Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19

Фото: MARCEL VAN HOORN / ТАСС, Müller-Stauffenberg / Global Look Press
Фото: MARCEL VAN HOORN / ТАСС, Müller-Stauffenberg / Global Look Press
Пандемия коронавируса ускорила цифровизацию всего и всех, а апокалиптические сценарии в свою очередь активизировали футуристические технологии

В июне Госинспекция по недвижимости анонсировала, что соблюдение социальной дистанции на летних верандах в московских кафе будут проверять с помощью квадрокоптеров. Насколько это реалистично и полезно?

История «дронизации»

Дроны стали массово доступны простым обывателям десять лет назад, когда DJI, малоизвестная фирма из КНР, выпустила на мировой рынок простой и надежный беспилотник по цене любительской фотокамеры. Эти аппараты немедленно стали завоевывать мир и место в рюкзаках энтузиастов использования беспилотников. Развитие аппаратов шло стремительно — от простоватых квадрокоптеров, которые с трудом транслировали картинку без стабилизации с высоты 200 метров, до совершенных в плане техники и дизайна аппаратов, показывающих роскошное 2k-видео на расстоянии 10 км в режиме реального времени.

Виральность крутых снимков и видео с этих аппаратов сыграла злую шутку, поставив на пути эксплуатации запреты и нормативно-правовые акты. Дошло до того, что взлететь во дворе на квадрокоптере стало столь же незаконно, как прилететь к себе во двор на настоящем вертолете.

Но благодаря пандемии COVID-19 человечество изменило мнение — дроны перестали быть назойливыми жужжащими нарушителями права на неприкосновенность личной жизни за высоким забором, а дали возможность спасать человеческие жизни. Gartner прогнозирует, что в 2026 году более миллиона дронов будут осуществлять розничную доставку, а рост внедрения БПЛА заставит собственников в сфере логистики и транспорта переосмыслить свои бизнес-модели, чтобы оставаться конкурентоспособными.

«Умные» комбайны и дроны-геологи: как цифровизация меняет экономику Фото: Jens Schlueter / Getty Images, Maël BALLAND / Pexels

Новые сценарии использования

В то время как более 15 стран массово протестировали использование дронов за последние пять месяцев, в России история с тестированием беспилотников для пандемических сценариев не продвинулась дальше предложения НТИ. Хотя БПЛА могут значительно повысить эффективность принимаемых мер по уменьшению распространения COVID-19 и найти большое количество сценариев использования:

  • оперативная доставка медицинских анализов и медикаментов в медицинские учреждения;

  • оповещение населения о противовирусных мероприятиях;

  • мониторинг мест массового скопления людей, карантинных зон, движения автотранспорта;

  • обработка антисептическими и дезинфицирующими средствами потенциально зараженных территорий;

  • оперативная бесконтактная доставка еды и средств первой необходимости в карантинные зоны.

Любые сценарии применения дронов во время пандемии имеют одно большое ограничение — автоматизированная посадка в городских условиях. Существующие системы посадки БПЛА используют GPS для навигации дрона, а также вертикальную траекторию взлета и посадки. Эти особенности не позволяют легко посадить аппарат в условиях плотной городской застройки, где сигнал GPS значительно хуже аналогичного сигнала в чистом поле, а также не позволяют совершить посадку через окно здания. Кроме того, БПЛА требуют обслуживания между полетами (например, замену аккумулятора), что также ограничивает их использование.

В России группа инженеров из проекта Navigation Engineering разработала полностью автоматизированную оптоэлектронную систему для БПЛА без применения GPS и с горизонтальным способом посадки, однако, на данный момент технология остается невостребованной.

«Оказалось, что самое уязвимое место беспилотника — человек. Нынешнее поколение беспилотников не способно доставить пакет с продуктами или лекарствами на балкон без пилота. И чтобы отправить груз, дрон надо вынести на открытое пространство с устойчивым сигналом GPS. Разработанная нами система посадки работает по принципу классической курсо-глиссадной системы, использующейся в авиации для посадки самолетов. Такой подход позволяет выбрать горизонтальный способ посадки БПЛА, а также полностью отказаться от использования каких-либо GPS-систем. Иными словами, появляется возможность посадить аппарат в любых условиях застройки и погоды», — отмечает Ткаченко Дмитрий, основатель проекта Navigation Engineering.

Зарубежный опыт

  • Китай

В Китае дроны использовали для дезинфекции, доставки анализов и грузов в изолированную местность, а также патрулирования.

Беспилотники, изначально предназначенные для распыления пестицидов в сельском хозяйстве, были адаптированы для распыления дезинфицирующих химикатов в некоторых общественных местах и транспортных средствах. Более чем 2,6 тыс. беспилотных летательных аппаратов были использованы для дезинфекции на площади 902 млн кв. м в 20 провинциях Китая.

Что такое цифровой тоталитаризм и возможен ли он в России

Доставка медицинских анализов с помощью дронов может значительно ускорить обратную связь для критических исследований. Тестирование доставки сделали в начале февраля 2020 года — беспилотник с анализами вылетел из Народной больницы округа Синьчан провинции Чжэцзян в Центр по контролю и профилактике заболеваний, расположенный в 3 км от нее. В результате доставка, которая заняла бы 20 минут наземным транспортом, заняла всего 6 минут. И уже на пике эксплуатации во время пандемии в Китае дрон выполнял 20 рейсов ежедневно.

Доставка была проблематичной в некоторых частях Китая еще до появления вируса из-за сложных ландшафтов — например, на полуизолированных островах Анксин. Для того чтобы привезти товар обычно требовалось три вида транспорта — продукты доставлялись к пирсу, переправлялись отдельно на каждый остров, а затем их разносили пешком. Автомобильная поездка по узкой дороге полуострова длиной 100 км может занять более двух часов в одну сторону, а вот доставка беспилотниками займет 10 минут и при этом может ограничить человеческий контакт.

Самый скандальный опыт использования дронов в Китае — патрулирование и контроль. В середине февраля можно было наблюдать дроны на улицах для оповещения из громкоговорителей.

Также беспилотники курсировали над скоростным шоссе в Шэньчжэне в провинции Гуандун, на них были закреплены QR-коды. Автомобилисты могли открыть окно для контроля температуры тела и отсканировать QR-код, чтобы передать информацию о своем здоровье. А в Чжанцзяшане (Цзянси) для проверки температуры можно было выходить на балкон.

  • Испания и Южная Корея

В южнокорейском городе Тэгу использовались беспилотники, загруженные 9,5 л дезинфицирующего средства, для распыления на 95 тыс. кв. м за 10-12 минут.

В Испании военный отряд реагирования на чрезвычайные случаи, аналог нашей службы МЧС, также во время пандемии тестировал использование сельскохозяйственных беспилотников китайской компании DJI для распыления дезинфицирующего средства на открытых площадках и внутри больших транспортных средств.

  • Казахстан

Полиция в столице Казахстана Нур-Султан для мониторинга города во время карантина по причине коронавируса вооружилась дронами местного производителя Terra Drone. Используя камеры с инфракрасными датчиками, БПЛА следят за тем, чтобы не нарушался карантин. Также отработка точных координат объектов привела к тому, что власти обнаружили несколько объездных дорог для проникновения в город и инсайтов в закрытой зоне.

  • Гана и Руанда

Небольшие беспилотники американского стартапа Zipline доставляют в Гане и Руанде медикаменты и анализы тестирования на коронавирус из более чем 1 тыс. медицинских учреждений в лаборатории в городах Аккра и Кумаси. Кроме тестов дроны транспортируют 20-25% национального кровоснабжения страны за пределами столицы — это 7 тыс. пакетов крови и более 4 тыс. полетов.

  • США

Беспилотники во время пика пандемии тестировались отделом полиции Уэстпорта в штате Коннектикут, а также в Нью-Йорке для выявления потенциальных нарушений социального дистанцирования и выявления возможных симптомов COVID-19. Дроны оснащены специальными датчиками и технологией компьютерного зрения и могут определять температуру, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания людей на расстоянии 55 метров. Они также могут распознать, кашляет ли человек или чихает в толпе, а также измерить дистанцию между людьми.

Зрение на единицу: как «видят» беспилотные автомобили

В Кристиансбурге, штате Вирджиния, продолжаются эксперименты компании Wing (Alphabet Inc) с массовой доставкой товаров, медикаментов и даже кофе при помощи дронов. Компания утверждает, что заказы во время пандемии выросли более чем в два раза.

Компания Matternet анонсировала сотрудничество с CVS для доставки рецептурных лекарств беспилотниками для 135 тыс. жителей, проживающих в пенсионном сообществе Флориды, которое изолировано из-за коронавируса.

  • Швеция

Исследователи из Швеции смоделировали доставку на базе беспилотников Matternet в теоретическом городе с населением 100 тыс. человек и со вспышкой COVID-19. Они предполагают, что 36 дронов, каждый из которых оснащен 100 тестами, могли бы посещать каждого жителя в таком городе каждые четыре дня. Исследователи отмечают, что основным препятствием в реализации тестовых поставок на базе БПЛА является «недостаток регулирования полетов дронов», не упоминая — каким образом дроны Matternet смогут посещать самоизолированных жителей в условиях плотной городской застройки.

Так нужны ли дроны?

За весь период пандемии беспилотники тестировались в разных ситуациях. Но это не означает, что они полезны, а эта бизнес-модель имеет экономический смысл.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: