2020-й: образование на удаленке
Пандемия COVID-19 разделила жизнь всего мира на до и после. Карантин затронул 94% от всего числа учащихся в мире, это 1,6 млрд человек. Им пришлось перейти на дистанционный форматы работы. Вузы начали перенастраивать программы обучения, корректировать условия поступления, переосмыслять концепцию образования в целом.
В этот период рекрутинговые агентства называли невостребованными профессии официантов, поваров, охранников. Также во время пандемии просела сфера туризма. Эксперты пророчили безработицу для специалистов бьюти- и фитнес-индустрии, мира моды. Люди стали чаще задумываться о переподготовке. На помощь пришло онлайн-образование, которое позволило обучаться новой профессии из любой точки мира.
- Рынок онлайн-образования уверенно рос с 2017 года, а в 2020-м показал рекордные результаты. Если в 2015-м только 5% студентов проходили онлайн-курсы, в год пандемии их число увеличилось до 49%. Оборот выручки онлайн-школ в России вырос в два с половиной раза и составил ₽55–60 млрд.
- Вырос спрос на специальности, связанные со здоровьем, и цифровые профессии. Бизнесу понадобились люди, которые смогут переводить привычную жизнь в онлайн, работать с большими объемами данных, дополненной и виртуальной реальностью.
- С появлением свободного времени многие компании и частные специалисты принялись делиться своим опытом, развивая корпоративные и персональные бренды в сегменте p2p. Продвигать курсы в социальных сетях, собирая аудиторию в приватных видеоконференциях. EdTech вошел в десятку самых привлекательных областей для инвестиций.
- Стала набирать обороты сфера education influencers, или образование от лидеров мнений. В том числе обучение у экспертов: IT-специалистов, медиков, юристов, бухгалтеров и т.д.
- Авторитет высшего образования начал падать. К концу 2010-х около 70% выпускников 11-х классов выбирали высшее образование. В 2020-м этот показатель снизился до 64%.
К концу 2020 года стало понятно, что онлайн с нами надолго, а потому образование должно быть более гибким.
2021-й: кризис веры в высшее образование
В России 2021-й стал Годом науки и технологий. Гибридный формат обучения, который совмещал онлайн и офлайн, стал привычным, его качество улучшилось.
- Рынок труда переживал проблемы с поиском кадров. Предприятиям не хватало больше 2,2 млн работников. На тот момент это максимальный показатель с 2014 года. Вакансий было в два раза больше, чем желающих трудоустроиться. 68% недостающих кадров приходилось на рабочие специальности.
- Быстрый переход к практике и возможность сразу найти работу показались вчерашним школьникам привлекательнее четырех лет непрерывного теоретического обучения в вузе. В моду вошло среднее профессиональное образование (СПО). Если в 2017 году в колледжи зачислили 900 тыс., то в 2021-м — 1,2 млн человек. Среди выпускников девятых классов СПО выбрали 60% человек. В топе были педагогические специальности.
- В трендах закрепились профессии в сфере IT. Число вакансий в середине года по сравнению с 2020-м выросло на 39%. В топ вошли разработчики, тестировщики, аналитики данных.
- Ажиотаж на онлайн-обучение спал. По сравнению с 2020 годом количество новых учащихся уменьшилось на треть: с 60 млн до 40 млн человек. Самыми популярными программами стали машинное обучение, основы UX, well-being. Люди охотно проходили образование по Excel, экологии, финансовому учету и пищевой ферментации.
- Россияне посчитали, что продолжать учиться нужно в течение всей жизни. Результаты опроса ВЦИОМа в 2021 году показали, что каждый третий респондент за последний год проходил обучение, а еще треть планирует освоить новые навыки в течение года. Иначе никак не получилось бы адаптироваться, успевать за новыми технологиями, трансформацией профессий, изменением структуры рынка.
В 2021-м выяснилось, что нужно тратить меньше времени на освоение теоретических знаний и быстрее переходить к практике. Рынку труда нужны были кадры.
2022-й: больше практики
По прогнозам ученых Института образовательных технологий Открытого университета, в 2022 году примерно половина изменений должна была быть связана с цифровизацией и геймификацией образования. Так и получилось.
- Главным трендом стало непрерывное образование — lifelong learning. Работодателям понадобились сотрудники, которые постоянно получают новые навыки и прокачивают уровень языка, компьютерной грамотности, тайм-менеджмента. Отчет Международного экономического форума подтвердил необходимость переобучения для 40% работников.
- Педагоги поняли необходимость применения технологии VR и AR в образовании. Внимание школьников и студентов с их клиповым мышлением сложно удержать только иллюстрациями из учебников. Виртуальная и дополненная реальность безопасны в отличие, например, от реагентов на уроках химии. С помощью VR и AR проще визуализировать сложные концепции, например молекулярную структуру веществ. Также технологии позволяют создавать игры и интерактивные задания для проработки темы.
- Рынок труда перенес несколько потрясений: уход иностранных компаний и сокращение рабочих мест, волны релокации. Но безработица оставалась на низком уровне: 3,7% в среднем по стране, по данным Росстата.
- Вырос спрос на короткие и более бюджетные образовательные курсы. Вместо записанных заранее уроков все чаще использовали онлайн-встречи с наставниками и преподавателями.
- Эксперты Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ отметили, что важно сделать цифровое образование доступным для учеников вне зависимости от региона проживания, уровня жизни и состояния здоровья. Задача педагогов состояла в том, чтобы достичь равенства между обучающимися.
- Выросла популярность инфопродуктов. Выручка в этом сегменте подросла на 3%. Популярными сферами обучения стали инвестиции и финансы, эзотерика, саморазвитие и психология.
- Образовательные траектории выпускников вузов перестали быть линейными. Маршрут «школа — вуз — работа» изменился. Исследователи из НИУ ВШЭ отметили, что все чаще студенты начинают трудиться на втором-третьем курсе и отдают предпочтение работе, а не продолжению обучения в магистратуре.
- Практико-ориентированное обучение вошло в образовательные программы вузов. В условиях, приближенных к реальным профессиональным, студенты получили возможность выполнять практические задачи в учебное время, разбирать кейсы.
- Работодатели заметили, что развитие гибких навыков помогает сотрудникам быть эффективными. Особенно приветствовались умение работать в команде, критическое мышление и гибкость.
В 2022 году использование новых технологий окончательно закрепилось в образовательных методиках. Стало понятно, как учиться эффективнее.
2023-й: искусственный интеллект
В 2023 году в широком доступе появились ИИ-инструменты, и люди вновь задумались о своей профессиональной траектории. Опрос аудиторской компании PwC показал: 77% респондентов уверены, что из-за роботов им придется переучиваться и искать другую профессию.
- Стали востребованы формы микрообучения, позволяющего выбрать разные тематические топики и собрать курс персонально под себя и свои потребности. Самым популярным познавательным контентом пользователи назвали наглядные пошаговые пособия.
- Наравне с дипломом о высшем образовании стали важны сертификаты о прохождении курсов, свидетельства, удостоверения.
- Главным навыком, необходимым для трудоустройства, признали адаптивность — способность к быстрым изменениям. Согласно исследованиям, работодатели также ценят умение планировать, распределять ресурсы и управлять рисками.
- Вырос спрос на обучение, основанное на играх. Это не привычные уже элементы игры, а полноценный процесс получения новых знаний, основанный на прохождении уровней.
- Онлайн-образование стало узкопрофильным. Теперь нужны не просто IT-специалисты, а, например, эксперты по разработке видеоигр, UX/UI-дизайнеры.
- На рынке труда в 2023 году было много вакансий и мало кадров. Самыми востребованными специалистами стали менеджер по продажам, продавец-консультант, водитель и бухгалтер.
- 88% компаний столкнулись с кадровым голодом. За систему аналитики рынка труда взялись в Минобрнауки. Планируется разработка цифровых сервисов, которые позволят вузам оперативно следить за ситуаций на рынке труда, делать прогнозы и выстраивать под это образовательные стратегии.
- Самыми востребованными профессиями в онлайн-образовании стали тестировщик-автоматизатор на Python, маркетолог, графический дизайнер. Перспективными назвали профессии дизайнера интерьеров, ландшафтного дизайнера и специалиста по компьютерному зрению дронов.
«РБК Тренды» в 2023 году продолжили собирать список самых востребованных профессий в ближайшие 30 лет. Будущее за специальностями на стыке нескольких дисциплин: они дополнят или заменят уже существующие.
2024-й: прогнозы
Пока внедрение искусственного интеллекта в образование продолжается, эксперты Лаборатории инноваций ВШЭ прогнозируют создание метавселенной для образования и развитие генеративного ИИ в педагогике.
- В обучении используют иммерсивные технологии. Например, студенты Сеченовского университета с помощью ИИ диагностируют заболевания, разрабатывают сценарии экстренных ситуаций и проводят операции в дополненной реальности.
- Самыми активными нанимателями становятся работодатели сферы «Информационные технологии»: в среднем каждый месяц IT-компании открывают 10 тыс. вакансий. IT — одна из самых быстрорастущих сфер экономики, спрос на специалистов в этой области вырос на 20%.
- На первое место выходит психологическое благополучие участников образовательного процесса. Педагоги должны учитывать психологический комфорт учеников, их готовность к усвоению информации. Важны забота и развитие эмоционального интеллекта.
- Набирают популярность тренды, связанные с проектной деятельностью, — обучение через вызов и предпринимательское мышление.
Рынок труда за последние годы сильно трансформировался, со временем изменений будет только больше. И наверняка многие из них будут связаны с развитием нейросетей. Чтобы угнаться за ИИ, человеку понадобятся meta skills — база знаний, способностей и опыта, которая объединяет hard и soft skills.