Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Глава Cartier Women’s Initiative — о роли женщин в современном бизнесе

Пандемия и карантин — хорошее время, чтобы напомнить о необходимости гендерного баланса в предпринимательстве, считает глава Cartier Women’s Initiative Уинджи Сампайо

Глава Cartier Women’s Initiative Уинджи Сампайо 21 мая выступила на онлайн-конференции Startup Village 2020 с темой «Agents of change. Как инициатива Cartier объединяет женщин-предпринимательниц, меняющих мир». Эксклюзивно для РБК Тренды глава CWI рассказала о том, почему именно женщины чаще выбирают социально-значимые ниши, как пандемия меняет традиционные взгляды на «мужское» и «женское» и что может сделать каждый, чтобы поддержать предпринимательниц.

Конкурс Cartier Women’s Initiative уже 14 лет отмечает локальные инициативы и бизнесы, которые способствуют развитию мировой экономики и оказывают ответственное социальное влияние. За это время вокруг премии сложилось собственное сообщество предпринимательниц с разным бэкграундом и из разных стран — их объединяет стремление использовать инновационные бизнес-модели чтобы делать мир лучше.

О Cartier Women’s Initiative

Основная миссия Cartier Women’s Initiative — показывать, что бизнес может и должен быть драйвером позитивных изменений. Сейчас предприниматели, безусловно, сфокусированы на развитии и поиске новых точек роста, но, к сожалению, лишь немногие используют бизнес для общественного блага. В нашей программе участвуют женщины, которые стремятся при помощи своих проектов способствовать изменениям в социальной и экологической сферах. Мы надеемся, что они смогут стать ролевыми моделями для всего бизнес-сообщества, а их бизнес-модели вдохновят на поиск новых путей развития.

Мы особенно внимательно присматриваемся к проектам, которые решают цели ООН в области устойчивого развития. И опыт наших участниц показывает, что бизнес вполне способен выстраивать жизнеспособную модель со встроенным социальным влиянием. Слово «встроенный» здесь критично: это не про бизнес, который работает, зарабатывает деньги, а уже потом делает что-то хорошее, а про модель, которая подразумевает интеграцию социально значимых элементов на всех этапах. Работать с такими предпринимательницами всегда огромное удовольствие — они действительно вносят огромный вклад в экологические и социальные изменения, а их подход подразумевает креативность и новаторство.

Что такое устойчивое развитие? Фото: Iva Rajovic / Unsplash

О «женском» и «мужском» подходе к бизнесу

Если вы посмотрите на статистику по предпринимательству, то увидите, что в этой сфере по-прежнему доминируют мужчины. Зато сегмент социально ответственного бизнеса намного ближе к гендерному балансу: на общих программах, как правило, 40—50% составляют женщины.

Как показывают исследования, для женщин очень часто мотивацией начать свой бизнес становится желание изменить общество — решить экологические проблемы или создать рабочие места и способствовать развитию экономики. Скорее всего, это связано не столько с тем, что женщины более склонны к добрым поступкам, сколько со сложившейся нормой.

Гендерная солидарность: как снятие запретов на профессию влияет на рынок Фото: Erik De Castro / Reuters

В ней большую роль играет личная эффективность и ролевые модели. Мы смотрим на тех, кто нас восхищает, и думаем: «Вау! Этот человек добился успеха, значит и я смогу». Неудивительно, что мужчины, решившие строить свое дело, сразу нацеливаются на большие технологичные компании и единорогов — они следуют своим ролевым моделям. Будет несправедливо сказать, что мужчины не заботятся о социальных изменениях — многие предприниматели очень серьезно относятся к этому вопросу — но все же именно женщины и в качестве инвесторов, и в качестве основательниц своего дела в первую очередь думают о том, каким целям послужат эти инвестиции. В женском бизнес-сообществе такой подход становится общепринятой культурой.

Шерстяная эко-упаковка из Австралии и COVID-19

Все наши участницы исключительные, поэтому выбрать пример проекта не так-то просто. Я расскажу об одном — только потому, что совсем недавно разговаривала с его основательницей. Ее зовут Джоанна, она из Австралии, и изобрела технологию производства упаковки из шерсти — ее бизнес направлен на сокращение отходов. Да, понятно, новый материал, экология, но на этом она не остановилась — и это прекрасный пример предпринимательского мышления. Она запустила программу найма для австралийских заключенных. В Австралии у компаний есть возможность привлекать тех, кто отбывает срок — они таким образом вносят свой вклад в общество и к тому же получают зарплату, которая копится до момента освобождения — и это прекрасная возможность начать с чистого листа. Это невероятный способ добавить бизнесу дополнительное измерение социального влияния и по-новому взглянуть на привычные модели. Джоанна говорит, что очень довольна сотрудниками: они подходят к работе ответственно и в тюрьме их очень поддерживает мысль, что они строят для себя новую жизнь.

Сейчас ее бизнес испытывает сложности из-за пандемии: он завязан на поставки, материалы привозят в Австралию из разных мест — но вместе с тем она ищет и новые способы получать сырье. Также изменения пришли с клиентской стороны: сейчас люди заказывают меньше товаров, для которых использовалась ее упаковка, но нашлась новая задача — доставка еды, у которой, наоборот, всплеск продаж. Думаю, в период пандемии многие предприниматели пересмотрят свои отношения с клиентами, придумают новые способы их удержать. И это здорово — всегда быть на шаг впереди и видеть в вызовах возможность найти новые подходы.

Как работает безопасная доставка заказов в эпоху коронавируса Фото: Zuma / ТАСС

У Джоанны сейчас все отлично, ее бизнес крепко держится на ногах и она, скорее всего, без проблем переживет этот шторм. У некоторых участниц нашей программы ситуация более сложная, им, как и многим другим стартаперам, нужно четко понимать, на какой период хватит ресурсов. Привлечь инвестиции в текущих условиях становится просто невозможным из-за пандемии. Если планировалось привлечь инвестиции в марте, то сейчас все отложилось в лучшем случае на полгода, и надо решать, что делать. Они могут искать способы растянуть ресурсы: урезать расходы или генерировать больший кэшфлоу. Также для предпринимательниц в некоторых странах альтернативой становятся частные и государственные программы помощи.

Что меняет пандемия

Период пандемии — не лучшее время для изменений, особенно если вы инвестор. Как правило, в таких условиях первым делом прекращаются все новые инвестиции, и инвесторы ищут способы поддержать «своих» предпринимателей. Это логично, ведь у всех ограничены ресурсы и возможности. Но, как я уже говорила, нельзя забывать о преобладающем количестве мужчин-предпринимателей. Поэтому еще одна важная миссия Cartier Women’s Initiative заключается в том, чтобы менять сложившуюся ситуацию и рассказывать инвесторам о важности поддержки женщин — для многих из них это абсолютно новое поле.

Пандемия и карантин — хорошее время, чтобы напомнить о необходимости гендерного баланса в предпринимательстве и работы по его достижению. Я думаю, многие понимают, что старые методы ведения бизнеса, конечно, намного безопаснее, но при этом они недостаточно гибкие и инклюзивные. Конечно, в новых условиях появятся новые продукты и идеи, но будут и те, кто постарается оставить все как есть, пока все не уляжется.

Еще один мой интересный гендерный инсайт, связанный с пандемией, не касается напрямую бизнеса ­— скорее, мужской роли дома. Я в последнее время часто слышу, что муж, оказавшись дома в самоизоляции, внезапно понимает, что заниматься детьми и работать — это не шуточки. В одной семье жена врач, она сейчас завалена работой вне дома, поэтому муж остается с детьми. И он говорит: «О боже, я совершенно точно не на 100% в работе». И мне кажется, это интересно, ведь ровно то же самое постоянно думает любая работающая мать.

Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми

Cartier Women’s Initiative в России

У нас пока только одна финалистка из России — Марина Росс, основательница Hydrop. Еще в декабре, до того, как все началось, она решила наладить производство качественных дизайнерских защитных масок для азиатского рынка. Эти маски, в отличие от обычных, имеют степень фильтрации, сравнимую с респиратором, но при этом выглядят эстетично (недавно Марина рассказала о своем проекте изданию Forbes. — РБК).

Сейчас она получает заказы от крупных корпораций и государства, а выручка в марте составила 55 млн руб. — больше, чем за весь прошлый год. В текущей ситуации спрос на прошлую продукцию бренда упал, но благодаря визионерству и интуиции Марины у ее команды есть работа 24/7.

Несколько лет назад мы начали формировать в России сообщество и экосистему, объединяющую не только потенциальных участниц, но и людей, которые поддерживают предпринимательниц. Россия — большая страна, и в Москве, и в регионах есть женщины с важными проектами, и мы очень хотим помочь им раскрыть свой потенциал и добиться успеха. В том числе и для этого мы второй год подряд организуем конференцию — в этом году мы проведем ее в онлайн-формате 26 мая. Мы приглашаем женщин, ведущих собственные проекты, принять в ней участие, обменяться опытом и, возможно, узнать что-то полезное для своего дела. В рамках конференции мы также поделимся советами по подаче заявки на программу Cartier Women’s Initiative.

Как поддержать предпринимательниц?

Мы опубликовали на сайте список программ поддержки в связи с COVID-19 в разных регионах для предпринимательниц, которым нужны сейчас дополнительные ресурсы. А если говорить о той помощи, которую может оказать каждый человек, то, думаю, важно обращать внимание на тех производителей, чья деятельность оказывает социальное влияние — это относится и к бизнесу, ищущему поставщиков, и к простым потребителям. Покупательная сила на самом деле достаточно велика, чтобы каждый человек в мире мог менять мир к лучшему через осознанный подход.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: