Что не так с доходами женщин
Миру потребуется почти 268 лет, чтобы преодолеть разрыв между мужчинами и женщинами с точки зрения экономического участия и возможностей. К таким выводам пришли эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) в новом рейтинге стран по уровню гендерного равенства. Помимо экономической составляющей, они также оценивали доступ к образованию, здравоохранению и участию в политической жизни.
Россия, как и в прошлом году, оказалась на 81 месте — чуть выше Танзании и чуть ниже Казахстана.
По мнению ВЭФ, гендерная разница в экономических возможностях может усугубиться, когда в статистике будут полностью отражены эффекты пандемии.
Похожие опасения высказывают и в Международной организации труда. «Последствия кризиса по-разному повлияли на мужчин и женщин. Причем женщины во многих отношениях пострадали непропорционально сильнее, что может увеличить разрыв на рынке труда», — говорится в последнем докладе МОТ о заработных платах.
Причина — в неравномерном распределении трудовых ресурсов по сферам экономики. В наиболее уязвимых для пандемии и коронакризиса отраслях, таких как сфера услуг, работает намного больше женщин. Поэтому они в первую очередь и лишились доходов.
Например, в Великобритании женщины потеряли в среднем 12,9% от прежних зарплат, а мужчины — только 6,8%. В Италии эти показатели составляют 9,7% и 6,4% соответственно. В Финляндии — 6,2% и 3,8%.
Почему важно знать о разрыве
По оценкам Всемирного банка, неравная оплата труда и общее гендерное неравенство приводят к колоссальным экономическим потерям. В 2018 году их объем достигал $160,2 трлн.
В расчете на душу населения потери составляют более $23,6 тыс. По сути, это то благосостояние, которое женщины не смогли сгенерировать для себя и экономики из-за неравных условий.
Стараясь устранить этот экономически невыгодный разрыв, правительства стран подталкивают бизнес отслеживать гендерную разницу в доходах. Так, власти Великобритании с 2018 года обязали все компании, в которых работает больше 250 человек, раскрывать различия в оплате труда мужчин и женщин. Теперь такие отчеты ежегодно предоставляют более 10 тыс. компаний.
В США пытались ввести похожие правила, когда президентом был Барак Обама. Но администрация Трампа отказалась от этой идеи, назвав ее слишком обременительной для бизнеса.
Тем не менее, некоторые работодатели развивают эту практику за пределами британского рынка. Например, компания Reckitt (производит товары для дома, средства для ухода за здоровьем и личной гигиены), в которой работают около 43 тыс. сотрудников, первые два года публиковала отчеты только по Великобритании. Но в прошлом году она решила охватить пять рынков, а в этом году — уже десять. В их число вошла и Россия.
«Мы расширили нашу добровольную отчетность по гендерной оплате труда, чтобы отразить желание быть более открытыми и заслужить еще больше доверия», — прокомментировал выход глобального отчета вице-президент по персоналу Reckitt Ранджей Радхакришнан.
Как считали
В России используют два основных способа измерения зарплат и гендерного разрыва между ними.
Самый простой вариант — рассчитать и сравнить размер среднего заработка мужчин и женщин. Для этого внутри каждой категории складывают все зарплаты — от самых скромных до самых больших — и делят на количество работников. Но в итоге получается «средняя температура по больнице», которая слабо отражает реальную ситуацию.
Поэтому экономисты часто идут по другому пути и измеряют медианную зарплату. Она показывает доход среднестатистического работника и условно делит всех работающих пополам. У половины из них доход выше медианы, у половины — ниже. Например, в России медианная зарплата в 2020 году составляла около 35 тыс. руб. То есть 50% работников в стране получали больше этой суммы, а 50% — меньше.
Такие же расчеты проводит бизнес при оценке гендерного разрыва в оплате труда. Только здесь речь идет не обо всех работающих на рынке, а только о сотрудниках конкретной компании. А показатель измеряется отдельно для мужчин и женщин.
Что мы узнали о зарплатах в России
Отчет по десяти рынкам, представленный Reckitt в 2021 году, охватывает примерно 70% сотрудников компании. Для каждой страны работодатель посчитал разницу между медианными и средними зарплатами мужчин и женщин. Компания исходила из данных по состоянию на апрель 2020 года.
Выяснилось, что в России, где работают около 1,3 тыс. сотрудников Reckitt, медианный гендерный разрыв относительно невелик и составляет всего 5,2%. Разница показана в процентах от мужских зарплат. То есть если среднестатистический сотрудник-мужчина зарабатывает в компании 100 тыс. условных денежных единиц, то среднестатистическая сотрудница — 94,8 тыс.
По сравнению с рядом других рынков российские показатели в Reckitt выглядят сбалансировано. Например, в Китае разрыв составляет 11,7%, в Таиланде — 18,6%.
С другой стороны, в нескольких странах женщины уже обогнали мужчин по медианным зарплатам. Например, в Великобритании показатель гендерного разрыва не первый год находится в отрицательной зоне. Здесь среднестатистическая сотрудница зарабатывает на 6,1% больше коллеги-мужчины.
В США, Бразилии и Мексике разница варьируется 11,4 до 41,6% в пользу женщин. С отрывом идет Индия, где женщины опередили коллег-мужчин на 148,5%. Это обусловлено прежде всего тем, что на заводах в Индии обычно работают только мужчины.
Показатели по средним зарплатам выглядят несколько иначе. В России гендерный разрыв между ними достигает 18,6% в пользу мужчин, в США — 0,7%. В Индии разница снова складывается в пользу женщин и составляет 167,8%.
Откуда берется разница
Как правило, гендерный разрыв появляется из-за неравномерного распределения мужчин и женщин по должностям. Именно на этом обычно концентрируются компании по результатам отчетов. Медианные и средние показатели помогают понять, насколько женщины могут отставать от мужчин в своих зарплатах из-за того, что мужчины, к примеру, занимают более высокие и, следовательно, более высокооплачиваемые должности.
Большие разрывы показывают, что в структуре компании возможен гендерный дисбаланс. Например, на позициях топ-менеджеров работает больше мужчин. Или же обе категории сотрудников представлены на топовых должностях одинаково, но при этом женщины преобладают на более массовых позициях.
Оперируя такими данными, компании начинают отслеживать изменения и видеть в цифрах, а не интуитивно, на каком именно уровне действительно существует дисбаланс. И по результатам — предпринимать корректирующие действия.
О чем говорят квартили
Чтобы точнее оценить ситуацию, в дополнение к медианным и средним зарплатам в Reckitt использовали так называемые квартили. Они разделяют всех работающих на четыре равные части в зависимости от дохода.
Например, первый квартиль — это уровень, меньше которого зарабатывают ровно 25% сотрудников. Второй квартиль — это уже упомянутая медиана. Третий квартиль отделяет 25% работников с самыми высокими доходами.
В итоге получаются четыре одинаковые по численности группы работников. Внутри каждой из них измеряют соотношение мужчин и женщин.
Судя по отчету компании, в российском подразделении Reckitt в целом работает больше женщин — они превалируют во всех четырех группах. В нижней, на более массовых позициях, женщин около 62,3—62,4%, а в самой верхней — 57,5%.
Что меняют отчеты
С тех пор, как Reckitt начала отчитываться о гендерной оплате труда, здесь стали уделять больше внимания проценту женщин в высшем руководстве. В итоге их стало больше на топовых позициях не только в Великобритании, но и в подразделениях по всему миру.
В компании уверены, что внимание к гендерному равенству и регулярная отчетность делает ее более привлекательным работодателем. «Такой подход к ведению бизнеса является инновационным для многих рынков и отлично, что мы как работодатель, задаем здесь тренды», — отмечают в Reckitt, подчеркивая, что уже достигли хороших результатов с точки зрения гендерного баланса.
К примеру, на британском рынке медианный разрыв в оплате труда в пользу женщин за последний год вырос с 3,8% до 6,1%. Разница в средних зарплатах пока складывается в пользу мужчин, но она уменьшилась с 6,8% до 5,1%.
В то же время в Reckitt стараются не слишком фокусироваться на краткосрочных изменениях показателей. Часто они связаны с приходами и уходами сотрудников, влияющими на кадровую демографию. Основной долгосрочный ориентир — достижение гендерного баланса, в том числе на топовых должностях. Компания надеется обеспечить такой баланс на всех уровнях управления к 2030 году.