перо, печатная машинка и лэптоп

1 февраля 1846 года вышла в свет повесть Федора Достоевского «Двойник» — страшная история из жизни, в общем-то, офисного служащего XIX века. И это было далеко не первое литературное произведение, где контора (а сегодня бы сказали «офис») становится фоном повествования. Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели» — самый что ни на есть «офисный планктон».

С тех пор многое изменилось. И хотя через 100 лет после публикации «Шинели» и «Двойника» в конторах использовались пишущие машинки, они лишь ускорили процесс создания документов, сделали их единообразными и разборчивыми. Этого было мало для концептуальных перемен в жизни офисного служащего.

А вот компьютер изменил документооборот, да и в целом подход к созданию продуктов труда рабочих самых разных профессий. Он изменил и рабочее место, позволив перенести офис куда угодно, где есть электричество и связь. Но что удивительно: большинство компаний осознало, что нужды в месте, где собираются все работники, нет, только когда весь мир вынужденно пересел на удаленку в 2020 году. До пандемии удаленную работу из дома или «одноразового» офиса типа коворкинга практиковали преимущественно небольшие компании, которым не требовались или были излишне накладны офис и сотрудник на полный рабочий день.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Офис или удаленка: как удобнее и что выгоднее сотрудникам и бизнесу

Уже не только мать и жена

Одна из самых затянувшихся перемен — и ее длительность отнюдь не комплимент обществу — это обретение равноправия полов. Почти весь XX век даже в офисной работе было деление на «женское» и «мужское». Вкратце, женское — исполнительность, мужское — ответственность. Разумеется, без исключений не обходилось, но это были исключения.

Например, в структурах власти Советского Союза женщины в среднем составляли примерно 30% депутатов союзного и республиканского уровня. Скудные довоенные данные намекают, что увеличение доли женщин среди депутатов — результат потерь среди мужского населения. Членство в партии среди женщин так и не дошло до 30%, а что касается ее ЦК, то лишь в 1990 году оно дотянуло до 8%, а в среднем не превышало и 4%. История карьерного успеха Катерины Тихомировой из кинофильма «Москва слезам не верит» потому и появилась на экране, что была не типична. При этом именно в советском правительстве появилась первая в мировой истории женщина-министр Александра Коллонтай.

Фото:Pexels
Социальная экономика Как работают гендерные квоты и для чего они нужны

В Западной Европе и США со справедливостью в этом отношении тоже было не очень. Общественная поддержка идеи работающей жены превысила 50% лишь в 1970 году, а в 1930–40-е годы колебалась всего лишь на уровне 20%. В том же 1970 году только половина незамужних и 40% замужних женщин имели работу.

Для женщин на протяжении большей части XX века ассортимент профессий был гласно — и негласно — ограничен. Во-первых, в США только в 2013–2014 годах представители обоих полов сравнялись по доле среди них тех, кто закончил хотя бы 4 года учебы в колледже (в США — высшая ступень среднего образования, далее — университет). И с тех пор женщины обогнали мужчин. Во-вторых, девушек не рассматривали как перспективных сотрудников — им отводилась ведущая (или даже единственная) роль в ведении домашнего хозяйства, которое требовало куда больших усилий, чем сегодня (кстати, компьютеризация помогла и тут), так что от работниц нередко ждали увольнения сразу после замужества. Поэтому им предоставлялись должности, не требующие длительного обучения, ответственности или высокой квалификации.

Мужчины на работе оказывались в позиции власти, и это распределило роли в общении между мужчинами и женщинами так, что флирт всех оттенков с мужской стороны стал восприниматься как норма. А появление со временем женщин в «мужских» профессиях не изменило правила игры, но заставило меньшинство подстраиваться под большинство. И породило массу сексистских шуток.

Кроме того, выход женщин на рынок труда не избавил их от традиционной обязанности вести хозяйство и воспитывать детей «второй сменой» после офиса. Так что и сейчас мы далеки от равноправия.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Вторая смена: как неоплачиваемый женский труд влияет на семью и общество

Работать, пить и отдыхать

Необходимость соблюдения баланса между работой и личной жизнью привела сначала к сокращению рабочей недели до знакомых нам 40 часов (в среднем). В будущем, возможно, рабочая неделя сократится до 32 часов — подобные эксперименты проводят, например, в Испании. Сокращение рабочих часов в неделю было одной из главный целей рабочего движения на протяжении второй половины XIX — первой половины XX века. Сейчас, когда 8-часовой рабочий день выглядит вполне гуманным, профсоюзы считают главным условием перехода на четырехдневку сохранение заработной платы.

Но, скажем, в Японии неписаные, но хорошо известные правила трудового этикета заставляют работников быть солидарными со своим начальником до тех пор пока он не закончит свой рабочий день. В Японии зарплата растет пропорционально выслуге лет в компании, а компания вкладывается в сотрудника — обучает и тренирует его. Так что он чувствует свой долг перед работодателем. Поэтому иногда в Японии, как и, например, в Корее или Китае, сотрудники перерабатывают до смерти: кароси — специальный термин, означающий смерть от переработки (от стресса, непосильных нагрузок, расстройств нервной системы из-за нехватки сна, сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний).

Фото:Shutterstock
Экономика образования Власти Японии рекомендовали ввести рабочую четырехдневку

Попойка после работы с коллективом и начальником — это еще один след феодальной культуры, примета коллективизма и преданности. А вот во Франции до 2014 года право на употребление легкого алкоголя (пива, сидра и вина) в офисе было фактически защищено законом. И только с 2014 года Министерство труда разрешило работодателям запрещать сотрудникам прикладываться к бутылке.

Кстати, там же, во Франции закон запрещает не то что перерабатывать, а даже напоминать о работе в нерабочее время звонками или сообщениями.

В офисе как дома и дома как в офисе

В офисе мы проводим примерно столько же времени, сколько и в спальне — но при этом преимущественно в сознании. Понимание этого привело к идее сделать рабочее пространство менее формальным местом и добавить туда частичку домашнего уюта — появились кухни и комнаты отдыха, а в офисных центрах, где арендует помещения сразу много работодателей — кофейни и рестораны. В XXI веке ведущие корпорации, которым по статусу крупнейших (по прибыли, рыночной капитализации, численности наемных сотрудников и так далее) нужно предложить соискателям что-то кроме солидной зарплаты, оборудовали свои офисные пространства спортивными залами и бассейнами, игровыми комнатами и прачечными.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Шкаф-дезинфектор и офис в саду: как коронавирус изменил подход к дизайну

С распространением цифрового подхода к занятости компании стали искать исполнителей на проекты, а не на постоянное сотрудничество. Таких работников не нужно приглашать в офис, контролировать их рабочий день или дресс-код: все, что от них требуется — это выполнение задачи в срок.

Массовый переход на удаленку в связи с пандемией открыл целое море возможностей для применения игровых технологий для офиса. Компания Meta (ранее известная как Facebook Inc., признана в России экстремистской организацией и запрещена) заявила о работе над созданием Metaverse — «Метавселенной» — виртуальной реальности, где каждый может создать себе аватар и проводить встречи с коллегами, пользуясь всеми преимуществами виртуальности: проводить мозговые штурмы на спине дракона, плывущего по радужному озеру в центре Туманности Андромеды. В таком офисе никому нет дела до твоего гендера, внешности и одежды, и никому не важно, есть ли в офисе кофемашина, кондиционер и стол для пинг-понга.

Белый верх, темный низ

Весь XX век шел процесс демократизации одежды. Но революционные нововведения Габриэль Шанель и Эльзы Скиапарелли предназначались элите, тем, у кого были деньги. Те же, кто был вынужден был зарабатывать самостоятельно, в гораздо меньшей степени ощутили на своей коже ветер перемен. Настоящая революция массовой одежды началась во второй половине столетия.

В 1950–60-е годы офисный дресс-код был строгим, с очень небольшим послаблением в эпоху Кеннеди, когда в моду вошел стиль преппи с трикотажными джемперами в ромб, светлыми брюками и сорочками button-down — стиль учеников престижных школ, который переняли в подражание элите ребята классом пониже. Но это был вариант для студентов или для выходного дня. Галстуки с подачи самого Кеннеди стали заметно уже, как и лацканы пиджаков, но цветовой ряд оставался однообразным. Брюки на женщинах уже не были скандалом, но даже в 1960-е в повседневной жизни обывателей женщина в брюках была вызовом устоям.

Социальная экономика «Доброго времени суток, коллеги»: 7 книг о деловом общении и этикете

Важной вехой стало введение свободного стиля по пятницам. Началось это в штате Гавайи — местная гильдия производителей одежды решила сделать гавайскую рубашку частью локального делового стиля.

Все это заложило фундамент для появления стиля business-casual в 1970-х. Мужской дресс-код стал менее формальным, но все еще отражал консерватизм. Допустимая длина волос опустилась ближе к плечам, стало возможно носить бороды. Цветовая палитра стала богаче, офисная молодежь и творческие работники получили больше свободы — трикотаж, сорочки с нарочито длинными воротниками, пиджаки-куртки кроя сафари с четырьмя накладными карманами и так далее.

Восьмидесятые стали революцией с намеком на унисекс в женской офисной одежде и появлением ярких цветов в мужском костюме — пока еще в оформлении галстуков. В ответ на маскулинность женской моды мужской костюм отразил потребность в ярко выраженном мачизме — для классического пиджака адаптировали накладные плечики. В 1980-х в офисе окончательно приняли штаны рабочего класса — джинсы. Мужской костюм стал необязателен, появилась возможность комбинировать брюки или джинсы не только с пиджаком, но и куртками или трикотажем — деловой мир постепенно расслаблялся.

Даже в самых консервативных областях, таких как политика или юриспруденция, постепенно происходил переход от жесткого кроя костюма, который сидел почти как доспехи, к более свободному и экономному. 1990-е годы повсеместно узаконили яркие галстуки и почти окончательную свободу для тех, кто шел в ногу со временем — свитера, футболки поло, мягкая или спортивная обувь, которую раньше могли позволить себе лишь очень уверенные в себе руководители, такие как Джанни Аньелли, исполнительный директор и главный акционер FIAT, прославившийся своим «пижонством».

Embed from Getty Images

Конечно, революция дресс-кода происходила быстрее там, где шли все другие революции — пренебрежение заботой о внешнем виде стало приметой Стива Джобса еще до его триумфального возвращения в Apple.

Женская мода в 1990-е и 2000-е годы стала более расслабленной — уже не нужно было из кожи вон лезть, чтобы доказать — женщина в принципе может быть серьезным работником на высокой должности.

C тех пор толстовки, футболки, кроссовки, брюки-карго или тренировочные штаны стали в офисе даже более привычными, чем строгий костюм.

Обновлено 17.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть