Что такое феминизм на самом деле — история, современность, мифы

Фото: Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images
Фото: Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images
Одного слова «феминизм» в разговоре бывает достаточно, чтобы разжечь дискуссию. РБК Тренды разбираются, почему женщинам понадобилось собственное политическое движение и с чем борются современные феминистки

Что такое феминизм?

У феминизма, как и у других обширных явлений, есть несколько пластов толкования. Во-первых, феминизм — это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Феминистки борются с дискриминацией женщин и доминированием мужчин в обществе. Во-вторых, феминизм — это еще и интеллектуальное движение, течение в философии, которое по содержанию во много раз превосходит классический политический феминизм.

Символ феминистского движения, как знак борьбы и сопротивления, — поднятый сжатый кулак, заключенный в зеркало Венеры, являющееся метафорой женского начала. Цвет фона — лиловый — традиционный для феминизма: его образуют принятые в обществе «гендерные» цвета — розовый и голубой.

История феминизма: от права голоса к борьбе с харассментом

Термин «феминизм» появился более 200 лет назад благодаря мужчине, французскому философу Шарлю Фурье, считавшему, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Правда, в публицистике конца XVIII под феминизмом понималась всего лишь совокупность черт и качеств, присущих женщине, ее «феминной» натуре. Например, скромность, заботливость, нежность. В том смысле, в котором мы понимаем его сейчас, слово «феминизм» вошло в обиход лишь 100 лет назад, хотя «околофеминистические» идеи существовали в западном обществе задолго до наших дней. К ним ученые предпочитают применять понятие «протофеминизм», поскольку эти течения предвосхитили появление феминизма как такового. Например, в труде Платона «Государство» уточняется, что правителем народа может быть не только мужчина, но и женщина.

Отдельные голоса женщин, выступающих за равноправие полов, становятся слышны в конце XVIII — начале XIX веков. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов», — писала своему мужу, второму президенту США, Абигейл Смит Адамс, считающаяся первой американской феминисткой. В Великобритании в это время с трактатом «Защита прав женщины» в полемику с Жан-Жаком Руссо вступает Мэри Уолстонкрафт. Как автор манифеста она рассуждает о том, насколько роль женщины недооценена в обществе, и вызывает скандал лозунгом о том, что женщина сама может распоряжаться своей судьбой. О том, что идеи Уолстонкрафт на тот момент в обществе приняли как абсурдные, говорит эссе кембриджского философа Томаса Тейлора «О защите прав животных», которое пародирует публичное высказывание феминистки. Автор приравнивает признание равноправия между мужчиной и женщиной предоставлению прав и свобод кошкам, собакам и лошадям.

В этом контексте невозможно не вспомнить другие значимые труды: «Декларацию прав женщины и гражданки» Олимпии Де Гуж, выступления члена Британского парламента Джона Стюарта Милля и его эссе «О подчинении женщин», феминистские идеи Гарриет Тейлор-Милль — все они подтолкнули женщин к реальным действиям.

О том, как развивалось движение феминисток, говорят так называемые «волны», которые «накрывали» общество в XX веке и продолжают это делать в XXI веке. Сейчас ученые выделяют три или четыре волны феминизма.

Первая волна феминизма: борьба за избирательные права (1890–1920-е годы)

Несмотря на долгое неприятие феминистических идей, в конце XIX века на фоне участившихся случаев недовольства женщин своим положением в обществе, в Великобритании и США возникает суфражистское движение (от латинского слова suffragium — избирательное право). Возглавила его Эммелин Панкхерст, которую активно поддерживал ее муж-адвокат Ричард Панкхерст. Суфражистки боролись за избирательные права женщин — причем не только легальными и мирными способами (с помощью митингов, демонстраций, выступлений), но и «экстремальными» — голодовками, забастовками, битьем витрин и поджогами. На суфражисток обрушилась волна критики. Часто активистки попадали под стражу, публично голодали, подрывая свое здоровье, и небольшими шагами приближались к своей цели. Именно в это время зародился миф о том, что борьба за свои политические права — удел некрасивых женщин, несчастливых в любви и браке. В газетах суфражисток изображали неряшливыми старыми девами, что в корне не соответствовало действительности. Большинство лидеров суфражистского движения не только были замужем за видными деятелями, имели их поддержку, но и выглядели элегантно, чтобы привлекать внимание к своим взглядам и «вербовать» новых сторонниц.

В это время в России избирательное право было недоступно не только женщинам. Даже с появлением парламента в 1906 году батраки, солдаты, матросы, молодежь до 25 лет, представители нацменьшинств — все были за бортом всеобщего голосования. Поэтому сначала женское движение выступило за образование, а потом, переняв опыт суфражисток, и за избирательные права.

В 1906 году первыми во всей континентальной Европе право избирать получили женщины в Финляндии (тогда части Российской империи), в 1917 году — в Российской республике, только в 1920 году — в США, в 1928 году — в Великобритании. Последними право голоса получили женщины Саудовской Аравии, впервые проголосовавшие в 2015 году.

Вторая волна феминизма: преодоление неравенства в семье и на работе (1960–1980-е годы)

Новый виток развития движения связан с обострением проблем, которые не смогло решить одно лишь избирательное право. Если феминистки начала XX века предполагали, что устроить новый порядок возможно с помощью выборов в госорганы политиков, разделяющих их мнение, то феминистки 1960-х хотят избираться сами и доказывать, что женщины — не люди второго сорта. Ликвидация дискриминации как таковой — вот проблема, которую решали феминистки второй волны.

Ключевым текстом эпохи становится книга Симоны де Бовуар «Второй пол», выпущенная в 1949 году. Замужество, материнство, забота о доме — французская писательница настаивала, что женщина может и должна проявлять себя за пределами «женского мира», навязанного ей мужчинами. Идея о том, что личная жизнь женщины глубоко политизирована и давно зависит от решений, принимаемых «сильным полом», обрела формулировку в лозунге публицистки Кэрол Ханиш «Личное — это политическое». Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» также делает на этом акцент. Она говорит о том, что псевдонаучные теории, реклама, глянцевые журналы укрепили в обществе мнение об «истинной женщине», которой не нужны образование, карьера и политические свободы. Именно это, по мнению писательницы, делает женщину заложницей своего положения: свадьба и роды представляются как главные события в жизни, карьера и амбиции вытесняются на периферию. Феминистки того периода обратили внимание общества на немыслимую до этого аксиому: можно одновременно быть матерью, женой и феминистской.

Вторая волна не добилась поставленных целей в полном объеме: проблемы домашнего насилия, стеклянного потолка, второй смены существуют и сейчас. Однако в середине прошлого века женщины массово вышли на рынок труда и навсегда изменили представление о гендерной политике.

Фото:АСТ
Социальная экономика «Без видимых повреждений». Можно ли победить домашнее насилие

Третья волна феминизма: обозначение проблем гендера и сексуальности (1990–2010-е годы)

В конце XX века активность феминисток снова набирает силу. Задачи второй волны так и остались не решенными, ограничения, навязанные «старым феминизмом», стали неактуальны, появились новые каналы коммуникации и способы донесения своей позиции. Писательница Ребекка Уокер в своей статье о феминизме в 1992 году отмечала: «Я не феминистка пост-феминизма. Я феминистка третьей волны».

В это время феминистки начинают поднимать более «непонятные» для общества темы и сталкиваются с агрессией. Дискуссия выстаивается вокруг понятий «идентичность» и «гендер». Феминистки говорят о том, что важно не только обозначить права мужчин и женщин, но и понять, как конструируются гендерные роли — как становятся мужчинами и женщинами. Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Все это пытается описать квир-теория, которая теперь неразрывно связана с феминизмом.

Репродуктивное и сексуальное насилие, объективация, виктимблейминг, упразднение запрещенных для женщин профессий, повышение уровня видимости женщин за счет использования феминитивов, альтернативный взгляд на порнографию и проституцию — все это круг тем, поднимаемых феминистками на стыке веков. Наибольшее внимание в это время привлекает полуподпольное панк-рок движение Riot Grrrl, которое выстраивает эстетику «новой женщины» — освобожденной и наделенной властью. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о теоретическом единстве идей феминизма.

Фото:Карина Руденок
Социальная экономика «Я вам не авторка»: кого и почему раздражают феминитивы

Четвертая волна феминизма: борьба с сексизмом и интернет-активизм (2010-е — наши дни)

К этому времени большая часть общества уверена, что цели феминизма уже достигнуты, но молодое поколение женщин осознает, что равенство по закону не трансформируется в равенство на практике. Активистки смещают фокус внимания с юридических прав на дискриминацию как таковую, с которой труднее бороться. Сексизм продолжает существовать и мешает женщинам считать себя полноценными членами общества.

Набирает обороты интернет-активизм, благодаря которому становится заметно, как много женщин хотят быть услышанными. Активистка Лаура Бейтс в 2014 году создает проект «Повседневный сексизм» — тысячи женщин рассказали о том, как именно они чувствуют неравноправие на себе. В 2017 году в США началась массовая кампания против сексуального насилия и домогательств #MeToo. Во время нее многие влиятельные мужчины из разных индустрий были обвинены в злоупотреблении властью и сексуальном насилии.

Четвертая волна феминизма является квирной, интерсекциональной, сексуально-позитивной, трансинклюзивной, бодипозитивной и характеризуется хештег-активизмом, борьбой с секзимом, мизогинией и насилием против женщин. В этот период появляется понятие «интерсекциональный феминизм» как идея о том, что разные группы женщин по-разному переживают угнетение, что заметно расширяет борьбу за равноправие.

Виды феминизма

Либеральный феминизм

Этот вид феминизма считают первым из появившихся. Его черты можно увидеть еще в заявлениях феминисток XIX века, особенно в США. Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: право на образование, развод, владение имуществом, свободные путешествия. Эти вопросы феминистки решают юридически, политически и экономически. Они не стремятся к радикальным переменам, но хотят сделать жизнь женщин лучше через реформы и законотворческую деятельность.

Марксистский феминизм

Идеи этого вида феминизма восходят к обличению «зла капиталистической системы», в которой женщины являются наемными работницами. Яркие представительницы марксистского феминизма прошлого — Клара Цеткин, Лили Браун и Александра Коллонтай. Россия 1920-х годов внесла в это движение большой вклад, став самой прогрессивной страной в плане гендерного равенства: женщины не только могли голосовать, учились грамоте, избавлялись от «кухонного рабства», но и могли выбирать или не выбирать материнство — в стране был декриминализован аборт. Марксистские феминистки отмечают непродуктивность «домашнего рабства» — ради мужчин и быта женщины отказываются от карьеры и образования. Исследование 2016 года показало, что суммарно уборка, готовка, уход за детьми и пожилыми родителями занимает у женщин 23 года — это два десятилетия дополнительной работы, от которой мужчины в основном избавлены.

Социалистический феминизм

Последовательницы этого движения говорят о том, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями — патриархатом, поэтому необходимо менять общество не только экономически, но и социально. Если в марксистском варианте объединение всех женщин было невозможно — этому мешала классовая борьба, то социалистический феминизм не отрицает единства женщин, которое будет опираться на общий опыт.

Радикальный феминизм

Основную проблему общества радикальные феминистки видят в патриархате, господстве мужского над женским. Поскольку патриархальные идеи пронизывают всю систему, ее невозможно реформировать, можно только разрушить. Более того, радикальный феминизм уже не говорит о равноправии полов, выдвигая женщину на первый план, поскольку она обладает уникальный репродуктивной функцией — высшей привилегией. Крайняя форма радикального феминизма — сепарация, то есть отказ от отношений, построенных по патриархальному принципу.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Откуда возник патриархат и как он влияет на общество

Интерсекциональный феминизм

Интерсек-феминистки говорят о том, что единого женского опыта не существует. Например, белая цисгендерная женщина будет ощущать неравенство только как женщина, а чернокожая лесбиянка будет страдать сразу по трем признакам: из-за гендера, расы и ориентации. Поэтому борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом (дискриминацией людей с инвалидностью. — РБК Тренды).

Мужской феминизм

Мужчин, которые разделяют взгляды на феминизм, называют профеминистами. Одним из первых, кто высказался за реальное равноправие женщин и мужчин был вышеупомянутый британский политик Джон Стюарт Милль. Современные феминистки и профеминисты говорят о том, что патриархальное общество вредит не только женщинам, но и самим мужчинам, навязывая им неактуальные установки — токсичную маскулинность. «Бьешь как девчонка», «мужчины не плачут», «настоящий мужчина — добытчик и защитник», «не служил — не мужик» — роль мужчины тоже сводится к ограниченному списку характеристик, в который вписываются далеко не все. Однако некоторые феминистки сомневаются в реальном вкладе мужчин в защиту равноправия, потому что те не обладают женским опытом и в любом случае ничего не теряют — «Рисков нет, а славы много».

Фото:Unsplash
Социальная экономика Что такое токсичная маскулинность и почему о ней стали говорить

С чем борется феминизм сейчас

В современном западном обществе до сих пор сильны гендерные стереотипы: женщинам по-прежнему сложнее, чем мужчине, получить высокооплачиваемую должность, добиться равной с мужчинами оплаты за равный труд тоже пока не удалось. В мире, и в России в частности, все еще существует список запрещенных для женщин профессий (хотя для мужчин такого списка нет). Государство апеллирует к особой заботе о репродуктивном здоровье женщины, и даже если та не планирует иметь детей, то определенные профессии все равно будут для нее закрыты. Некоторые считают, что это не дискриминация, потому что работать дробильщиками колчедана и корчевателями пней женщины и сами не захотят. Однако многие профессии из списка оплачиваются очень высоко.

На рабочем месте женщины зачастую сталкиваются с харассментом и предвзятым отношением. Продолжает процветать репродуктивное насилие, когда всевозможные пролайф-движения оказывают на женщин давление, не давая выбора. Сексуальное насилие, перекладывание вины и чувства стыда на жертву («сама виновата»), принятие дискриминационных законов, все еще ограниченный для многих доступ к образованию — феминизму в XXI веке есть над чем работать.

Мифы о феминизме

Феминизм в основе своей не призывает женщин «свергнуть мужчин», сжечь бюстгальтеры и не брить ноги. Он не является «движением, которое заставляет женщин бросать своих мужей, убивать детей, заниматься колдовством, разрушать капитализм и становиться лесбиянками», как в 1990-х годах утверждал телевизионный евангелист Пэт Робертсон. Современный феминизм не связан с мужененавистничеством: даже самые радикальные феминистки не против мужчин как таковых, а против патриархата. Многие из них счастливы замужем и растят детей, не отрекаясь от идей феминизма.

«Борьба за права женщин слишком часто бывает синонимом мужененавистничества. Я точно знаю, что так быть не должно. Феминизм — это вера в то, что мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Это учение о политическом, экономическом и социальном равенстве полов», — с таким заявлением выступила актриса и феминистка Эмма Уотсон, ставшая послом доброй воли ООН в 2014 году.

8 марта — день борьбы или весны

8 марта в современной России ассоциируется с дополнительными выходными, цветами и подарками для женщин, а не с их борьбой за свои права, хотя именно таким был его изначальный смысл.

В 1909 году женщины Нью-Йорка вышли на улицы, чтобы получить право голоса и равную с мужчинами оплату труда. В следующем году Клара Цеткин и Роза Люксембург учредили праздник, который продвигал бы равные права для женщин и стал элементом эмансипации и популяризации уважения к женщинам. Советская власть активно поддерживала женское движение, но уже к 1970-м годам, когда день 8 марта был объявлен выходным, революционные идеи борьбы были вымещены конфетно-букетными поздравлениями. В России XXI века праздник окончательно стал просто Женским днем — по данным ВЦИОМ, только 5% связывают его с эмансипацией. С одной стороны, это может говорить о положительной динамике в достижении равноправия — все меньше женщин считает, что борьба за права необходима, с другой — направленность праздника на воспевание именно «женственности» и «красоты» совершенно не соответствует его духу.

Обновлено 09.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть