Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность

Фото:Zuma / ТАСС, Unsplash
Фото: Zuma / ТАСС, Unsplash
Минувшие месяцы сильно повлияли на то, какие средства люди выбирают для перемещений. Говорить о том, что тренды определены, еще рано, но анализировать сценарии уже можно

Об эксперте: Артем Герасименко — урбанист, основатель Центра «Здоровые города», автор одноименного телегам-канала. В 2018—19 годах возглавлял образовательную программу «Архитекторы.рф» Института «Стрелка». В 2016—18 годах занимался разработкой реформ в Центре стратегических разработок (ЦСР). В 2014—16 годах занимал должность руководителя проектов в Департаменте транспорта Москвы, где принимал участие в подготовке стратегии развития пешеходной и велотранспортной инфраструктуры города, разработке нормативных документов и государственных услуг.

Что произошло с мировой мобильностью

В непростые последние месяцы дефицитом стало движение. В самом широком смысле — и короткие выходы по делам, и ежедневная рутина в виде поездок на работу, и тренировки на открытом воздухе, и тем более путешествия. Безусловно, это коснулось не каждого и не везде, но возвращение к активной жизни замерших на время пандемии городов и стран создает новые вызовы для сложившихся транспортных систем. То, как городские управленцы, технологи и непосредственные пользователи с ними справляются, дает повод для размышлений об дальнейшем развитии городского транспорта.

По мере того, как росло понимание опасности заболевания, жизнь постепенно замирала. С введением карантинов улицы городов опустели почти полностью — повсеместный страх заражения, внезапное отсутствие дел, а где-то и наказание за выход на улицу без уважительной причины показали, как мир может выглядеть первое время после смерти человечества.

Место для новой Утопии: пандемия коронавируса через призму философии Фото:Unsplash, Shutterstock

С общественным транспортом произошла в каком-то смысле парадоксальная ситуация — с одной стороны, автобусы и вагоны метро моментально превратились в места с высокой степень риска, с другой — опустели настолько, что позволили соблюдать безопасную дистанцию людям, которым нужно было продолжать ездить по городу.

Ограничения обездвижили и весь шеринговый транспорт — 400 тыс. автомобилей в 59 странах также стали представлять угрозу для пользователей. Компания Uber заявила о глобальном сокращении числа поездок на 80%. В США почти до нуля упало использование прокатных самокатов. В России был введен запрет на использование шеринговых автомобилей. В итоге за почти два месяца простоя компании-операторы недополучили сотни миллионов рублей прибыли.

Борис Голиков — о том, выживет ли каршеринг после пандемии Фото:Владислав Шатило / РБК

О влиянии произошедшего на экологию и экономику было сказано немало, но если остановиться непосредственно на транспортных аспектах, то можно отметить следующее. Резкое снижение автомобильного трафика — и речь не только о личных автомобилях, но и бизнес-технике — впервые в современной истории позволило показать их негативное влияние в полном объеме. Еще ни один специально организуемый во многих городах мира «День без автомобиля» не давал понять, как много шума, пыли и выхлопных газов присутствует в жизни горожанина.

Как города пытаются справиться с транспортным кризисом

Как только карантинные режимы стали мягче, эксперты занялись разработкой масштабных планов по введению мер для предотвращения или хотя бы замедления следующих волн вируса. В фокусе оказались городские улицы.

Уже несколько десятилетий ВОЗ рекомендует городским властям по всему миру преобразовывать городские пространства таким образом, чтобы делать их удобными для велосипедного и пешеходного движения. Это снижает удобство пользования автомобилем, но позволяет увеличить физическую активность городских жителей — а это напрямую влияет на их здоровье.

Шум в городе: оглушит ли нас выход из самоизоляции?

Но опыт городов, которые взяли вирус под контроль, показал: вместе с выходом из карантина и тревожным отношением к общественному транспорту мегаполисам грозит резкий скачок популярности автомобиля. Причины убедительны — внутри автомобиля риск кратно ниже, чем в электричке или автобуса.

Чтобы уйти от этой тенденции, началась активная работа по продвижению велосипедного транспорта. В некоторых странах работа с инфраструктурой подкреплялась финансовыми мерами — субсидирование покупки и ремонта велосипедов, а также налоговыми послаблениями для компаний, стимулирующих своих сотрудников отказываться от автомобилей. Получилось или нет — покажет время.

Этот поворот нельзя назвать повсеместным или внезапным — всего около 100 городов в мире заявили о подобных планах, и во многих из них гуманизация городской среды уже находилась в повестке. Коронавирусный кризис лишь ускорил развитие заложенного тренда. Среди городов, продемонстрировавших наибольшую готовность к действиям, оказались Милан, Париж, Лондон, Берлин и Нью-Йорк.

Еще до частичного снятия ограничений эксперты по авиационным перевозкам предсказывали введение в аэропортах системы тестирования на наличие вируса, при которой для посадки на самолет человеку нужно будет или предоставить актуальные результаты тестирования, или сделать дорогой экспресс-анализ на месте. Аэропорт Вены даже анонсировал введение такого пакета мер. Однако, как показала практика, эта схема скорее не работает — при открытии авиасообщения власти руководствуются большими данными по статистике заболеваемости и рекомендуют минимизировать возможность тесного контакта между пассажирами. Если у кого-то из недавних пассажиров обнаруживают вирус, поднимаются данные и начинается работа по предостережению всех имевших возможность заразиться. Подобный механизм не дает гарантию, и уже есть случаи новых трансграничных заболеваний, однако они скорее единичны.

Чего можно ждать в будущем

Осенью число заболеваний может резко увеличиться из-за перемещения людей с открытого воздуха внутрь помещений. Насколько сильным будет удар, прогнозировать трудно — возможно, тяжесть последствий в этот раз будет зависеть не только от решимости властей, но и общественного настроя. Недавние протесты против второй волны ограничительных мер в Сербии привели к массовым беспорядкам и столкновениям с полицией.

Аналитики BCG провели опрос 5 тыс. человек в крупнейших городах США, Китая и Западной Европы, чтобы узнать, как меняются транспортные привычки и личные стратегии. По данным опроса, во время карантина пользоваться общественным транспортом, такси и шерингом стало на 60% меньше жителей мегаполисов. При этом популярность личных велосипедов, самокатов и просто пешей ходьбы выросла на 20-60%. Около половины из всех опрошенных планируют оставаться в этом режиме и в ближайшее время. Зато в Китае гораздо выше процент людей, планирующих приобрести личный автомобиль — возможно, это связано с впечатлением от полного запрета на общественный транспорт во время пандемии.

Миллениалы и зеты стали больше пользоваться такси из-за пандемии Фото:Luke Stackpoole / Unsplash

В перспективе ближайших лет пока возможны два сценария:

  1. Тренд на индивидуализацию закрепится. Ряд производителей выведет на рынок новые предложения доступного личного транспорта, и все проекты построения устойчивой мобильности будут отброшены на пару шагов назад.

  2. Более позитивный сценарий предполагает постепенное растворение страха. В качестве примера приводится террористическая атака 9/11 в США, после которой авиационные перевозки были какое-то время заморожены, а миллионы людей пообещали себе больше никогда не пользоваться самолетами. В пользу этого сценария говорит и прогноз по готовности и распространению вакцины, что сильно снизит угрозу заражения.

В целом, для поддержки и перезапуска сферы мобильности консультанты из BCG предлагают инвесторам, транспортным операторам и городским властям объединить и синхронизировать усилия. Для работы с тревогами и страхами горожан предлагается установка экранов между водителем и пассажирами, демонтаж части сидячих мест и оборудование для дезинфекции.

С коллегами соглашается международная команда консультантов из Deloitte — единый сценарий дальнейшего развития сферы мобильности определить пока сложно. Но со своей стороны они видят четыре возможных варианта с говорящими названиями, каждый из которых может реализоваться в ближайшие три-пять лет: «Временный шторм», «Хорошая компания», «Восход на Востоке» и «Одинокие волки». Сценарии строятся на основе комплекса показателей — победа над вирусом и нормализация, сохранение статуса-кво и кооперация компаний для создания нового устройства мобильности, победа восточных стран над вирусом и перехват глобальной экономической инициативы, нарастание смертности и усиление индивидуальной изоляции, соответственно.

Большие данные против коронавируса: 24 модели окончания пандемии Фото:РБК Тренды

  • Первый и второй варианты с уверенностью можно считать позитивными — болезнь будет побеждена, а мобильность окончательно превратится в сервис, предоставляемый крупными частными компаниями, работающими гибко и быстро.

  • Сценарий «Восход на Востоке» строится вокруг успеха восточных стран в борьбе с вирусами, который ни США, ни Европа повторить не смогли. В нем аналитики предсказывают перемещение основных исследовательских и технологических центров в сфере мобильности в Китай, Японию и Южную Корею; внедрение в странах Запада технологий социального контроля и жесткое регулирование сферы владения и пользования автомобильным транспортом по образцу Сингапура и Гонконга.

  • В последнем сценарии рисуется картина антиутопии, в которой глобальность исчезает и заменяется государственными контролем и протекционизмом, а также переустройством общества, труда и услуг.

Подводя итоги своего доклада, аналитики Deloitte подчеркивает важность шагов, предпринимаемых во всем мире сейчас — ведь они формирую картину и обстоятельства будущего. В случае негативного развития событий потребуется готовность к переосмыслению и перестройке систем перемещения людей и товаров, и пока это с равным успехом могут оказаться и развитие, и деградация.

Среди инфраструктурных проектов, очертания которых уже начали проступать, помимо активной велосипедизации мегаполисов можно отметить общеевропейскую систему скоростных железных дорог и стратегию ускоренного перехода на возобновляемые источники энергии. Поезда являются наиболее экологичным транспортом, а возможность перемещаться со скоростью до 300 км/ч сделает пространство ЕС более доступным и взаимно интегрированным. Отдельные сегменты этой сети уже существуют или строятся, но для объединения в единую сеть, по расчетам Венского института международных экономических исследований, потребуются дополнительные средства.

Велосипед вместо гиперлупа: как спасти города от транспортного коллапса

Как будут развиваться события, и в каких декорациях и с какими правилами люди будут перемещаться в скором будущем, сказать сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что ходить пешком и ездить на велосипеде будет актуально всегда, поэтому если у вас еще нет привычки к 12 тыс. шагов или 10 км в день — самое время начать ее развивать.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: