Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как технологические стартапы переживают пандемию

Для многих стартапов кризисное время стало возможностью подтвердить свои гипотезы, сменить фокус и переориентироваться на изменение спроса. Фонд Sistema_VC узнал у представителей разных индустрий, как на них повлияла пандемия COVID-19 и чего они ожидают от будущего.

Как искать инвестора в стартап во время пандемии

Подтверждение гипотез и возможности в кризис

Саад Ансари, сооснователь и CTO Connecterra

Индустрия: AgTech

Основной продукт: «умный» ассистент Ida, позволяющий фермерам отлеживать здоровье и состояние коров

«Наша платформа позволяет фермерам следить за состоянием животных и оптимизировать работу фермы. Ida — это цифровой ассистент, практически дополнительная пара глаз в амбаре. С нашей помощью фермеры могут контролировать стадо и отдельных коров — это снижает нужду фермы в дополнительных работниках. Сейчас, когда многие не могут свободно перемещаться и приезжать работать, это особенно актуально. Мы видим и другие полезные функции в это время: ассистент помогает оптимизировать работу и увеличить прибыль, что на фоне падения цен на молоко во время пандемии COVID-19 крайне важно. Кроме работы с фермерами, у нас есть ряд партнерских соглашений с ключевыми игроками цепочек поставок продовольствия. Мы предполагаем, что после вируса внимание к логистике, стабильности в продовольствии и гигиене сильно возрастет».

Джеймс Дин, основатель и CEO SenSat

Индустрия: Инфраструктурные проекты, ConTech

Основной продукт: платформа Mapp для создания «цифровых двойников» физических объектов реального мира

«Социальное дистанцирование сделало удаленную работу основной повесткой дня для многих наших клиентов. Если месяц назад мы имели дело с отсталой, почти не переведенной в онлайн индустрией, то сейчас уже ведутся разговоры об ускоренных закупках. Наш продукт Mapp дистанционно отслеживает и мониторит ключевую информацию с площадок. Важная деловая информация, которая две недели назад получалась вручную, сейчас отсутствует, и это давление предоставляет огромные возможности для SenSat. Поэтому будущее нашей платформы — стать онлайн-инструментом для обмена информацией между людьми и управляющими проектами, и предоставлять данные, которые сейчас сложно собирать из-за ограничения перемещений людей».

Что такое цифровой двойник и как он спасет бизнес после пандемии Фото:Daiga Ellaby / Unsplash

Илья Ходяков, сооснователь и СЕО Wimark

Индустрия: Телекоммуникации

Основной продукт: ПО для централизованного управления Wi-Fi сетями

«Мы ищем новые возможности в кризисной ситуации, когда существенно возросла нагрузка на домашние сети. Массовый и резкий переход на удаленную работу привел к росту числа клиентских Wi-Fi-устройств для доступа к стриминговым сервисам из дома. Слабое или устаревшее сетевое оборудование перестает справляться с такой нагрузкой, страдает качество сервиса и репутация операторов. Становятся очень актуальными задачи по анализу и оптимизации работы сети, улучшению качества сервиса и пользовательского опыта, сокращение затрат на поддержку и автоматизации решения типовых проблем с Wi-Fi. Нельзя быть уверенными, что подобный кризис не повторится в будущем, поэтому уже сейчас мы инвестируем в разработку программного обеспечения для операторов, способного решать такие проблемы. Для нас это серьезный вызов и новые бизнес-возможности, которые высветил текущий кризис».

Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

Изменения в спросе и нагрузка на фоне вируса

Сачин Шенде, основатель и CEO KisanHub

Индустрия: AgTech

Основной продукт: облачная платформа для оптимизации цепи поставок сельскохозяйственных компаний

«Все наши клиенты — агрохолдинги, которые поставляют еду супермаркетам — оказались в крайне напряженной ситуации из-за повышенного спроса. Обычно пиковый сезон — это Рождество, или неделя перед ним, когда спрос повышается на 30%. В последний месяц спрос повысился еще сильнее, и бизнес был не готов справиться с таким неожиданным всплеском. Так что наши клиенты столкнулись сразу с тремя параллельными задачами: нужно было справиться с повышенным спросом, одновременно в Великобритании стартует сезон посева, и также начался недостаток персонала из-за вируса и карантина. Так как действуют ограничения на передвижения, некоторые наши клиенты не могут добраться до своих фермеров и поставщиков, и внезапно наша платформа по мониторингу сельскохозяйственных культур становится еще более актуальной».

Каким будет цифровое будущее сельского хозяйства в России Фото:Bloomberg

Олег Чумаков, основатель и CEO Luden.io

Индустрия: Игры

Основной продукт: игры-стратегии по машинному обучению и программированию

«Когда случаются кризисы, игры обычно растут, ведь это один из самых дешевых способов развлечься. Сейчас индустрия отчитывается о своих лучших месяцах, но все понимают, что это временно и никто не знает, чего ожидать дальше.

За последние месяцы новые проекты мы не запускали, а старые продолжают чувствовать себя хорошо. Многие люди на карантине хотят проводить время с пользой для себя и своих детей, поэтому развивающие и образовательные игры пользуются спросом. Мы недавно были упомянуты в подборках на тему «как с пользой провести время дома» от VentureBeat и Apple. Еще наблюдаем рост спроса на игры Luden.io в Китае с января-февраля. Всегда на первом месте по доходам у нас были Штаты, а январь—февраль 2020 года — это первый раз, когда больше всего денег пришло из Китая».

Корректировка стратегии и новые продукты

Василий Филиппов, основатель и CEO MEL Science

Индустрия: EdTech

Основной продукт: химические опыты на дому и обучающие VR-наборы для детей по подписке

«Мы понимаем, что сидящих на карантине детей сейчас крайне важно увлечь чем-то одновременно полезным и приятным. В условиях пандемии мы срочно сделали и запустили новый продукт — MEL Academy. Программа состоит из вебинаров, по четыре урока в день, учитель рассказывает о науке, ребенок может его слушать и параллельно вместе с ним делать эксперименты. Часть необходимых для этого материалов можно дома найти. Наша цель — чтобы любой ребенок мог присоединиться, даже без подписки на наши наборы. Мы буквально за пять дней нашли самых лучших учителей, которые преподают британской королевской семье, и организовали новую систему обучения. Сейчас это временное решение — пока школы закрыты, всем срочно надо. А что будет после того, как школы вернутся, — посмотрим. Во-первых, есть два миллиона детей в Америке, которые в школу вообще не ходят, так называемые home-schoolers. Им это, очевидно, необходимо».

Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Александр Бриткин, сооснователь и СEО NFWare

Индустрия: Телекоммуникации

Основной продукт: софт для виртуализации сетевых функций

«Наши клиенты — это телеком-операторы. И с тем, как в странах стали вводить карантинные меры, у провайдеров сильно увеличился трафик и в некоторых случаях количество абонентов. У кого-то на 40%, у других — в 2,5 раза, и не все были к этому готовы. Тут наш продукт сильно помогает, потому что у нас софт, он масштабируется, и операторы могут оперативно увеличить пропускную способность, чтобы справиться с нагрузками. В разгар этих событий мы предложили операторам Италии, Испании и теперь Германии подписку на наш продукт за $1 на один год, чтобы они смогли перевести весь или часть трафика на наш продукт. Отклик был очень хороший — было круто видеть, как быстро люди реагируют, подписываются и ставят софт. С одной стороны, мы сделали это, чтобы помочь, но с другой — это наш шанс познакомить операторов с продуктом в тот момент, когда он нужен им больше всего, чтобы через год обрести лояльных клиентов. Теперь мы с партнерами прорабатываем программы поддержки в других странах».

Игорь Волжанин, основатель и СЕО DataSine

Индустрия: Маркетинг

Основной продукт: платформа для персонализации маркетинга, которая выстраивает портрет клиента с помощью машинного обучения и психометрии

«Согласно стратегии, которую мы выработали в январе-феврале, области, на которых нам надо больше всего сфокусироваться — это авиалинии и гостиницы. В итоге нам пришлось все срочно поменять: сейчас это страховые компании, интернет-сервисы. Для нас это не принципиально, но было интересно, когда буквально за неделю нам пришлось кардинально менять свой фокус. В целом у нас ситуация, как, например, у Zoom: был сервис, а в новых условиях он стал еще более актуален, чем раньше. Мы помогаем людям оптимизировать диджитал-рекламу, и сейчас все или тратят столько же, сколько раньше, или наоборот — еще больше тратят на эти каналы. Билборды никто, конечно, покупать не хочет, а вся коммерция происходит в интернете, поэтому достаточно много денег идут в эти каналы».

Как рынок маркетинга переживет пандемию — два сценария

Дмитрий Королев, сооснователь и СЕО TraceAir

Индустрия: ConTech

Основной продукт: софт для автоматизации строительства на основе данных с дронов

«Если проекты в сегменте жилого строительства не будут запускать, то мы начнем перемещаться в проекты, которые не собираются закрываться — публичные и инфраструктурные. Когда падает экономика, государство начинает инвестировать в инфраструктуру. То есть, например, в Великую депрессию строили дороги и шоссе, которые опоясали Америку. Дороги построили в прошлую рецессию, сейчас это, скорее, будут проекты из энергетики, медицины и пр. Они будут запускаться с целью стимулировать экономику, и мы вместе с нашими клиентами будем идти в эту сторону».

Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs

Индустрия: Безопасность

Основной продукт: платформа распознавания лиц LUNA

«У нас сейчас очень большой спрос на разные бесконтактные системы — все понимают, что это более безопасно, так как минимизируется количество прикосновений при покупках в магазине, при оформлении банковских услуг. Также у нас есть продукт по аутентификации сотрудников. Изначально это была разблокировка по лицу, а сейчас эта технология активно переносится на организацию удаленной работы — для аналитики присутствия сотрудника и вовлечения в рабочие сервисы. Часть проектов мы реализуем с партнерами, и у них резко увеличились запросы на подобные разработки.

Вас снимает скрытая камера: чем опасна технология распознавания лиц Фото:Bobby Yip / Reuters

Раньше все относились к биометрии как к дорогой игрушке — можно определять клиента по лицу, а можно и обычными способами. А сейчас все активизировались, потому что в нынешних условиях это уже необходимость, а не дополнительная опция. Все бизнесы понимают, что даже если сейчас карантин снимут, то все равно мы уже будем жить в новых реалиях, когда очередная вспышка инфекции может случиться где угодно и как угодно. И под эту реальность будет необходимо переформировать весь бизнес».


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: