Об эксперте: Антон Аликов, генеральный партнер Arctic Ventures.
Недавно вышедший документальный фильм Netflix «Социальная дилемма» наделал много шума. В нем сотрудники (в том числе бывшие) крупных корпораций рассказывают, что пользователи приложений и соцсетей — продукт, который ИТ-компании продают рекламодателям. А чтобы продукт был хорошим, то есть тратил много времени в соцсетях и приложениях и покупал товары у рекламодателей, им нещадно манипулируют при помощи искусственного интеллекта: вызывают определенные эмоции и сподвигают совершать нужные для технологических гигантов действия.
Вообще, к Кремниевой долине часто предъявляется претензия, что технологии развиваются не для того, чтобы качественно улучшить жизнь людей, а чтобы основатели и инвесторы могли качественно заработать.
Несет ли искусственный интеллект угрозу?
Массовое применение искусственного интеллекта для создания дипфейков и подбора контента в соцсетях, развлекательных сервисах и рекламе вряд ли можно назвать полезным для человечества. Сразу вспоминается еще один фильм-предостережение, где ярко показано будущее беззаботных потребителей развлекательного контента, — «Идиократия».
Как и в этом фильме, безудержное потребление развлекательного контента может нести опасность и затмевать другие более разумные нужды — например, получение образования, самореализацию в ремесле или бизнесе. Это может стать драйвером еще большего увеличения разрыва между богатыми и бедными.
И все же нельзя отрицать очевидное: зависимость от приложений или желание относить деньги рекламодателям скорее определяется склонностями и степенью осознанности людей, а не насаживаются технологиями.
Искусственный интеллект относительно своего потенциала сейчас находится на начальной стадии своего развития. По сути, он умеет только анализировать большие объемы данных и делать какие-то выводы, но еще даже близко не подошел к тому, чтобы мыслить самостоятельно. Так с чего мы решили, что уже попали в ловушку технологий? Любое подозрение в манипуляции решается просто удалением приложения. Осторожность в отношении очередной подрывной технологии совершенно оправдана, не оправданы ничем не подкрепленные страхи.
В чьих интересах этичное развитие искусственного интеллекта?
Как инвестор я понимаю, что даже развлекательное применение искусственного интеллекта — необходимый этап взросления технологии. Сначала ее обкатывают на простых кейсах, а по мере созревания и безопасного усложнения области применения будут более серьезные, допускающие меньше ошибок.
Пока человечеству удавалось контролировать развитие технологий и замечать потенциально небезопасные моменты. Несмотря на весь прогресс, мы не летаем на машинах, как в «Пятом элементе», хотя все это могло бы быть нашей реальностью.
Вопросами этики и безопасности прорывных технологий озадачены не только обычные люди, но в первую очередь те, кто напрямую влияет на развитие индустрии. Еще в 2015 году 8 тыс. исследователей, предпринимателей, ИТ-специалистов, менеджеров и инвесторов, среди которых были Илон Маск, Стивен Хокинг и другие выдающиеся люди, подписали открытое письмо, в котором говорилось, что «из-за огромного потенциала ИИ важно исследовать, как воспользоваться его преимуществами, избегая при этом потенциальных ловушек».
К письму прикладывался документ, в котором перечислялись вопросы, которыми надо заняться в первую очередь: принятие этически сложных решений, безопасность и надежность, правовые аспекты использования данных. От того, насколько детально они проработаны, будет зависеть, как быстро мы увидим полномасштабное внедрение искусственного интеллекта в различных отраслях. Но по прошествии пяти лет уже понятно, что к ним подходят взвешенно и осторожно.
Инвестиции в ИИ для развития людей — экономическая необходимость
Хотя искусственный интеллект имеет потенциал радикально изменить практически любую индустрию, я убежден, что следующий большой виток развития технологии мы увидим в тех областях, которые непосредственно касаются человеческого развития и качества жизни. Почему так?
Во-первых, мы подошли к тому моменту, когда развитие искусственного интеллекта позволяет заняться этими сферами.
Во-вторых, на то есть и экономические причины. Рост экономики происходит за счет трех факторов: развития технологий, привлечения капитала и использования человеческих ресурсов.
Технологический сектор рос огромными темпами: котировки пяти крупнейших компаний Facebook, Amazon, Apple, Microsoft и Google с начала 2020 года выросли от 27% (Google/Alphabet) до 74% (Amazon), а за последние пять лет — в 2,3–4,9 раз. Рынок в целом насыщен деньгами: частный непроинвестированный капитал инвестфондов составляет $2,5 трлн, или около 38% общего объема средств под управлением.
А вот третий пункт вызывает вопросы. Индекс развития человеческого капитала растет медленнее остальных. Так, по оценкам ООН, индекс человеческого потенциала (HDI) рос на примерно 0,6% в год. Получается, что на фоне остальных факторов человеческий капитал выглядит недоинвестированным. А значит, рост за счет численности населения при недостаточных вложениях в обучение и здоровье не позволит поддерживать темпы роста ВВП. Это серьезная проблема для любой страны.
Инвесторы понимали это и до пандемии, которая только заострила внимание на потребностях человека в применимом в реальном мире образовании, повышении профессиональных навыков или смене профессии и хорошей медицине. В здравоохранении технологические прорывы хоть и неизбежны, но не могут тестироваться практически в реальном времени, как это уже происходит в образовании. Именно поэтому образование станет следующей сферой, которую искусственный интеллект преобразует за счет индивидуального подхода к подбору образовательного контента и учета особенностей обучения и развития.
Например, сейчас ожидаемые темпы роста рынка EdTech превышают 18% в год в ближайшие семь лет. Рынок будет продолжать расти не только за счет увеличения числа пользователей, но в том числе за счет развития сегмента образования, который будет использовать технологии искусственного интеллекта и геймификацию для персонализации обучения.
Крупнейшие профильные инвесторы, такие как Andreesen Horowitz, CapitalG (Google) и New Enterprise Associate, уже активно инвестируют в подобные сервисы и технологии. В портфолио нашего фонда тоже есть такой стартап — Duolingo. Он развивает платформу, на которой пользователи проходят квест и соревнуются в лигах с другими пользователями по всему миру, при этом получая в течение трех-шести месяцев достаточно уверенное владение языком на базовом уровне.
Уже скоро даже у самых отъявленных скептиков появится возможность увидеть, как технологии действительно преображают к лучшему жизнь людей. И известная в Кремниевой долине шутка про то, что «изменить мир» — это выпустить телефон с большей диагональю, потеряет свою актуальность.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.