Об эксперте: Ирина Тарасова, директор Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ».
Мы привыкли слышать фразы вроде «на ошибках учатся», «опыт — это имя, которое каждый дает своим ошибкам», и какие-то промахи воспринимаются нами как вполне нормальное и обыденное явление. Было бы странно смотреть на человека, который бы с уверенностью утверждал, что никогда не совершал ошибок.
В бизнесе происходит то же самое. Компаниям постоянно приходится тестировать множество гипотез, и не все из них срабатывают. Культура ошибок — обработка ошибок и их последствий в обществе (ее еще называют No Blame Culture — от англ. «виноватых нет») — играет важную роль в развитии и успехе современных корпораций. Термин часто используется как синоним для среды, где ошибки допускаются и рассматриваются как способ роста и улучшения чего-либо, иными словами, это способность превращать ошибки в ценный опыт.
Когда стала распространяться культура ошибок
Культура ошибок в компаниях начала формироваться в конце XX — начале XXI века, когда бизнес стал активно применять принципы управления качеством и непрерывного улучшения. Это способствовало формированию культуры, где ошибка рассматривается как возможность учиться и расти.
Одной из первых компаний, которая сделала культуру ошибок нормой, акцентируя внимание на том, что консерватизм и страхи сотрудников потерять работу в случае промаха только стопорят инновации и развитие компании, стала Mercedes Benz.
Стиль лидерства Тото Вольффа, исполнительного директора компании, представляет собой золотую середину между двумя крайностями. Первая крайность — жесткий контроль, местами даже микроменеджмент. Вторая крайность — «без поводка», «все допустимо». Вольфф считает, что важно найти правильный баланс между ними, основанный прежде всего на полномочиях людей и четких целях. Когда у организации понятные цели и миссия, все ее действия становятся направленными на достижение этих общих целей.
Вольфф также известен внедрением корпоративной культуры, которая предполагает сохранение спокойствия и избегание чувства вины, когда что-то идет не так. В компании придерживаются принципа спрашивать «Что пошло не так?» вместо «Кто виноват?». Так фокус остается на проблеме, а не на человеке.
Значение культуры ошибок для корпораций
Культура ошибок является важным элементом корпоративной культуры, который делает организацию более гибкой и устойчивой к внешним изменениям и нестабильным ситуациям. Культура ошибок — это не про отсутствие ответственности. Скорее наоборот. Это ключевой принцип «бережливого» менеджмента. Используя этот принцип, компания может сократить риски, наладить и улучшить производственные процессы. Лучше действовать и ошибаться, чем просто бездействовать.
Сооснователь платформы Netflix Рид Хастингс считает, что ошибки ведут к росту инноваций в компании. Причем он предпочитает открыто говорить каждый раз, когда чувствует, что сам совершил ошибку. В 1991 году он основал свою первую компанию и был одержим процессами. Каждый раз, когда кто-то совершал ошибку, в компании пытались внедрить процесс, чтобы эта оплошность не повторилась. Проблема заключалась в том, что менеджеры слишком старались обезопасить систему. В результате только «новички» были заинтересованы в работе в таких условиях. Вскоре рынок изменился, компания оказалась неспособной адаптироваться к изменениям, и ее поглотил конкурент. Поэтому в Netflix Рид Хастингс акцентировал внимание на работе без строгих процессов, но при этом без хаоса.
Сегодня особое внимание уделяется динамичности и готовности быстро адаптироваться к изменяющемуся миру. Компании, неспособные оперативно реагировать на перемены, уходят с рынка, причем мы говорим о настоящих гигантах, таких как Nokia и Motorola.
Зато способность к адаптации неоднократно спасала другие крупные компании. Например, Amazon в 2014 году представила смартфон Fire. Продукт оказался провальным и принес компании убытки в размере $170 млн. Но Amazon не стала зацикливаться на потерянных миллионах, а вынесла уроки и переключила внимание на другие продукты, такие как Echo — «умная» колонка с поддержкой голосового помощника Alexa. Первую колонку Echo выпустили в 2014 году, и с тех пор продажи по всему миру растут. Так, в 2022 году было продано 82 млн устройств, и, по прогнозам, объем продаж ежегодно будет только расти.
Один из механизмов, придуманных основателем Amazon Джеффом Безосом и руководством компании, — это работа над ошибками. После любого неприбыльного/провального проекта люди, отвечающие за этот проект, заполняют специальный документ — Correction of errors. Ошибкой считают даже те события, которые были незаметны для пользователей, но через несколько итераций могли бы повлиять на них.
Ментальное здоровье сотрудников
Страх перед негативными последствиями ошибок может вызвать стресс и оказать давление на сотрудников, что негативно сказывается на их ментальном состоянии и производительности. Такие страхи особенно свойственны поколениям X и даже Y (так называемым бумерам и миллениалам), выращенным на установке о необходимости быть непогрешимыми. Ошибки в данном случае чаще всего будут восприниматься самими сотрудниками как собственная некомпетентность и непрофессионализм, хотя на самом деле это может быть не так.
Ментальное здоровье сотрудников тесно связано с их способностью адаптироваться к ошибкам и стремиться к улучшению. Для адаптации культуры ошибок компании могут внедрять практики поддержки ментального здоровья, такие как тренинги по управлению стрессом и поощрение работы над личным развитием. Вообще забота о психическом состоянии сотрудников — один из главных трендов в глобальном бизнесе.
Практики внедрения культуры ошибок
Такие компании, как Google, Amazon и Netflix, служат примером успешной интеграции культуры ошибок в свою корпоративную культуру. Они активно применяют методы Innovation Time Off и Fail Fast, Fail Cheap, чтобы стимулировать исследования и разработки.
Чем быстрее ты ошибся в рамках своего эксперимента или гипотезы, тем лучше — именно это и лежит в основе методологии Fail Fast, Fail Cheap, через которую можно приобрести своего рода «терпимость к провалам». Согласно Fail Fast, Fail Cheap, нужно максимально быстро выявлять нежизнеспособные гипотезы, чтобы не вкладывать ресурсы туда, куда не нужно. Ошибки в таком случае не воспринимаются как проблема, и можно двигаться уверенно вперед, не испытывая страха перед возможными неудачами.
Рядом с Fail Fast часто идут методологии Fail Often и Learn Fast («Проваливайся часто» и «Учись быстро») — чем больше вы совершаете ошибок, тем больше у вас обратной связи и новых данных, тем быстрее вы можете научиться тому, что нужно вашим клиентам.
В Google давно существует программа Innovation Time Off — сотрудники могут использовать 20% рабочего времени на развитие собственных проектов, если они приносят потенциальную пользу для бизнеса Google. Некоторые компании могут даже предоставлять финансовые вознаграждения, если сотрудник какое-то количество времени инвестирует в развитие инноваций.
Как внедрить культуру ошибок в компании
Внедрение культуры ошибок в компанию — процесс, который начинается с осознания важности извлечения опыта из неудач. Вот несколько шагов и рекомендаций:
Лидерство и открытость:
- руководство должно приветствовать открытые диалоги о неудачах и их пользу для обучения;
- пример лидерства: руководители должны демонстрировать готовность делиться своими ошибками.
В рамках идеальной (будем считать, что такая существует) корпоративной культуры лидеры склонны винить какие-то процессы, а не людей. Они сосредотачиваются на понимании того, почему что-то произошло, а не на том, кто несет ответственность. Стремясь определить основную причину проблемы, они создают системы, которые предотвращают повторение данной ошибки в будущем.
Лидеры также осознают, что они являются частью системы, поэтому берут на себя ответственность за свои ошибки (например, недостаточное информирование о важном вопросе или принятие неправильного решения) и не ожидают совершенства ни от себя, ни от других. Это побуждает сотрудников открыто говорить о своих ошибках и использовать их как возможность для обучения и роста, а не скрывать их, опасаясь порицания или наказания со стороны руководства.
Обучение и поддержка:
- научите сотрудников практикам управления рисками и как правильно реагировать на ошибки;
- создайте менторские программы, где опытные сотрудники делятся своим опытом.
Прозрачность в коммуникации:
- установите прозрачные каналы коммуникации, где сотрудники могут свободно обсуждать свои ошибки;
- используйте коммуникацию в режиме реального времени для быстрого реагирования на проблемы.
Поддержка инициатив:
- поощряйте сотрудников пробовать новые идеи, даже если они могут привести к неудачам;
- поддерживайте инициативы, предполагающие эксперименты, и создавайте безопасную среду для тестирования идей.
Многие компании даже проводят конкурсы на самый лучший провал, где каждый из сотрудников может поделиться историей из своей профессиональной жизни и получить приз.
Анализ и учебные моменты:
- регулярно проводите обзоры проектов, включая анализ неудач и выявление учебных моментов;
- создайте документацию для сохранения опыта и применения усвоенных уроков в будущих проектах.
Внедрение культуры ошибок требует сбалансированного подхода, где сотрудники чувствуют, что их усилия в экспериментах приветствуются, а ошибка воспринимается как возможность учиться и расти.