ESG-образование: какие навыки нужны, чтобы стать успешным специалистом

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Исследование ESG-центра ВШБ НИУ ВШЭ и Национального ESG-альянса показало: образовательная сфера в России все еще не поспевает за инновациями, несмотря на активный рост обучающих программ по ESG-треку. Главное из доклада

Курс на устойчивость

ESG-центр Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и Национальный ESG-альянс провели исследование «Образование в области устойчивого развития и ESG». Выяснилось, что в России наблюдается активный рост числа образовательных программ по ESG-треку как на уровне университетов и бизнес-школ, так и на уровне корпоративного сектора. Развитие локальных ESG-подходов, стандартов и практик — это не уникальная черта России, а общемировая тенденция.

Например, компания Revelio Labs проанализировала уровень зарплат в США и выяснила, что работники ESG-сферы получают в среднем на 20% больше, чем их коллеги, не связанные с устойчивым развитием. По мнению экспертов, разница в оплате труда вызвана растущей популярностью зеленой повестки в бизнесе.

По данным HeadHunter, с начала 2022 года до середины сентября спрос на специалистов в сфере устойчивого развития вырос на 20%. Но найти кандидата с нужными компетенциями и навыками по-прежнему тяжело, потому что система образования не всегда успевает подстроиться под рынок труда.

Эксперты ВШЭ и ESG-альянса проанализировали 300 международных и российских программ из 259 университетов. Эксперты провели исследование и выяснили, что из-за геополитический ситуации повестка устойчивого развития изменилась, но система образования не спешит подстраиваться под новые потребности бизнеса и общества.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Обучение в эпоху ChatGPT: как преподавателям принять неизбежное

Основное об ESG-образовании в России

В России есть 659 образовательных программ в области устойчивого развития, подсчитали авторы исследования. Из них меньшая часть посвящена ESG, а большая — экологии. Две программы с одинаковым названием могут реализоваться в двух вузах. Из-за этого количество проанализированных ESG-направлений отличается от общего числа.

Программы в области устойчивого развития наиболее популярны в московских университетах: МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН и МГИМО. Популярность измерялась по количеству обучающихся студентов.

Российские образовательные ESG-программы уделяют внимание экономике, управлению и вопросам окружающей среды, но, как отмечают во ВШЭ, для успешного обучения необходимо развивать непредметные компетенции и мягкие навыки. Так, на рынке труда востребованы знания в вопросах глобализации, климатических изменений и этики.

Директор центра управления устойчивым развитием компаний Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Анна Веселова отмечает, что к ключевым компетенциям можно отнести фундаментальные знания в области экологии, психологии или социологии. Также важно развивать непредметные навыки: критическое мышление и креативность. Специалисту в области ESG необходимо комбинировать свои знания. Бизнесу нужны интеграторы — те, кто сможет управлять рабочим процессом и говорить на одном языке с кем угодно.

Фото: ESG-центр ВШБ НИУ ВШЭ и Национальный ESG Альянс
Фото: ESG-центр ВШБ НИУ ВШЭ и Национальный ESG Альянс

«Существует явная потребность в расширении подходов к обучению устойчивому развитию», — к такому выводу пришли авторы исследования. Специалисты сходятся во мнении, что междисциплинарный подход — один из ключевых принципов реализации устойчивого образования. ESG-обучение должно затрагивать множество предметов: «менеджмент», «экономика», «экология», «биология», «право».

Необходимые навыки недостаточно развивать только при помощи традиционного обучения: предметных знаний в области экологии, корпоративного управления и т.д. Необходимо найти баланс между теорией и практикой: помогать студентам вырабатывать компетенции, обращаясь к ситуационно-проектным методам.

«Пример такого метода — разлив нефти. Студенты разбиваются на группы, каждая из них — отдельный департамент. В сложных ситуациях между специалистами возникают конфликты, потому что каждый хочет минимизировать издержки, но в итоге им нужно разработать общую стратегию выхода из кризисной ситуации. Это позволяет тренировать системное мышление и развивать лидерские навыки», — комментирует Веселова.

ESG-образование и бизнес

В исследовании эксперты обратили внимание, что бизнес признает важность устойчивого развития, но не спешит нанимать специалистов в этой области. Компании нацелены на удовлетворение текущих потребностей в кратчайшие сроки, из-за этого спрос на дополнительные образовательные программы для сотрудников превышает спрос на бакалавров. При этом неясно, чего российские работодатели ждут от обучающих курсов в сфере ESG, поэтому выстроить эффективную систему на данный момент не получается.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС
Экономика инноваций Диплом за месяц: смогут ли онлайн-курсы заменить университеты

«Бизнес можно справедливо назвать одним из главных инициаторов развития ESG-образования в России. Корпорации стремятся формулировать запрос к системе высшего образования, чтобы в дальнейшем обеспечить себя высококвалифицированными кадрами в области устойчивого развития. Совместная работа представителей научной среды и бизнеса позволяет выявить такой запрос и более эффективно взаимодействовать с системой образования — школами, вузами, регулятором, чтобы усовершенствовать систему высшего и дополнительного профессионального образования с опорой как на локальный, так и на международный опыт», — отмечает генеральный директор ESG Альянса Андрей Шаронов.

Аналитики также отмечают, что чаще всего специалистов ищут в Москве и Петербурге. По числу вакансий лидируют крупные российские банки. Например, с сентября по ноябрь 2022 года «Сбер» опубликовал 20 объявлений, а ВТБ — 15. Также специалистов активно ищут компании, работающие с природными ресурсами, и бизнес, оказывающий консультационные и поддерживающие услуги. 40% работодателей ждут, что у соискателя будет степень магистра.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Как и зачем компании внедряют принципы устойчивого развития

Руководитель отдела устойчивого развития «Тинькофф» Татьяна Полякова отмечает, что в соискателе ценятся hard skills — знание стандартов, международного законодательства, подходов, методологий, а также глубокое понимание бизнеса. При этом занятость в междисциплинарной сфере по-прежнему требует навыков работы с большими объемами информации, стратегического видения и планирования. Кроме того, кандидат должен обладать критическим мышлением и умением считать деньги, оценивая не только экономические, но и социально-экологические результаты.

Главные вызовы

По мнению аналитиков, главная проблема ESG-образования — отсутствие национальной рамочной концепции развития ESG в системе образования. Из-за этого достигнуть эффективного баланса интересов и потребностей бизнеса, государства и общества не получается. Развитию ESG-образования мешает инертность руководства и отсутствие хороших преподавателей с нужными компетенциями. Университеты должны стремиться к оптимальному соотношению «академических» и практических специалистов.

В рамках исследования эксперты разработали систему рекомендаций по развитию образования в области устойчивого развития и ESG в России. Так, специалисты считают, что ситуацию исправит понимание запросов бизнеса, общества и государства. На их основе необходимо создать план ESG-инфраструктуры и будущих образовательных продуктов. Еще одна задача — организовать кадровый фонд. Сделать это можно за счет привлечения практиков и предоставления им методологической и методической поддержки.

«Прямой экологический след банков невысокий. Сейчас они работают над тем, чтобы снизить потребление бумаги и электроэнергии. Банки могут формировать требования и принуждать других игроков следовать повестке. Им важно получить специалистов, которые могли бы разбираться в отраслевых проектах. Банки финансируют металлургию, поэтому они должны оценивать, как тот или иной проект повлияет на окружающую среду. По секторам ситуация становится проще. Главная цель — сокращение выбросов вредных и отравляющих веществ во всех коричневых отраслях: в металлургии, в химии, в производстве пищевых продуктов», — комментирует Шаронов.

Кроме того, в список рекомендаций исследователи включили формирование сбалансированного подхода в обучении, разработку инструментов оценивания ESG-специалистов и поддержку студенческих объединений.

Обновлено 16.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть