Судно без экипажа, призванное повторить историческое путешествия флейта «Мэйфлауэр» через Атлантику 400 лет назад, вернулось в Британию после возникновения неисправности. Но конструкторы рапортуют об успехе ИИ-корабля
Что произошло?
- Судно без капитана и экипажа (использует искусственный интеллект и энергию солнца) Mayflower (MAS400) 16 июня 2021 года отправилось в путешествие протяженностью 5 630 км из Плимута в Великобритании в Массачусетс в США. Ожидалось, что путешествие в США займет около трех недель.
- Переход планировалось совершить еще в прошлом году в ознаменование 400-летия плавания торгового галеона «Мэйфлауэр» с первыми англоязычными колонистами, по тому же маршруту. Но в планы вмешалась пандемия коронавируса.
- MAS400 предоставляет собой также научно-исследовательскую платформу для понимания проблем изменения климата, загрязнения океана пластиком и сохранения морских млекопитающих. Можно следить за ходом корабля через приборную панель миссии, которая включает в себя живое видео, карты и потоковую передачу данных.
- Однако через несколько дней вояжа у MAS400 начались проблемы, и 24 июня он вернулся в Плимут. Руководители проекта заявили, что у него «небольшая механическая проблема», которую они планировали оценить и отремонтировать.
- По словам директора проекта Бретта Фанефа, это «всего лишь небольшая механическая проблема, которую можно найти на любой лодке». «Но это ограничило нашу скорость так, что возвращение было разумным действием», — добавил он. ИИ-системы при всем этом оказались исправны.
Что это значит?
Для исследователей
- Эксперимент. Путешествие связано с проведением экспериментов со сбором данных о морской жизни и отбором проб пластиковых отходов.
По словам руководителей проекта, судно было создано, чтобы продемонстрировать развитие технологий за века, прошедшие с тех пор, как отцы-пилигримы отправились в Новый Свет.
- Проблема отсутствия людей. Поскольку на борту корабля нет людей, некому ремонтировать его в море.
- Проект направлен на помощь в разработке автономных систем и приложений искусственного интеллекта — для использования в различных отраслях: судоходство, нефть и газ, телекоммуникации, безопасность и оборона, рыболовство и аквакультура.
Для людей
- Занятость. Станет ли в будущем профессия капитана неактуальной? Осенью 2020 года начались разработки российских беспилотных судов. В Калининграде к 2023 году планируют запустить первое в мире беспилотное судоходство.
- Уязвимость в каналах управления. Еще в 2018 году беспилотный автомобиль Uber сбил насмерть пешехода, и это не последний подобный эпизод. Ранее мы уже писали о безопасности беспилотников и о том, почему мы до сих пор массово на них не пересели.
- Будущее без пробок и рутины. Прогнозы сотрудников Google X.
- Сельскохозяйственные дроны.
- Беспилотный транспорт.
- Беспилотные грузовики. В 2020 году российская компания «Эвокарго» выпустила несколько беспилотных тягачей. Также к 2024 году транспортный коридор между Москвой и Санкт-Петербургом будет подготовлен к движению беспилотных грузовиков — об этом в июне 2021 года объявил замминистра транспорта России Кирилл Богданов.
- Беспилотный поезд. В день, когда MAS400 вернулся в Плимут, в Москве начали тестировать беспилотный поезд «Ласточка». Автономные электропоезда начнут курсировать по Московскому центральному кольцу (МЦК) в 2024 году, заявил глава РЖД Олег Белозеров.
- Беспилотная доставка. Осенью 2020 года автономные автомобили начали развозить заказы из продуктового магазина в московском Бутове.
- Такси. В начале 2021 года в России прошел тест-драйв беспилотного летающего такси.
- Также беспилотники используются в медицине.
Для государства
- Сейчас мир вступает в эру беспилотных аппаратов, которые все чаще будут заменять на поле боя людей.
- Беспилотники могут не только разведывать местность, наносить ракетные и бомбовые удары по позициям противника, но и выполнять задачи по радиоэлектронной борьбе. Сейчас беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются в рутинных задачах, требующих большого времени нахождения в воздухе. Соответственно, во время полета имеется возможность неоднократно, посменно менять операторов, управляющих беспилотным аппаратом и его разведывательной аппаратурой — тем самым повышая эффективность наблюдения.
- Небольшие дроны обнаружить тяжело, но при этом легко сбить. Поскольку они не могут маневрировать. Покупать квадрокоптеры физическим лицам в России разрешено, но это связано с длительной процедурой регистрации и согласований. Весь этот процесс мы детально расписали здесь.
- Наконец, возлагать на беспилотную авиацию стратегические цели и делать ее ключевым компонентом своей военной мощи ни одна армия мира не станет.
Остается открытым вопрос, насколько полезными для оборонных (или наступательных) нужд окажутся беспилотные корабли.