Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Что изменилось?»: Как политика идентичности влияет на поп-культуру

Фото: David Roark / Getty Images
Фото: David Roark / Getty Images
Джоан Роулинг, Эллен, Крис Прэтт – многие публичные фигуры подверглись критике за проблематичные высказывания и взгляды. О том, как социальные движения влияют на современный мир, обсудили в подкасте «Что изменилось?»

Гости эпизода:

Софья Бронтвейн — директор моды Forbes, бывший шеф-редактор сайта GQ.ru.

Яна Лукина — журналистка и автор Telegram-канала superficial space cadet.

Ведущий подкаста — Гоша Рудаков — мультимедийный продюсер РБК Трендов.

Сегодня к равенству стремятся во многих сферах: Американская киноакадемия ввела новые правила для тех, кто хочет получить оскаровскую номинацию «Лучший фильм» (среди массовки и членов съемочной площадки должны быть представители расовых меньшинств или ЛГБТ+ сообщества). Следом за «Оскаром» нововведения приняли и для «Грэмми»: теперь категория «Мировой музыкальный альбом» называется «Лучший альбом мировой музыки». Представители премии сделали это для того, чтобы убрать «колониальный» подтекст в номинации. Некоторые считают, что новые правила тесно связаны с «культурой отмены» и популяризацией движений за равные права.

Таймлайн беседы:

1:12 — Что такое политика идентичности?

8:45 — Как «культура отмены» может повлиять на сегодняшний культ знаменитостей?

16:41 — Насколько важен временной промежуток?

21:009 — Что такое токенизм и как он влияет на поп-культуру?

36:32 — Помогает ли маркетинг в борьбе за равенство?

47:39 — Как западная политика идентичности влияет на то, что происходит в России?

Что такое политика идентичности?

Понятие политики идентичности появилось еще в 1970-х годах, определение было впервые введено темнокожей феминисткой Барбарой Смит и коллективом Комбахи Ривер в 1974 году. Политика идентичности подразумевает под собой объединение людей определенного гендера, расы, социального класса для борьбы за свои права и репрезентацию политической повестки в государственных аппаратах правления.

На данный момент некоторые придерживаются мнения, что политика идентичности играет важную роль в современной культуре и тесно связана с так называемой »культурой отмены»: эта культура стала инструментом для маргинализированных сообществ по отстаиванию своих прав и ценностей против публичных фигур, которые сохранили власть и авторитет даже после совершения правонарушений.

Работает ли «культура отмены» на самом деле?

По словам Яны Лукиной и Софьи Бронтвейн, в России институт репутации почти не работает. Например, после высказывания Регины Тодоренко о домашнем насилии несколько компаний приостановили сотрудничество с ней, но сейчас в Instagram певицы по-прежнему есть спонсированные посты. Также Регина часто появляется на ТВ: в прошлом году она выступала в шоу «Ледниковый период» на Первом канале. Актер Марат Башаров, который признался, что бил своих жен, продолжает сниматься в фильмах и сериалах.

Что касается западных знаменитостей, то за последние несколько лет некоторые из публичных личностей подверглись критике за различные проступки: например, актера Кевина Спейси в 2017 году «отменили» за сексуальные домогательства. Впоследствии обвинения с него были сняты, и лишь в мае 2021 года стало известно, что Спейси сыграет роль в новом фильме итальянского режиссера Франко Неро. Вуди Аллена в педофилии обвиняла его приемная дочь, но в интервью с каналом CBS Аллен сказал, что никогда не домогался своей падчерицы.

Гости подкаста подчеркнули, что за последнее время многие звезды были «отменены», однако большинство из них продолжают свою деятельность.

Что такое токенизм и как репрезентация может помочь?

Токенизм — это создание видимости расового, гендерного и социального равенства, но не стремление к системным изменениям, которые к этому равенству приведут. Некоторые считают, что благодаря токенизму HR-специалисты выбирают представителей меньшинств не за профессиональные качества, а из-за их ориентации, гендера и расы, чтобы показать, что компания или бренд следят за социальной повесткой.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций «Быть в помощь»: как бренды выстраивают свою социальную роль

Например, критике подверглись такие фильмы как «Жизнь Адель» и «Назови меня своим именем», в которых рассказывают истории о любви между двумя женщинами и двумя мужчинами. Оба фильма, как считают некоторые представители ЛГБТ+ сообщества, не отражают реальный опыт ЛГБТ+ людей.

Токенизм тесно связан с темой репрезентации — то, как медиа рассматривают и представляют аудитории пол, возраст, этническую принадлежность, ориентацию, а также каким образом рассказывают об определенных социальных проблемах и событиях.

Феномен репрезентации можно рассмотреть на всех этапах работы над материалом.

  • Итоговый продукт: как составлен текст в статье, какие изображения были выбраны, как определенные герои или события показаны в фильме, каков был ракурс камеры и так далее. Также сюда входит то, как и кем были написаны материалы (статьи, сценарии, репортажи) и кем они были отредактированы.
  • Что было включено и исключено из итогового продукта: на этом этапе важно понять, какие элементы истории были включены в текст, фильм, сериал, телешоу, а какие части были вырезаны.
  • Важной частью репрезентации являются заголовки и слоганы, которые придают изображениям (фотографиям в репортаже, афишам кинофильмов) определенный контекст.
  • Стереотипы: использование характеристик определенной группы людей, которые зачастую преувеличены. Стереотипы обобщают или упрощают жизнь и существование маргинализированных групп людей.
  • Идеология: идеи и убеждения, которых придерживаются люди, ответственные за продукт. Принципы и ценности человека или компании могут повлиять на то, что в итоговом продукте представлено.

Наше медиапотребление влияет на то, как мы относимся к людям, которые не похожи на нас, поэтому репрезентация людей с различным культурным бэкграундом помогает нам относиться к друг другу терпимее.

По мнению Софьи Бронтвейн, для равенства и позитивной репрезентации людям нужно дать время:

«Я брала интервью у своего хорошего друга, который работает барменом, и он рассказал, что даже в их индустрии требуют, чтобы среди лучших барменов мира были транс-персоны, темнокожие женщины, геи и лесбиянки. Нужно понимать, что профессия бармена — это контактная работа, а в большинстве стран ЛГБТ+ сообщество и небинарные персоны были вне закона, то есть они не могли открыто заявлять о своей ориентации. Поэтому эти талантливые ребята начали выходить из тени только сейчас, многие геи и транс-персоны боялись попадать в эту индустрию до этого, но мы уже требуем от них того, чтобы они входили в список лучших барменов. Есть белые гетеросексуальные мужчины, которые работали барменами на протяжении 100 лет, а есть бармены-геи, которые работают в некоторых странах всего лишь 10-20 лет. Мы хотим решения проблем здесь и сейчас, но это так не работает».

По мнению Яны Лукиной, токенизм может стать стимулом, который подтолкнет индустрии к реальным изменениям:

«На самом деле, даже новые правила, которые были введены Американской киноакадемией, не так страшны — это капля в море. Если мужчины-режиссеры веками снимают кино, то женщины-режиссеры работают в киноиндустрии последние лет десять. Конечно, если их не будет видно, то как они будут работать? Никто не знал про Хлою Чжао, режиссера «Земли кочевников», но как только она попала в оскаровский «замес», то о ее творчестве заговорило и узнало много людей, а еще ее уже пригласили работать с киновселенной Marvel. Никто не навязывал женщин-режиссеров, но их репрезентация важна».

В свою очередь, Софья обращает внимание на ремейки диснеевской классики, которые, по ее словам, продвигают инклюзивность:

«Думаю, многих бесит (меня в том числе), что Disney активно снимает ремейки старых мультфильмов и сказок. Но на самом деле компания делает важную и классную вещь: показывает миллионам детишек по всему миру новое мировоззрение, в котором принцессой может быть любой человек. К этому может и сложно привыкнуть, но это должно происходить».

Насколько этично «продавать» равенство?

В 2016 году Мария Грация Кьюри выпустила дебютную коллекцию для модного дома Dior, одной из самых популярных вещей оказалась белая футболка с надписью «We Should All Be Feminists», высказыванием нигерийской писательницы и феминистки Чимаманды Нгози Адичи, после чего последовали дискуссии о том, правильно ли продавать футболки с феминистическими лозунгами за $710. Гости подкаста считают, что мода завязана на эмоциях, а попытка монетизировать чувства имеет и положительную сторону: чем чаще мы будем говорить о феминизме, тем больше людей узнают о нем. Поддержка различных движений накладывает большую ответственность на компании, поэтому использовать эти течения ради выгоды нужно осознанно.

Больше по теме читайте тут:


Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.

Обновлено 02.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть