Что такое гендерные квоты
Гендерные квоты — это установка минимально возможного количества женщин и мужчин в компаниях и в государственных органах для сокращения полового дисбаланса. Чаще всего нормы представительства разных полов направлены на восстановление ущемленных женских прав и носят характер позитивной дискриминации женщин (хотя квоты могут применяться для обоих полов).
Позитивная дискриминация — это предоставление преимущества или привилегий группам населения, которые подвергаются дискриминации (например, из-за конфессии, расы, пола или сексуальной ориентации). Цель подобной меры — уравнять уровень образования, дохода и доступ к профессиям между притесняемой группой и остальными членами общества.
Задача большинства стран и организаций — достичь хотя бы 30–40% представленности женщин в управлении (critical minority). Сейчас же между мужчиной и женщиной с одинаковой квалификацией чаще выбирают представителей мужского пола, руководствуясь предубеждениями в отношении девушек. Женщин в принципе нанимают на 30% реже, чем мужчин, — к такому выводы пришли ученые Университета Памплоны. С этой проблемой и призваны справиться квоты.
Сколько времени нужно на достижение гендерного баланса в мире
Начиная с 2006 года, Всемирный экономический форум (ВЭФ) готовит ежегодный «Доклад о глобальном гендерном разрыве», в котором анализирует степень полового неравенства в области здравоохранения, образования, экономики и политики во всем мире. На основании общих показателей по четырем категориям в разных странах (в 2017 году ВЭФ проанализировал 144 страны, в 2021 году — 156), организация выводит суммарную дату достижения гендерного баланса. Так, согласно исследованию за 2021 год, преодолеть общемировой гендерный дисбаланс удастся, в среднем, только через 135,6 лет (с учетом сегодняшних темпов развития).
Несмотря на то, что устранение гендерного неравенства в политике — одна из целей устойчивого развития на 2030 год, у женщин — всего 26,1% из 35 500 мест в парламентах 156 изученных стран, и только 22,6% из 3 400 занимают в них позиции министров. В 81 государстве женщины никогда не были правителями страны (по состоянию на 15 января 2021 года).
Таким образом, на устранение гендерного неравенства в политике, по подсчетам ВЭФ, понадобится не менее 145,5 лет, а на равноценное участие в экономической жизни женщин и мужчин — около 267,7 лет.
При этом общемировой половой дисбаланс с точки зрения уровня образования практически исчерпан: на его окончательную ликвидацию требуется лишь около 14,2 лет. В области здравоохранения гендерный разрыв удалось преодолеть уже на 96%, однако, сколько времени потребуется на полное его исчезновение, пока неизвестно.
Какие страны ближе всего к гендерному балансу
Исландия — страна с наиболее высоким показателем гендерного равенства в мире. По данным на 2021 год, она на 89,2% достигла баланса в возможностях между мужчинами и женщинами. На втором месте — Финляндия, достигшая полового баланса на 86,1%, на третьем — Норвегия с 84,9%.
В среднем, в Западной Европе показатель гендерного равенства составляет 77,6%, в Северной Америке — 76,4%, в Латинской Америке и на Карибах — 71,2%. В Восточной Европе и Центральной Азии данный показатель стремится к 71,1%: в частности, в России он составляет 70,8%.
Исследования в поддержку внедрения квот
Сторонники квот считают, что их внедрение может позитивно повлиять и на бизнес, и на социальную жизнь (в частности, на здравоохранение), и на уровень доверия к власти. Так, например, на базе анализа 21 572 компаний из списка S&P 1500 с 1996 по 2014 годы, ученые выяснили, что гендерное разнообразие в правлении компании позитивно влияет на улучшение показателей ее организационной деятельности и эффективность принятия рискованных и инновационных решений.
Исследование на базе анкетирования 458 представительниц норвежских предприятий продемонстрировало, что после введения гендерной квоты в управлении компаний представительницы женского пола чувствуют себя более влиятельными. Они получают больше информации от представителей совета директоров, не испытывают дискомфорта из-за самоцензуры.
В 2008 году исследователь Стокгольмского университета проанализировал гендерную представленность в политических системах 49 стран с 1970 по 2006 годы. Он выявил, что увеличение числа женщин в управляющих органах всего на 1 п. п. влечет за собой увеличение государственных расходов на здравоохранение и социальное благосостояние на 0,18 и 0,67 п. п. соответственно.
Основываясь на результатах домашних интервью с 20 222 респондентами из 17 стран Латинской Америки, научный сотрудник Университета Уппсалы установил, что наличие гендерных квот в целом не влияет на доверие женщин к политикам. При этом, когда респондентки знали, что несоблюдение гендерных квот в правительстве влечет за собой санкции для госорганов, их уровень доверия к политикам повышался.
Исследования, выявляющие проблемы гендерных квот
Есть также исследования, которые доказывают, что гендерные квоты создают негативное восприятие женщин в политике. Например, такому выводу пришли исследователи Университета Калгари и Калифорнийского университета в Сан-Диего после 27 интервью (с 26 женщинами и 1 мужчиной, соответственно) с представителями Национального конгресса Аргентины. Женщины-законодатели считают, что они одновременно подвергаются большей критике и к ним предъявляются более высокие стандарты, по сравнению с мужчинами.
Так, например, многие стратегические сессии в Аргентине проводятся в вечернее время в барах: если женщины не принимают в них участие, их обвиняют в пренебрежении работой. Если же они появляются на таких мероприятиях, их считают слишком сексуально раскрепощенными.
Также «женские» квоты могут делать компании менее привлекательными среди соискателей, особенно, среди мужчин, — к таким выводам пришли исследователи на базе анализа 693 анкет от преимущественно граждан Германии.
Большее гендерное разнообразие в принципе действует на компании неоднозначно: на некоторые оно оказывает позитивный эффект, на другие — негативный. Советы директоров, состоящие из представителей разных гендеров, склонны к более жесткому контролю — и улучшают деятельность компаний со слабой системой управления. К таким выводам ученые Университета Хитоцубаси пришли, проанализировав деятельность компаний S&P 500, S&P MidCaps, и S&P SmallCap с 1996 по 2003 годы.
Гендерные квоты в политике
-
Законодательно установленные квоты на кандидатов. Устанавливаются конституцией или законом для регулирования гендерного состава в избирательном бюллетене.
-
Законодательно «зарезервированные» места. Устанавливаются конституцией или законом, реализуются через специальные избирательные процедуры и закрепляют определенный процент или количество мест за женщинами.
-
Добровольные партийные квоты. Принимаются отдельными политическими партиями в рамках устава и внутренних правил и носят добровольный характер.
Интересный факт: Например, в Аргентине и в Бельгии также существует «двойная» квота. Она не только устанавливает процент женщин среди политических кандидатов, но и контролирует хаотичное распределение мужских и женских имен в бюллетене.
В каких странах больше всего женщин в политике
По данным Межпарламентского союза, больше всего женщин (55,7%) работает в органах законодательной власти Руанды (здесь для них есть законодательно «зарезервированные» места). Второе место по количеству женщин во властных структурах занимает Куба (53,2%) без каких-либо гендерных квот. На третьем месте — ОАЭ (50%): в стране так же, как в Руанде, есть законодательно «зарезервированные» места для представительниц женского пола.
Среди европейских стран первое место — у Швеции: в ее законодательных органах 47% мест занимают женщин.
Гендерные квоты в бизнесе
В большинстве европейских стран есть «женские» квоты для крупнейших компаний, вышедших на IPO. Первой на подобные меры в 2003 году решилась Норвегия. К 2018 году представленность женщин в совете директоров 200 норвежских компаний составила примерно 44,1% (против необходимых 40%). В 2007 году гендерную квоту ввела Испания, в 2010 году — Исландия, а в 2011-м — Франция, Бельгия, Италия и Дания. В 2015 году квота появилась в Германии, а в 2017-м — в Португалии и в Австрии.
Наличие штрафных санкций стимулирует компании внедрять гендерные квоты более оперативно: об этом свидетельствуют результаты исследования DIW Weekly Report на базе анализа крупнейших публичных компаний Европы с 2003 по 2019 годы.
Что будет дальше
В январе 2021 года Германия ввела обязательную гендерную квоту для бизнеса — вместо добровольной: теперь в совете директоров немецких компаний размером от четырех человек обязательно должна быть хотя бы одна женщина.
«Это исторический прорыв: мы наконец положим конец отсутствию женщин в советах директоров крупных компаний. Мы подаем пример устойчивого, современного общества и используем весь потенциал нашей страны, чтобы добиться большего успеха в смешанных командах. Увы, ничего не делается добровольно, и нам нужны ориентиры, чтобы двигаться вперед», — заявила Франциска Гиффай, федеральный министр Германии.