О сессии
ПМЭФ — это Петербургский международный экономический форум, который проходит ежегодно с 1997 года. В рамках форума ПМЭФ-2022 РБК Тренды провели сессию «Сверхновые карьерные траектории» в рамках специальной юношеской секции «ПМЭФ.Юниор».
«ПМЭФ.Юниор» — это секция, где 150 подростков с активной жизненной позицией принимают участие в панельных дискуссиях, «диалогах на равных», питч-сессиях и мастер-классах.
Участники сессии обсудили тенденции в образовании и на рынке труда России. Они поговорили о том, есть ли альтернативы высшему образованию и какова его роль в трудоустройстве, как выбрать собственный карьерный курс и реализовать его, а также — как выглядит самый короткий путь на рынок труда и как туда попасть, если не через ИТ.
В сессии принимали участие:
- Бэлла Амхадова, начальник отдела департамента кадровой политики в ПАО «ГМК «Норильский никель»,
- Антон Иванов, директор по исследованиям и разработке в АО «Лаборатория Касперского»,
- Сергей Марданов, директор по связям с университетами в VK,
- Валерий Катькало, декан Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ ,
- Артем Шадрин, генеральный директор в Национальном агентстве развития квалификаций.
Модератором сессии выступил Андрей Сикорский, директор по маркетингу РБК, руководитель проекта РБК Тренды.
«Важно конкурировать с собой»
Говоря о том, как изменились условия для образования и карьеры, Валерий Катькало заявил: «Все ускорилось, а фактор времени стал абсолютно новым в нашей жизни. Всю большую роль играет искусственный интеллект. Но нужно помнить, что в этой жизни вы не будете конкурировать с другими людьми или ИИ — вашим главным конкурентом будете вы сами. И основной вопрос в том, как развить в себе навык этой конкуренции и постоянного драйва, чтобы работать на опережение самого себя».
По мнению Антона Иванова, выпускникам важно понимать, какие задачи нужно решать бизнесу. Для этого, отмечает эксперт, нужно стремиться устроиться на работу по профилю с младших курсов, если появилась такая возможность.
Бэлла Амхадова же считает, что в погоне за опытом важно не забывать об обучении. По ее словам, те, кто добиваются успехов, обычно учатся всю жизнь, а компании должны предлагать перспективным студентам корпоративные программы.
Артем Шадрин уверен, что нужно пробовать себя в разных направлениях. Эксперт пояснил, что хорошей возможностью для студентов будет работа в организациях, где есть лидер и где можно учиться не только профессионализму, но и отношению к делу. По его словам, знание основ программирования и иностранных языков автоматически повышает «стоимость» молодого специалиста.
«Университет должен научить учиться»
Обсуждая роль высшего образования, Валерий Катькало напомнил, что раньше оно заканчивалось в университете, а потом сотрудники приобретали нужные навыки на работе. Однако сейчас человек в течение жизни может совершить несколько карьерных поворотов, сказал он. По мнению Катькало, обучение в университете — это фундаментальная инвестиция в себя, а хороший университет «учит навыку учиться всю жизнь».
Антон Иванов отметил: «Образование должно закладывать фундамент, который позволит просто и быстро обучаться в новых областях. Например, для инженерных и компьютерных специальностей важно хорошее математическое образование. Для гуманитариев работает множество онлайн-платформ, которые позволяют получить хороший базис, а остальное наложится во время практики».
«Среда и практика важнее корочки»
Как пояснила в ходе дискуссии Бэлла Амхадова, современным выпускникам нужно образование, чтобы работать со сложным оборудованием и технологиями. По ее мнению, можно получить узкую специальность в рамках среднего образования, и иногда такие специалисты получают даже больше.
Антон Иванов согласился, что в России достаточно сильное средне-специальное образование, которое дает старт для работы и быстрого освоения университетской программы.
А Сергей Марданов назвал главной ценностью университетского образования не запись в дипломе, а обучение внутри университетской среды, коммуникации и контакты, олимпиады, конкурсы и хакатоны. Он уверен, что выбирать вуз нужно исходя из того, «какая там среда и кто туда идет».
В свою очередь, Артем Шадрин назвал важнейшим элементом высшего образования наличие практики: «Не столько важен диплом, сколько рекомендации. На качестве рекомендаций сказываются участие в проектах, публикации в профизданиях и т.д. Это хорошо характеризует студента не только как специалиста, но и как того, кто может реализовать себя. В университете можно получить рекомендацию от преподавателя, и тот благодаря своей сети контактов поможет найти проект для наработки портфолио. Оно будет более значимо, чем любой экзамен. Совмещая учебу с участием в проектах уже с первых курсов, студент формирует свой профессиональный авторитет. Хороший университет может обеспечить такую возможность».
Эксперт пояснил, что у «ВНИИ труда» Минтруда РФ расписаны все профстандарты, где можно узнать, какие навыки нужно развивать. В Национальном агентстве развития квалификаций студенты также могут пройти онлайн-экзамен на наличие квалификации для конкретного направления занятости.
«Нужно учить языки и пробовать разное»
Эксперты сессии дали несколько советов тем, кто только планирует свою будущую карьеру. Бэлла Амхадова заявила, что важно четко поставить цель и планировать действия. Также, по ее словам, нужно учить языки, чтобы иметь более широкий доступ к знаниям.Также эксперт отметила, что важно учиться программировать и изучать математические дисциплины.
По мнению Валерия Катькало, молодежи нужно искать баланс в стремлении к мечте и терпении. Он уверен, что терпение окупится в долгосрочной перспективе.
Антон Иванов посоветовал инвестировать все свободные накопления в дополнительное образование, но при этом «стараться не попасть в ловушку курсов «успешных людей».
Артем Шадрин же считает важным думать на перспективу и заниматься тем, что в настоящее время активно развивается — например, разработками в сфере искусственного интеллекта.
Сергей Марданов также обратился к выпускникам: «Пробуй всё, что есть вокруг. Ошибайся много и часто. У тебя больше никогда не будет времени столько ошибаться. Но делай вывод из своих ошибок и ищи свой интерес. Если что-то интересно, то стоит двигаться в этом направлении. Выбор в моменте абсолютно неважен. Важно делать его и принимать на себя ответственность даже в случае ошибки. Главное — не останавливаться, не тратить время на лишнее».