Об авторе: Павел Гужиков, основатель и CEO сервиса досрочной выплаты зарплат «Деньги Вперед».
Коронавирус жестко ударил по состоянию богатейших людей мира. По данным Forbes, всего за один день топ-10 миллиардеров потеряли $76,4 млрд. Но их отношение к происходящему сильно разнится. Так, возглавил список Бернар Арно с потерями в $14 млрд. Для его бизнеса LVMH это стало ударом. До кризиса средняя цена акции холдинга составляла €420, а после падения рынка — €350.
Но не все бизнесмены покорно смирились с происходящим. Например, Илон Маск решил открыть несколько новых направлений работы, которые включают разработку медицинского оборудования. В результате цена акций Tesla выросла с $360 до $819. В период с 18 марта по 10 мая Маск увеличил свое состояние в 2,2 раза, что позволило не только полностью перекрыть убытки, но и хорошо заработать.
Потеря денег
В период с февраля по март 2020 года капитализация крупнейших компаний снизилась на рекордные $7 трлн. Фактически это отбросило международную экономику до уровня 2008-2009 годов. В то же время инвесторы окончательно убедились, что существующие бизнес-модели устарели. Компании, которые смогут предложить что-то новое, получат приток средств. Остальным придется закрыться. И примеров безысходности хватает. Только в 2019 году прекратили свою деятельность 249 компаний с оборотом более €50 млн. Это свидетельствует о том, что проблема созрела давно. Коронавирус стал лишь катализатором, который ускорил процессы распада устаревших компаний.
Другим конкретным примером может быть ситуация в нише HR-услуг. Еще пару лет назад отрасль была крайне популярна и в ней работало несколько тысяч компаний на территории России. Но в 2019 году их осталось меньше тысячи, и тенденция сохраняется. Все дело в том, что разработчики программного обеспечения предложили бизнесу чат-ботов, которые могут оценивать анкеты соискателей и задавать дополнительные вопросы. В результате машина делает работу на 60% быстрее человека, не допускает ошибок и не требует ежемесячной оплаты.
Проблемы с бизнесом, заточенным под старые модели работы, наблюдаются повсеместно. Ярким примером служит Whiting Petroleum Corp. Это одна из крупнейших компаний по добыче сланцевого газа в США, которая была признана банкротом 1 апреля 2020 года. Коронавирус лишь обнажил существующие проблемы: привязку к нефти и топливу, дорогую логистику, относительно низкую востребованность сырья.
Нефтедобывающая компания Alta Mesa Resources и разведочная и производственная компания Sanchez Energy также обанкротились во время пандемии. В результате остатки пассивов компании планируют взять на баланс американские банки. Но очевидно, что для возвращения прибыльности этих предприятий придется полностью пересмотреть бизнес-модели.
Ярче всего о необходимости перемен кричит рынок туристических услуг. Так, в середине марта компания ООО «Индиго-Тур» объявила о прекращении работы. Это первый российский туроператор, обанкротившийся из-за коронавируса. По оценкам экспертов, в ближайшее время к нему присоединятся от 80% до 95% фирм, работающих в данной сфере.
Работа в условиях «удаленки»
HeadHunter опубликовал результаты собственного опроса как соискателей, так и руководителей компаний о том, как изменилось качество работы при переходе на удаленку. Первое, что бросается в глаза — это характеристика работников. В зависимости от специфики и числа сотрудников отмечается, что рабочие стали трудиться хуже на 25-30%. При этом рост производительности труда отмечается только у 15-17% работников.
Руководители компаний отмечают, что более 60% сотрудников стали ответственнее относиться к работе. Но в то же время процессы коммуникации усложнились, что негативно влияет на скорость выполнения заданий и часто приводит к ошибкам и даже конфликтным ситуациям.
В конце опроса работодателям предлагалось ответить, планируют ли они работать на удаленке в дальнейшем. Положительно ответили только 8% респондентов. То есть современный российский бизнес просто не готов к переходу в онлайн. При этом, офлайн-работа уже показала, что нуждается в тотальном реформировании.
В такой ситуации очевидно, что компании, которые первыми решат типовые проблемы удаленки и полностью перейдут на работу в Сети, смогут завоевать львиную долю рынка и без особых проблем вытеснять конкурентов, использующих старые бизнес-схемы. На это также указывают и цифры: 54% опрошенных сотрудников хотели бы продолжить работать удаленно.
Кто и почему успел перестроиться
До пандемии было немало компаний, руководство которых видело в возможности сотрудников работать из дома много преимуществ. Пробки, долгая дорога, маленькие дети, которые часто болеют, могут осложнять профессиональную деятельность многих людей. Ценным сотрудникам предусмотрительные руководители давно обеспечили удаленный доступ к рабочему месту. Имея такой опыт, перевести весь штат на удаленку — дело техники и нескольких дней.
Каждый раз, когда что-то происходит в мировой экономике или в стране, начинается шум, все ожидают глобального коллапса. Но бизнес давно привык к таким ситуациям и большая часть компаний, которые на рынке находятся хотя бы пять-шесть лет, давно выработали свою тактику и стратегию поведения. Одна из существенных статей сокращения расходов — перевод на аутсорсинг всех вспомогательных служб и отделов: бухгалтерия, логистика, обслуживание компьютеров — список очень длинный. Тем, у кого большая часть работы на аутсорсинге, не составит большого труда перевести оставшийся персонал на удаленку.
Первыми, кто реально столкнулся с необходимостью построения новых систем взаимодействия с клиентами, стали образовательные учреждения. Процесс обучения нельзя прерывать, но очное посещение занятий запретили на государственном уровне. Бизнесу в образовательном сегменте пришлось срочно перейти из офлайна в онлайн. Так, например, в Школе инноваций «ИКРА» перепридумали формат сессии, учтя ограничения онлайн-платформ и психофизиологические особенности человека во время удаленного обучения: добавили более частые смены форматов, чтобы удерживать внимание участников, перерывы на физические упражнения, сократили теоретические блоки и организовали больше практической работы.
Даже учитывая неготовность людей всецело учиться дистанционно, рынок онлайн-образования растет. Коронавирус показал новые возможности не только представителям бизнеса, но и некоммерческим организациям. Например, фонд помощи людям, находящимся в закрытых социальных учреждениях, «Образ жизни» переключился на работу с врачами, центрами первичной психологической помощи и другими подобными организациями. Это позволило привлечь большое количество средств от небезразличных инвесторов и существенно популяризировать организацию.
Последний пример приведен не просто так. Компании, которые закладывают в бизнес социальную составляющую и стремятся нести пользу обществу, в текущих реалиях достигают большего, чем бизнес-акулы, заточенные исключительно на получение прибыли.
А что делать?
Первоочередная цель бизнеса — перейти на удаленный формат работы и наладить сбыт товаров или услуг через интернет. Для компаний, которые не сталкивались с такой моделью, это может стать проблемой. Запомните, для начала вам нужно успокоиться, трезво оценить ситуацию и ответить на вопросы:
● чем вы занимаетесь?
● кому интересен продукт?
● будет ли спрос в дальнейшем?
● что еще можете предложить клиентам?
● в чем ваши покупатели нуждаются?
Ответив на эти вопросы, можно легко провести параллели между спросом и тем, что вы можете предложить. Это откроет новые возможности вашему бизнесу. Не надо ставить невыполнимых задач. Если вы продавали квартиры или делали ремонты, переключиться на производство антисептиков у вас не получится. И дело даже не в технической стороне вопроса, а в банальном опыте, наработанных навыках и команде специалистов.
По сравнению с офлайном работа на удаленной основе имеет множество преимуществ:
● меньший штат;
● выше мотивация сотрудников;
● относительно низкая конкуренция;
● значительно меньшие текущие расходы;
● нет территориальной привязки;
● аудитория потенциальных клиентов исчисляется миллионами.
Переход в онлайн — будущее любого бизнеса. Поэтому имеет смысл не просто об этом задуматься, а уже начинать делать конкретные шаги для перестройки своей компании. Настолько удачного времени для запуска онлайн-продуктов не было уже давно. Следует отметить, что коронавирус и его последствия для экономики для многих могут стать тем переломным моментом, чтобы открыть свое дело. Современные технологии позволяют зайти на рынок с минимальными капиталовложениями, главное — предложить стоящую идею.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.