Материал построен на научных публикациях и исследованиях консалтинговых компаний. Несмотря на научную достоверность данных, выводы исследований не могут быть универсальными — ученые пишут о недостаточной изученности гендерного аспекта в экономике и бизнесе. Тем не менее, существующие исследования позволяют зафиксировать основные тренды в этой области. Интерес ученых к этой теме поддерживает и мировое научное сообщество. Например, в 2023 году лауреатом Нобелевской премии по экономике стала Клаудия Голдин за исследование женского рынка труда.
Одна из целей устойчивого развития ООН на 2030 год — расширение прав и возможностей женщин по всему миру и во всех областях. Так, в первом квартале 2021 года девушки возглавят 41 компанию из списка Fortune 500: в 2018 году на позиции CEO претендовало всего 28 женщин. Разбираемся, какую пользу женщины приносят компаниям — в цифрах.
1. Наличие «женской» квоты в руководстве помогает снизить «текучку» кадров
Исследователи Северо-Западного университета и Университета Вирджинии выяснили, что после внедрения обязательной «женской» квоты для совета директоров (она составляет 40%) ликвидные активы 104 норвежских публичных компаний уменьшились 2,7-4,1%, а затраты на зарплаты увеличились на 4,1% из-за более активного найма сотрудников — при этом увольнений стало меньше.
Вероятность увольнения больше 1% сотрудников на предприятии с введением квоты уменьшилась на 25 п.п., а вероятность увольнения более 5% штата снизилась на 13 п.п. То есть, присутствие женщин на управляющих позициях помогает сместить фокус с краткосрочных интересов инвесторов в пользу нужд рядовых сотрудников.
Европейские гендерные квоты отличаются друг от друга. Во Франции число женщин среди неисполнительных директоров в крупных фирмах должно достигать 40%, в Италии — 33% среди членов правления и наблюдательного совета публичных и государственных компаний, а в Австрии — 35% от правления госорганизаций. В России подобная мера не применяется: фактическое число женщин в совете директоров отечественных компаний составляет около 8,1%.
2. Женщины в топ-менеджменте компании коррелируют с более высокой капитализацией
Ученые Мэриленда и Колумбийской бизнес-школы установили, что фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера стоят на $40 млн больше, чем компании, в которых эту позицию занимают только мужчины — в расчет исследователи брали фирмы из списка S&P 1500. В него традиционно входят публичные организации с наибольшей капитализацией на рынке (S&P 500), а также компании со средней (S&P MidCap 400) и низкой оценкой стоимости (S&P SmallCap 600).
По данным анализа 365 английских и американских фирм, аналитики McKinsey выяснили: компании, в которых доля женщин-руководителей превышает 30%, могут быть до 48% экономически успешнее организаций, в которых этот показатель составляет до 10%. Вероятность перевеса в финансовых результатах в исследовании сравнивалась с медианными по стране значениями для отрасли.
3. Женщины сильнее опираются на принципы справедливости
Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания новым креативным идеям, сильнее опираются на принципы равенства и справедливости — в отличие от представителей противоположного пола. К таким выводам пришли ученые Мэриленда и Колумбийской бизнес-школы, используя данные 1500 американских компаний из S&P за 15 лет.
Женщины также уделяют больше значения соотношению мужчин и женщин на руководящих позициях. Женщины считают более справедливыми компании, в которых на топ-позициях соблюдается гендерный баланс. Это улучшает отношение сотрудниц к организации и повышает привлекательность таких компаний как работодателей, показывают исследователи из Хьюстонского университета. В целом, по данным исследования, хотя этот показатель более важен для женщин, и мужчины, и женщины считают более справедливыми (organizational justice) компании, соблюдающие гендерный баланс руководящих позиций.
4. Три женщины среди членов правления могут сделать компанию более инновационной
Результаты опроса 317 норвежских предприятий показали, что на степень инновационности внутри компании (organizational innovation) — реорганизацию процессов, создание новых идей и стратегий — также влияют женщины, точнее, их количество среди членов правления. Если их не меньше трех («постоянное меньшинство»), то компания скорее всего будет развиваться более стремительно и активно, в отличие от конкурентов с однородным гендерным составом.
По данным PwC, ROE («возврат вложений на ценную бумагу», потенциальная доходность акций) компаний из списка Fortune 500 с тремя и более женщинами в совете директоров составляет в среднем 15,3% против 10,5% в организациях с меньшим их количеством.
Концепцию критической массы (доли женщин в компании) поддерживают и российские ученые из НИУ ВШЭ и СПбГУ. Согласно результатам их совместного исследования, видимый эффект в результатах деятельности российских компаний обнаруживается только при появлении третьей женщины на руководящей позиции — но не усиливается при назначении четвертой. При этом, согласно PwC, в совет директоров 57% «крупнейших» (критерии не уточняются) отечественных компаний входит хотя бы одна женщина.
5. Участие женщин в экономике может увеличить мировой ВВП на $12 трлн
Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025 глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если все страны каждого региона будут двигаться в сторону гендерного равенства наравне с наиболее быстро развивающимися среди них.
На $28 трлн (а это суммарный размер двух крупнейших экономик — США и Китая — за 2015 год) мог бы вырасти мировой ВВП при достижении гендерного равенства в сфере экономики — при обеспечении права на работу, юридическую защиту и политический голос, физическую безопасность и автономию, а также — доступа к услугам, обеспечивающим экономические возможности (к образованию, интернету, банковским сервисам, здравоохранению в контексте прерывания беременности и деторождения).
6. Российские женщины чаще мужчин хотят стать предпринимательницами
По данным исследования Global Entrepreneurship Monitor, в развитых странах в среднем 14,93% мужчин и 7% женщин хотят открыть свой бизнес, тогда как в России — 18,4% и 22,58% соответственно. При этом компании, созданные женщинами, часто воспринимаются как «неуспешные» по сравнению с бизнесом, которым владеют мужчины. Подобное восприятие, по мнению ученых, связано с тем, что у большинства «женских» предприятий — небольшой стартовый капитал и меньше сотрудников. Такие выводы авторы сделали на базе анкетирования 45 тыс. американских компаний с оборотом от $500 (sic!).
Так, всего 17,3% американских предприятий, принадлежащих женщинам, с 1992 по 1996 годы имели годовую прибыль в $10 тыс. и выше — по сравнению с 36,4% «мужских» фирм. «Женский» бизнес в США также чаще закрывался в этот период — в 24,4% случаев против 21,6% брендов, которыми владели представители противоположного пола.
В России только у 15% «женских» фирм ежегодный оборот превышает 5 млн руб. (в сравнении с 29% среди бизнеса, основанного мужчинами), и только в 6% из них работает больше 100 сотрудников в штате. При этом лишь 13% предпринимательниц считают себя владельцами стабильных компаний.
7. Гендерное многообразие среди сотрудников делает компанию привлекательнее для покупателей
Исследование 506 коммерческих организаций в США показало, что соблюдение принципа diversity («многообразия», «представленности разных гендеров и этнических групп») делает бренды на 4% привлекательнее для покупателей. Расовое многообразие также позитивно влияет на финансовые результаты предприятия и на его восприятие потенциальными клиентами.
8. Гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%
Согласно анализу компаний из списка Fortune 1000 с 1998 по 2000 годы, выручка организаций росла с увеличением числа девушек на руководящих позициях. Гендерное многообразие («паритет гендеров» — равноценное соотношение мужчин и женщин в коллективе) может быть причиной увеличения выручки компании примерно на 6%. Соблюдение принципа «diversity» помогает и среднему бизнесу. Так, некоторые американские ретейлеры увеличили свои доходы на 5,76%, а представители ресторанной индустрии — на 3-4%.
Также предприятия с высоким уровнем гендерной неоднородности в коллективе (выше 45%) более вероятно имеют больше средней доли на рынке, чем предприятия с низким (меньше 20%) или средним (20-44%) уровнем разнообразия: 62% компаний против 45% и 58% соответственно. То есть, чем более неоднородные, с точки зрения пола, коллективы работают в организации, тем больше вероятность того, что фирма является крупным игроком на рынке.
9. Женщины на 92% лучше мужчин используют эмоциональный интеллект во время работы
Согласно данным исследования Hay Group (в нем принимали участие 55 тыс. человек из 90 стран), 11 из 12 девушек более искусно, чем мужчины, владеют эмоциональным интеллектом. Они лучше адаптируются к новым условиям, эффективнее решают конфликтные ситуации, проявляют эмпатию и умеют вдохновлять — но хуже справляются с эмоциями в стрессовых ситуациях.
По словам представителя Консорциума по исследованиям в области эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмана (Ратгерский университет), эти данные четко указывают на потребность компаний в большем количестве женщин-руководителей. Мнение ученого подтверждает и директор Korn Ferry Hay Group Дебабрат Мишра: «По нашему опыту именно эмоциональный интеллект определяет наиболее эффективных лидеров», — подытоживает он.
10. Женщины на 42% лучше мужчин «вливаются» в организацию, если она близка им по ценностям
К таким выводам пришла корпоративная платформа по обработке обратной связи от сотрудников Peacon. Согласно ее данным, женщины с большим энтузиазмом — в отличие от мужчин — включаются в деятельность компании, если ее корпоративный дух соответствует их взглядам и ценностям. Вовлеченность девушек в данном случае обычно на 42% выше, чем у представителей противоположного пола.
При этом мужчин на более активную работу в коллективе мотивируют возможность карьерного роста и ежедневные достижения: они стимулируют их на 50% сильнее, чем женщин.
Интересны материалы на данную тему? Расскажите, какие еще вопросы по ней мы можем для вас разобрать.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Трендов и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.