Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Город на ладони: как технологичные сервисы меняют повседневность

Фото:AliaksaB / Shutterstock
Фото: AliaksaB / Shutterstock
Технологичные сервисы меняют город и его восприятие. РБК Тренды попросили культурологов и урбанистов отрефлексировать свой опыт использования сервисов «Яндекс Go» и поделиться экспертным мнением

В августе 2020 года «Яндекс» собрал городские и транспортные сервисы в единое приложение «Яндекс Go». Оно объединяет несколько сценариев: быстрое передвижение по городу (такси, общественный транспорт, каршеринг), экспресс-доставка еды и продуктов курьером или на такси, моментальная отправка документов и грузов. До сих пор «Яндекс» развивал эти возможности в отдельных сервисах, теперь все собрали в «Яндекс Go».

Объединенный сервис «Яндекс Go» построен на базе приложения «Яндекс.Такси», запущенного в 2011 году. Именно в нем сейчас пользователи приложений экосистемы «Яндекса» делают заказы чаще всего. До его появления ждать машину приходилось по 25-30 минут, стоимость поездки часто вызывала на лице удивление, а заказать доставку «день в день» было большой удачей.

Сегодня водитель, который выполняет заказ «Яндекс Go», приезжает меньше, чем за пять минут. А 20 минут достаточно, чтобы доставить на такси посылку или документы.

Жизнь после карантина: как коронавирус изменил наше поведение и привычки Фото:Unsplash, Mélissa Jeanty / Unsplash

Объединение сервисов и сокращение сроков доставки неизбежно повлияло на привычки горожан по всему миру. Перемены не обошли стороной и Россию.

Кирилл Пузанов, руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, кандидат географических наук:

«Москва сегодня — один из мировых лидеров по технологичным сервисам, в том числе городским. Одна из причин — мы вовремя и быстро начали догонять, перепрыгнув через несколько технологических и поведенческих стадий, которые проходили другие страны.

Лидеры не только первыми получают выгоду от своих инноваций, но первыми сталкиваются с непредвиденными изменениями и проблемами. Догоняющий может учесть ошибки и развиваться быстрее, иногда значительно сокращая разрыв.

Ярче всего подобный эффект «догоняющего» иллюстрирует ситуация, которая когда-то была с телефонами в Африке. Так вышло, что там никто никогда не вкладывался в массовую прокладку телефонных линий: не было не только инфраструктуры, но и устоявшихся практик пользования. Зато теперь в Африке в целом неплохое покрытие мобильных сетей.

У них не было необходимости поддерживать, ремонтировать и переделывать старую инфраструктуру, сохранять рабочие места, рынок услуг не был занят конкурентами — дорогостоящих телефонных линий просто не было. И это позволило Африке сразу перейти на следующий этап развития технологий. Сейчас это второй после Азии рынок мобильной связи.

Создать новую инфраструктуру с нуля проще, чем перестраивать старую.

В России двадцать лет назад была похожая ситуация с доставкой товаров — у нас было целых два выжженных поля. Первое — поле инфраструктуры и сервиса. Второе, не менее важное пустующее пространство — поле привычек.

Поменялось все — и привычки мы тоже отстраиваем заново».

Объединение сервисов «Яндекса» началось в марте 2020 года, когда в приложение для вызова такси добавили возможность сделать заказ в «Еде» и «Лавке». Обе эти функции оказались особенно востребованы во время первой волны пандемии, когда перемещаться по городу стало сложнее из-за введенных ограничений.

Пользователи приложения смогли получить продукты с доставкой за 15 минут, блюда из ресторанов или кафе — за полчаса. Вместе с такси и другими сервисами это помогло соблюдать режим самоизоляции, при этом не нарушая обычного распорядка дня и не отказываясь от любимых блюд.

Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент НИУ ВШЭ:

«Жизнь людей в условиях пандемии могут сильно облегчить цифровые сервисы, которые дают удобный доступ к необходимым в новых условиях благам — безопасному перемещению по городу и приобретению нужных продуктов.

Как большой сторонник удаленной коммуникации, я, наверное, нахожусь в меньшинстве — тех, кто с относительным удовольствием переключился в новый режим жизни. Такой режим, который включает почти тотальный отказ от общественного транспорта, посещения людных мест и вообще личного общения.

Выбирая такой образ жизни, мы накладываем на себя дополнительную финансовую ответственность (например, расходы на такси), но в то же время оказываемся в известной степени привилегированными: у меня был шанс, взвесив все «за» и «против», принять такое решение и не превратиться в «выживальщика», скрывающегося от всего живого и растерявшего все социальные контакты. И даже настроить новую удобную повседневность.

Например, как и многие в начале пандемии, я открыла для себя «Яндекс.Лавку». А сейчас я, во многом во имя спасения от очередей в оффлайн-магазинах, использую этот сервис уже по умолчанию, когда мне нужна быстрая доставка продуктов».

Запуск «Яндекс Go» говорит о становлении российских супераппов — приложений с собственной экосистемой и широким набором функций. Они пришли из Азии и быстро захватили Америку и Европу. Эксперты называют развитие супераппов одним из главных цифровых трендов 2020 года.

Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения Фото:Unsplash

Самые востребованные сервисы постепенно входят в состав супераппов и превращаются в иконки внутри одного приложения. Это продиктовано объективной необходимостью — по данным App Annie, в прошлом году на одном смартфоне было установлено в среднем 93 приложения. Их количество не могло расти бесконечно.

Внутри супераппа сценарии продолжают развиваться. Они могут расти в глубину и пересекаться в рамках одной полезной функции. Например, в «Яндекс Go» можно указать адрес места, до которого нужно добраться, и посмотреть стоимость поездки сразу и на такси, и на «Драйве».

Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»

Сценарии могут расти и в ширину, смягчая границы между функциями приложений. Аудитории «Такси» и «Еды» практически не пересекались, но, когда разработчики решили в качестве эксперимента добавить кнопку «Еды» в приложение для вызова машины, горожане действительно стали заказывать доставку в новом формате.

Большой выбор сценариев создает дополнительные сложности для разработчиков. У пользователей нет времени листать длинный список функций в поисках нужной. Поэтому в «Яндекс Go» к основному меню добавили шорткаты — иконки быстрого доступа.

Подборка шорткатов — персональная для каждого пользователя. Она работает как связующее звено между разными сервисами, автоматически подсказывая, что может понадобиться в данный момент — доставка еды, продуктов или транспорт. Встроенные алгоритмы учитывают, какие заказы пользователь делает чаще всего, и предлагают наиболее подходящую опцию.

Точных оценок рынка супераппов ни по России, ни по миру нет. Но очевидно, что интерес к ним растет. А их повсеместное распространение меняет роль «цифры» в жизни пользователя.

Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент НИУ ВШЭ:

«Более чем полугодовое антропологическое наблюдение за собственными меняющимися привычками позволяет предположить, что активные пользователи мультифункциональных онлайн-сервисов потенциально становятся цифровыми номадами.

Раньше считалось, что digital nomads — это люди, хорошо освоившие современные технологии для решения профессиональных и досуговых задач, «успешные» вне более традиционных представлений о локализованности жизни и работы.

Цифровые кочевники могут перестраивать все — от режима дня, теперь не привязанного к логике индустриальной культуры, с ее делением времени на отрезки занятости и отдыха, до необходимости быть привязанным к конкретному пространству. Они работают отовсюду, параллельно отдыхая, независимы от привычных графиков жизни и вообще привычных способов саму жизнь проживать. Потому распространено убеждение, что кочевники — мобильные (и технологически, и метафорически) люди мира, свободные в своих перемещениях.

Сегодня эта свобода ограничена закрытыми из-за коронавируса границами. Но мобильность никуда не девается, она остается в онлайн-пространстве.

Новые цифровые номады — это те, кто, буквально не выходя из комнаты, подключены к сервисам, обеспечивающим решение рабочих вопросов, мобильный доступ к культурным объектам и, что, пожалуй, еще важнее, удовлетворение бытовых нужд».

Обновленное приложение от «Яндекса» сегодня работает во всех городах присутствия сервисов. Пока набор опций различается в зависимости от города. В Нижнем Новгороде еще нет «Драйва», в Казани — «Лавки».

В Москве и Санкт-Петербурге работают все сервисы «Яндекс Go». Это позволяет горожанам решать повседневные задачи вне зависимости от локации внутри мегаполиса. А в результате — дает возможность свободнее выбирать место жительства и комьюнити, к которому хочется принадлежать.

Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность Фото:Zuma / ТАСС, Unsplash

Кирилл Пузанов, руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, кандидат географических наук:

«Сервисы доставки унифицируют город, создают однородное пространство, единую поведенческую городскую базу. В каком бы районе я ни находился, у меня всегда под рукой знакомый и более-менее одинаковый набор товаров и услуг.

Более того, если раньше за одним и тем же набором продуктов мне нужно было бы идти в разное время в разных районах, то теперь все в телефоне. Это удобно и экономит время. Получается, не так уж важно, где именно я нахожусь — я все равно внутри сервисной экосистемы.

Кажется, что появление подобных сервисов наступает на такие самые базовые городские принципы как «центр — периферия».

Раньше горожанин больше думал о своем местоположении — о том, относительно чего он находится — центра, работы или ближайшего кинотеатра. Мы знали, что в центре живут богатые, зато на периферии больше парков. Мы знали, куда и зачем ехать.

Сейчас многие из этих вопросов отходят на второй план: становится более важным само место, локальность — вне зависимости от того, где в системе города это место расположено. И чем больше времени мы проводим дома и в своем районе, тем более важными эти пространства становятся для нас.

Если в Москве и других российских больших городах люди, прежде всего, смотрят на метраж, соотношение цены и качества и близлежащую инфраструктуру, то в развитых странах обращают внимание на локальное сообщество, будущих соседей. Люди перестают выбирать сервисы и начинают выбирать людей.

Важно, что это не классовое разделение на бедные и богатые районы, а стремление к общему стилю жизни. Кому-то важны тусовки и гул большого города, кому-то важнее жить в самом спокойном и тихом районе, а кто-то хочет, чтобы окружающие разделяли его заботу об экологии.

Унифицирующие городские сервисы — телемедицина, онлайн образование, доставка еды и продуктов — помогают сформировать новую городскую систему соседств. Такие сервисы создают базовый уровень комфорта — и это позволяет сфокусироваться на других аспектах жизни в городе».


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: