Порно как двигатель прогресса: digital-технологии из «взрослой» индустрии

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
С порнографией борются целые государства, люди считают ее стыдной, но это ничуть не мешает ей оставаться сверхпопулярной. А там, где есть огромная аудитория, есть конкуренция, деньги и возможность влиять на мир

Почти 20 лет назад в одном из выпусков комедийного мюзикла «Avenue Q» показали знаковую сценку. Один из персонажей поет о том, как прекрасен интернет, а второй постоянно его перебивает:

— Интернет очень-очень клевый.

— Для порно!

— Все так быстро загружается и мне не нужно ждать.

— Чтобы посмотреть порно!

— Здесь всегда появляются новые сайты.

— С порно!

И так далее…

Песня сразу завирусилась и стала популярным мемом как за рубежом, так и в России — в сатире оказалось слишком много правды. В 1990-е годы интернет действительно был чертовски «грязным» местечком: в годы зарождения Всемирной Паутины до 40% всего трафика в ней приходилось на контент с обнаженной натурой. В 1995 году журнал Time отмечал, что 83,5% контента в Usenet (предшественник форумов, серверов и файлообменников) — это порноизображения. В массовом сознании закрепилась оценка, что 37% мирового трафика приходится на «клубничку», которую в 2010 году дала компания Optenet. По состоянию на 2016 год приводилась оценка в 30%.

Более свежих исследований пока нет, но в том, что порно занимает очень значимую часть Сети, сомнений нет. Это огромная и востребованная индустрия с крайне высоким уровнем конкуренции. В таких условиях любое изменение, даже маленькая удачная «фишка», которую ты придумал и внедрил первым, сразу выделяет тебя среди остальных. Именно поэтому порно начало влиять на технологии задолго до появления интернета, а затем даже в некоторой степени определило его развитие.

Форматы «доцифровой» эпохи

Порноиндустрия как минимум три раза оказывала серьезное влияние на выбор форматов для хранения данных в эпоху до «цифры». В начале 1960-х гламурный (снимающий эротику, а не то, что гламуром называют сейчас) фотограф Джордж Харрисон Маркс решил, что пора переходить на видео и вооружился камерой с 8-миллиметровой пленкой N8, а чуть позже — Super 8. Коллеги по цеху и обычные люди быстро последовали его примеру — домашняя «клубничка» пользовалась популярностью уже тогда.

Джордж Харрисон Маркс с супругой Тони, 1974 год
Джордж Харрисон Маркс с супругой Тони, 1974 год (Фото: Evening Standard / Hulton Archive / Getty Images)

В 1970-х годах между двумя японскими компаниям разгорелась война за доминирование на рынке домашних видеомагнитофонов и кассет для них. Система Betamax от Sony вышла на рынок раньше, но проиграла из-за дороговизны и ограничения времени записи — всего один час. Формат VHS от JVC победил, потому что был дешевле и уже на старте позволяла записывать 2 часа видео, хотя и при чуть более низком качестве. Именно поэтому производители порно выбрали ее. В середине 2000-х годов аналогичное противостояние было между HD-DVD и Blu-Ray. Победил второй, и вновь порнографы выбрали его из-за большей вместительности. А в 2010-х годах массовый отказ порносайтов от технологии Flash для воспроизведения видео на веб-страницах фактически нанес ей решающий удар.

Регистрации и онлайн-платежи

Первые порносайты выглядели примерно так же, как доски объявлений (BBC — bulletin board system) из эпохи Web 1.0, но вся визуальная часть была открыта, а не распространялась в виде архивов. А еще выход в публичное пространство потребовал ввести такую штуку, как регистрация. Абсолютно каждому сегодня знакома механика, когда ты придумываешь логин с паролем, указываешь свой e-mail, а затем уже в почте завершаешь процесс кликом по ссылке. Впервые она появилась как раз тогда: в далеких 1990-х годах на порно-сайте Cybererotica. Алгоритм называется Double Opt-in или «двухэтапная подписка». Ключевая идея заключается в том, что только действительно вовлеченный пользователь сделает все до конца, плюс это проверка валидности электронной почты, и последнее очень важно. Если пользователь подписался на рассылку сам, то отправителя понятно какого контента заблокировать нельзя.

Зачем регистрироваться? Чтобы получить доступ к базе очень интересного контента, которого на заре интернета было далеко не так много, как сейчас. И пользователи искренне хотели расстаться с деньгами, однако прием платежей стал настоящей головной болью для владельцев порносайтов. Архаичные варианты от «позвони по платному номеру и получи код доступа» до пересылок бумажных чеков по почте постепенно пошли по пути прогресса. Сначала появился специальный плагин CyberCash, который требовалось установить для онлайн-оплаты. Чуть позже вышел стандарт SSL для защищенного обмена данными, и именно порносайты стали первыми, кто использовал его для приема платежей. Фактически так начал зарождаться рынок электронной коммерции, а массовым явлением он стал лишь в начале 2000-х годов.

Фото:rupixen.com / Unsplash
Индустрия 4.0 Что такое e-commerce?

Однако оставалась другая проблема: как быть с возвратами и мошенническими транзакциями, которых в порноиндустрии всегда чрезвычайно много? Именно из-за этого традиционные платежные системы массово отказывались от работы со «стыдными» сайтами. Решение тоже нашлось быстро — стали появляться платежные сервисы-посредники, которые в обмен на высокую комиссию брали на себя выставление счетов за подписку на «клубничку». Фактически они стали прототипами PayPal и других онлайн-кошельков. И практически сразу же им пришлось учиться автоматически отклонять подозрительные транзакции, сопоставлять адрес регистрации банковской карты пользователя с его IP и внедрять другие методы борьбы с мошенниками, которые вскоре стали стандартом всей индустрии электронных платежей.

Веб-аналитика и UI

Это сейчас все знают, что баннеры — устаревший формат рекламы, модель оплаты за их показы неэффективна, и потому используют огромное количество инструментов самой разной веб-аналитики. Но мало кто догадывается, что впервые такая аналитика появилась на сайте уже упомянутой Cybererotica. Панель для работы с ней называлась XXX Counter. Уже в середине 1990-х годов владельцы сайта изучали, кто к ним приходит, сколько времени проводит на сайте, какие категории чаще интересуют людей, какие устройства и браузеры они используют. А еще именно тогда появилась механика отслеживания не просто кликов, а уникальных посетителей веб-сайтов.

Примерно тогда же владельцы сайтов для взрослых поняли, что над интерфейсами важно работать. Во-первых, пользователю должно быть удобно совершать ключевые действия одной (и часто не ведущей) рукой. Во-вторых, очень важно безупречно настроить предзагрузку контента, а это можно сделать только на базе анализа действий человека, то есть, научившись предсказывать по уже совершенным манипуляциям его дальнейшее поведение. Многие эти решения позже легли в основу YouTube, Vimeo и других популярных видеохостингов.

Фото:Unsplash
Экономика образования Веб-дизайнер: кто это, чем занимается и как им стать

Видеохостинги и стриминг

YouTube появился в феврале 2005 года, а первый сайт с потоковыми трансляциями порно-видео увидел свет на целых 11 лет раньше! Его сделала голландская компания Red Light District, причем алгоритм сжатия создатели придумали самостоятельно. Еще через год появилась аналогичная платформа DanniVision, смотреть ролики на которой можно было даже подключаясь к Сети с помощью модема на скорости 28 Кбит/c, причем без каких-либо плагинов: прямо в браузере.

Вебкам-сайты тоже появились далеко не сегодня. Первые из них вовсю функционировали уже в конце 1990-х годов. Многие из их основателей пришли в новый бизнес из «секса по телефону». Не хватало лишь быстрого соединения, но основные алгоритмы и механики придумали и реализовали уже тогда. Конечно, с поправкой на то, что оборудование было громоздким и дорогим, а голосовой связи не существовало — моделям приходилось общаться в чате. Первым частным стримером принято считать девушку по имени Дженнифер Рингли. На своем собственном сайте JenniCam она в режиме live показывала всю свою жизнь, включая моменты переодеваний и даже секса. В 1996 году это было скорее похоже на слайд-шоу, чем на видео, но на пике популярности такого «реалити» страницу JenniCam посещало более 500 тыс. зрителей. Разумеется, дело не обошлось без платной подписки — в ней кадры обновлялись значительно чаще, чем в бесплатной версии.

Фото:Shutterstock
Экономика шеринга Музыка онлайн бесплатно: как стриминг изменил музыкальную индустрию

VR и дипфейки

Порноиндустрия не только изобретала свои технологии, но и становилась мощным драйвером для чужих. В 2017 году Pornhub отчитался о резком всплеске интереса к видео по теме VR, то есть — виртуальной реальности. Да, тех самых, которые ты наблюдаешь как бы от первого лица со специальными очками или гарнитурой на голове. Если в июне 2016 на Pornhub в день смотрели не более 150 тыс. таких роликов, то в 2017-м счетчик застыл на среднем значении в 450–500 тыс. видео по теме VR в день. А в новогоднюю ночь с 31 декабря 2016 года на 1 января 2017 года был достигнут пик в 900 тыс. просмотров. Россия, правда, в этот тренд не вошла и, скорее всего, это связано с дороговизной VR-гаджетов. Больше всего интереса к VR-порно проявили пользователи США, Великобритании и Канады. В 2020 году список стран, где эта категория наиболее популярна, пополнили Индия и Германия. С такими темпами у VR-порно есть все шансы войти в тройку лидеров своей индустрии вместе с VR-видеоиграми и VR-решениями для просмотра американского футбола.

Индустрия 4.0 Что такое теледильдоника и как это работает

Дальше — больше. В то время как технология дипфейков (замена лица одного человека лицом другого с помощью алгоритмов ИИ) стала проблемой для всего мира, в порно с этим даже особо не пытаются бороться. Крупные студии, конечно, таким не занимаются, но технология настолько доступна, что Сеть буквально завалена контентом с ее использованием — сделать его может буквально любой желающий. Недавнее исследование компании Deeptrace показало, что 96% опубликованных в интернете дипфейк-видео — это порно, и их общее количество неуклонно растет.

Фото:Kayla Velasquez / Unsplash
Индустрия 4.0 Дипфейки: что это за технология и почему она опасна

ИИ, большие данные и роботы

Владельцы порносайтов давно взяли на вооружение технологии искусственного интеллекта. В самом простом виде алгоритмы помогают им распознавать лица актеров на загруженных видео, проставляя их имена и добавляя больше точных тегов. На более глубоком уровне они совершенно точно могут отследить интересы пользователя, чтобы предложить более подходящий ему контент. И в нужное время: если у вас не настроены разрешения браузера, будьте готовы к тому, что они вас слышат.

Есть и интересный пример использования ИИ в сочетании с «большими данными». В 2018 году компания VIECI начала продажи Autoblow AI — это секс-игрушка, симулирующая оральный секс. Разработчики хотели сделать ее движения максимально реалистичными, для этого показали искусственному интеллекту 144 часа видео с порно из соответствующей категории. Причем делали они это на скорости 50% и так, чтобы движения губ актеров можно было рассмотреть в деталях: на каждом из 30 кадров при этой частоте воспроизведения. В результате алгоритмы определили 16 наиболее популярных движений, которые гаджет как раз и имитирует. Ну и самое удивительное: Autoblow AI — это краудфандинговый проект. То есть, на него «скинулись» реальные люди, и он в портфолио производителя уже не первый — спрос есть.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Робот из мусора и вечный двигатель: самые необычные краудфандинг-проекты

Реклама и данные пользователей

Может показаться, что в последнее время индустрия контента для взрослых влияет на технологии и мир не так, как раньше. Но высока вероятность, что впечатление обманчиво. Нельзя забывать, что это по-прежнему серьезный бизнес с впечатляющей аудиторией и огромными бюджетами. В 2020 году суточная аудитория Pornhub достигла 120 млн человек. Это больше, чем у Netflix и Amazon — почетное десятое место в мировом топе веб-сайтов. Его главный конкурент, Xvideos, занимает восьмую строчку того же рейтинга. К слову, ровно между ними на девятой позиции находится «Яндекс», который занимает 60% рынка поисковых систем в России. При этом общий объем мирового рынка онлайн-порно (а это лишь часть индустрии контента для взрослых) оценивался в том же году более чем в $35 млрд. Есть и другие оценки, которые доходят почти до $100 млрд.

Также уместно вспомнить, что Pornhub (а еще RedTube, YouPorn, более мелкие «взрослые» сайты и полдюжины порно-студий, включая Brazzers) — это активы компании MindGeek. До недавнего времени никто даже не знал имени ее владельца, но уже в 2015 году ее годовая выручка составляла $460 млн. Поскольку структура максимально закрытая, эти данные наверняка сильно занижены. Если зайти на сайт головной компании, то там нет ни единого намека на взрослый контент, зато есть фото красивого офиса. А еще у MindGeek есть собственная рекламная сеть TrafficJunky, с которой сотрудничают серьезные компании вроде производителя одежды Diesel и российского банка «Точка». Сможет ли кто-то сходу сказать как это решение повлияло на рынок рекламных DSP-платформ (Demand Side — представляющих интересы покупателя)?

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как и зачем порнокомпании собирают большие данные пользователей

Кроме того, существует масса доказательств того, что порносайты вовсю собирают огромное количество данных о своих посетителях и с радостью продают их третьим лицам, включая Google и Facebook. Конечно же, это «обезличенно» и «безопасно», но все мы помним, что совмещение нескольких списков данных — абсолютно реальный и действенный способ выявить владельцев. О том, какой вклад индустрия развлечений для взрослых внесла в совершенствование технологий слежки за пользователями, скорее всего, не расскажет никто и никогда.

Обновлено 15.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть