Из «автонянь» в автокурьеры
Сервис KidsWay по сопровождению детей в детские сады, школы и кружки на автомобилях теперь занимается доставкой продуктов и тестов на COVID-19. Он стартовал в 2016 году и до марта 2020 года вполне успешно развивался. Были открыты филиалы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, ежегодный прирост выручки составлял 200—300%.
«Первыми в начале марта стали закрываться образовательные учреждения, поэтому детей оказалось просто некуда возить. И если в самом начале марта у нас было более тысячи заказов в день, то в середине месяца объем упал примерно до десяти заказов. При этом в сервисе зарегистрированы 300 «автонянь», которые возили детей», — рассказывает Анна Филиппова, гендиректор и основатель KidsWay.
Когда в Москве начался бум заказов товаров и продуктов на дом, многие службы доставки просто перестали справляться. «Прекрасно помню: заказываешь продукты в понедельник, их обещают привезти поздно вечером в четверг, — вспоминает Анна Филиппова. — И я 16 марта написала на своей страничке в Facebook: «У кого из доставки нехватка курьеров? У меня 300 женщин на авто из kidsway.city! Нужно обеспечить их работой на время карантина».
Запись в facebook пользователя anna.filippova.77
Пост был взрывным, на него было огромное количество комментариев и репостов. Поступила масса предложений от супермаркетов, гипермаркетов, предприятий общепита. На сегодняшний день наши «автоняни» привозят на дом продукты из «ВкусВилла», «Перекрестка», еду из ресторанов и кафе, показывают квартиры клиентам «ПИК-Аренды». Также мы организовали собственную службу доставки. Нашим постоянным клиентам мы привозим сборные грузы. Человеку, например, нужен набор продуктов из «Глобус-Гурме», витамины из аптеки и вещи из химчистки. Наша «автоняня» проедет по всем этим точкам, заберет товары и привезет их клиенту. И мы не говорим ему «доставка в течение дня». После того, как заказ получен, даже сборный, он будет доставлен в течение двух-трех часов».
Последняя новация — доставка на дом тестов на COVID-19.
«Только что, 24 апреля, мы заключили договор с Центром молекулярной диагностики при ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. Наши «автоняни» забирают из института тест, бесконтактно доставляют его клиенту, он берет мазок из горла, тест опять же бесконтактно забирают и отвозят в лабораторию».
Запись в facebook пользователя anna.filippova.77
Но о былых финансовых показателях не приходится и мечтать. «Маржинальность от перевозки детей и доставки продуктов колоссально различаются. С детьми она составляла 40%, сейчас с продуктами — от 7%, иногда она доходит до 10%. Если раньше объем выручки составлял 10—12 млн руб. в месяц, то сейчас не доходит до 500 тыс. руб. И если раньше, как я говорила, у нас было до тысячи заказов в день, то сейчас около ста, — рассказывает Анна Филиппова. — Но мы расширяем число партнеров, когда пандемия закончится, продолжим заниматься доставкой. Наш бизнес с развозом детей — сезонный. С сентября по май — работаем, летом спрос падает, хотя и сохраняется».
Сейчас из 300 «автонянь» продолжают работать чуть больше половины. «Это женщины в возрасте 45+ с автомобилями, которые решили зарабатывать в свободном режиме на подвозе детей. Но многие сейчас самоизолировались в квартирах и на дачах и не рискуют развозить продукты и тесты на коронавирус. У всех работающих «автонянь» есть цифровые пропуска, так же, как и у сотрудников сервиса», — резюмировала Анна Филиппова.
Детские клиники уходят в онлайн
В апреле бизнес Валерии Солок, владелицы сети детских клиник «ПреАмбула», упал по посещениям и выручке в пять раз. Несмотря на это, все клиники продолжают работать, кроме одной, небольшой, открытой совсем недавно. Она законсервирована до лучших времен. Важно было сохранить пациентов и медперсонал.
Детям, в первую очередь новорожденным, требуется проведение профилактических осмотров и вакцинации — того, что невозможно сделать удаленно.
В «ПреАмбуле» решили посмотреть на происходящее глазами пациентов и поняли, что основной страх родителей заключается в том, что они и их дети в момент посещения клиники пересекутся с инфицированными COVID-19 людьми и заразятся.
«Поэтому мы сделали большие интервалы между посещениями врачей, — говорит Валерия Солок, — и увеличили время приема в 1,5-2 раза. Наши пациенты, если они приходят вовремя, не пересекутся друг с другом».
Пожалуй, главное, что было сделано, — часть работы клиники была переведена в онлайн. Владелица «ПреАмбулы»: «Мы оперативно организовали на своем сайте канал для онлайн-консультаций по предварительной записи с защитой персональных данных. Это может быть видеозвонок, текстовая переписка или пересылка документов, например, анализов, которые сразу же попадают в карту пациента. Врач выбирает дальнейшую тактику лечения и если для оказания медицинской помощи необходимо очное присутствие, то выбирается вариант или вызова медика на дом, или посещения клиники. Также мы оптимизировали систему вызова врачей на дом, привязали ее к геотегам. Определяем, откуда идет вызов и выстраиваем маршрут врача так, чтобы он тратил минимальное время на перемещение между пациентами. У других клиник этого нет: если раньше мы не могли назвать точное время прихода врача, то сейчас мы определенно можем сказать, например, что он будет в течение часа».
«ПреАмбуле» приходится решать много вопросов, о которых раньше никто не задумывался. «Мы договариваемся с арендодателями о реструктуризации и отсрочке платежей, но все равно наша главная расходная часть — это зарплата врачам. И она зависит от числа принятых пациентов, в том числе, и в онлайне. Сейчас мы выплачиваем зарплату за март, а при выплате за апрель будем предлагать медперсоналу с финансовыми проблемами взять аванс до осени. Понятно, что у разных специалистов разные условия, поэтому будем обсуждать каждый вариант индивидуально. Мы хотим остаться с нашими пациентами, помогать им оставаться здоровыми и успешно их лечить. Вторая наша задача — сохранить наш коллектив, который, я считаю, состоит из лучших детских врачей Москвы. Все, что происходит прямо сейчас, после вируса выведет медицину на абсолютно новый, не знакомый нам уровень», — считает Валерия Солок.
Таксисты — курьеры — доставщики еды
Снижение спроса на такси началось еще за неделю массовой самоизоляции. По сравнению с первой декадой марта в Москве и Санкт-Петербурге количество поездок сократилось на 30%, в других регионах на 20%. Сейчас у столичных таксистов число заказов не дотягивает до половины от значений годовой давности. «Яндекс.Такси» старается обеспечить работой водителей, подключенных к сервису. Если сначала это касалось только сервисов «Яндекса» — «Такси», «Еды» и «Лавки», то теперь к ним присоединились новые участники.
«Спрос на доставку самых разных товаров — продуктов, лекарств, хозяйственных товаров — стремительно растет. Нагрузки на логистические мощности ритейлеров выросли, и у них появилась потребность в быстрой организации доставки в кратчайшие сроки. В марте мы провели успешное тестирование сервиса вместе с командой «ВкусВилл». По нашим данным, сейчас около 93% продуктов из магазинов этой сети доставляются не более чем за 40 минут с момента оплаты», — рассказал Евгений Синельников, руководитель направления b2b «Яндекс.Такси».
В начале апреля сервис запустил тариф «Курьер», изначально придуманный для небольших компаний, которым пришлось экстренно перейти на удаленку: им нужно доставлять заказы или документы. В итоге им пользуются и обычные клиенты. Например, чтобы передать подарок другу или набор продуктов родителям. В то же время «Курьер» поддерживает водителей такси: помимо поездок с клиентами, они выполняют заказы по доставке небольших посылок.
Еще на таксистов перераспределили часть заказов на доставку из ресторанов. Таким образом решили несколько задач: существенно расширили зону доставки, обеспечили заказами водителей, а заодно и заведения общепита, которые зарабатывают сейчас едой навынос.
Без поддержки и альтернативы
Есть отрасли, которые ждет крах, если карантин не будет вскоре снят. И это не только авиационные и туристические компании. Есть направления бизнеса, особенность которых — прямая работа с клиентами, а продажа товаров и услуг в онлайне не могут приносить более 1% былой выручки.
Сеть салонов маникюра и педикюра «Пальчики» насчитывает 65 салонов из которых владельцам принадлежит 21. Количество сотрудников — более 1,3 тыс. человек.
«Никаких альтернативных вариантов работы после закрытия салонов у нас нет и быть не может. Рисковать здоровьем клиентов и мастеров мы не собираемся, поэтому у нас нет процедур выездного маникюра или педикюра. Поэтому нет инструментов, которые помогали бы нам оставаться «на плаву» и выплачивать что-либо персоналу», — рассказывает Антон Дерконос, генеральный управляющий сети «Пальчики».
Из всей сети сейчас работают только салоны в Самаре и в Туле, но и там существуют определенные критерии и условия. «Есть ограничения по дистанции между гостями, обязательна предварительная запись, одновременный прием возможен лишь для небольшого количества посетителей. Это ограничивает количество клиентов в день, что в свою очередь сказывается на выручке. По сравнению с прошлым годом она и там в два раза ниже. Также следует отметить, что многие в принципе боятся выходить из дома и стараются минимизировать посещение общественных мест», — отметил Антон Дерконос.
«Мы запустили продажу сетов для маникюра и педикюра в домашних условиях. Есть, вероятно, возможность продавать какие-либо видеокурсы или предоставлять к ним доступ бесплатно. Но каких-то более масштабных действий сейчас предпринять невозможно, — продолжил он. — Необходимо просто выждать, пока не закончится период самоизоляции и выйти работать».
Попавшие повсеместно под удар сетевые салоны маникюра и педикюра, сети фитнес-центров федерального масштаба — это большие компании, которые не подпадают под категорию малого и среднего бизнеса, и даже весьма скромных мер поддержки со стороны государства они могут не дождаться. Выйти из пике поможет только скорое окончание карантина.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.