Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education провели совместное исследование о том, какие из мировых трендов активно применяет российское образовательное сообщество, у каких есть потенциал развития в 2024 году, а какие тенденции наименее актуальны для российского рынка.
В исследовании приняли участие эксперты из организаций: НИУ ВШЭ, Ultimate Education (Bang Bang Education, «Психодемия», Академия маркетинга MAED, Fashion Factory, Moscow Digital School, XYZ), Skillbox, «Яндекс.Практикум», VK, «СберУниверситет», Dsight, «Нетология», SkyEng, «Фоксфорд», «Хекслет», «Я тебя слышу», «Лекториум», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, департамент образования города Москвы, ГБОУ «Школа «Покровский квартал» и АНО «Цифровая экономика».
В ходе исследования были опрошены более 750 респондентов — инноваторов образования и студентов онлайн-школ более чем из 60 регионов России, а также 23 эксперта образовательной сферы — научные сотрудники и руководители университетов, основатели социально значимых офлайн- и онлайн-проектов, лидеры ведущих edtech-проектов. Эксперты поделились, с какими вызовами сталкиваются игроки современного образования и какие есть пути для их решения.
По результатам опросов и интервью тренды были проранжированы от наиболее к наименее популярным. В этой статье раскрываются особенности самых востребованных трендов и тех, чья популярность будет активно нарастать в грядущем году: взаимопроникновение учебных сред, мультимодальная педагогика, обучение через вызов, предпринимательское образование, педагогика с использованием ИИ и педагогика заботы о студентах.
Почему образованию важно следить за общемировыми трендами
Важную роль в трансформации образовательного процесса сегодня играют технологическое развитие и потребность в оперативной адаптации методов обучения под запросы рынка и студентов.
Павел Мосейкин, гендиректор холдинга Ultimate Education
«Кроме решения глобальной проблемы кадрового дефицита, адаптации программ под требования рынка и помощи в организации понятной карьерной траектории важными задачами образовательных организаций являются персонализация образовательного опыта, формирование комфортной образовательной среды и развитие индустриальных сообществ».
Диана Королева, заведующая лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор конкурса инноваций в образовании
«Российское образование имеет уникальную историю и свою траекторию развития. В этом процессе активно задействованы как инновации сверху (через образовательные реформы), так и низовые инновации (через предложения самих участников образовательного процесса). Поэтому понимание мировых трендов и их соотнесение с российским образовательным ландшафтом позволяют выявить зоны роста и сферы влияния».
По словам Юлии Горячкиной, директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика», проведение аналитических исследований об этих изменениях станет важным инструментом для разработки эффективных стратегий развития образования, которые будут соответствовать потребностям современного общества и будущего рынка труда.
Топ-3 ведущих образовательных трендов
Взаимопроникновение учебных сред
Самым востребованным трендом оказалось взаимопроникновение учебных сред — его отметили 50% инноваторов и 48% студентов онлайн-школ. Тренд предполагает сопряжение технологий, педагогических методов и всех элементов образовательного контекста для создания целостной и эффективной образовательной среды.
Владимир Синицын, операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education
«Взаимопроникновение сред — одно из главных направлений современного образования. Образовательный процесс постоянно обогащается интерактивными мультимедийными ресурсами, виртуальными лабораториями и технологическими инструментами, которые повышают мотивацию учеников и способствуют более глубокому усвоению материала.
Для широкого внедрения новых методов необходимы инвестиции в техническую инфраструктуру, повышение квалификации педагогов и разработка новых учебных стандартов. Кроме того, важно учитывать культурно-методологические аспекты применения технологий, чтобы они служили укреплению, а не упрощению системы образования».
Мультимодальная педагогика
Вторым по важности трендом респонденты считают мультимодальную педагогику — ее отмечают 58% инноваторов и 34% студентов онлайн-школ. Этот тренд подразумевает, что студенты будут лучше усваивать информацию, если обучающий контент будет задействовать разные модальности восприятия — от классических текстовой и визуальной до слуховой, осязательной и даже обонятельной. Роль мультимодальной педагогики в том, чтобы сделать обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным.
Зоя Бойцева, соосновательница организации «Я тебя слышу»
«В массовых школах зачастую не используются никакие подходы, помимо стандартной подачи аудиовизуального контента: устная речь, тексты и презентации. В то же время в мире развиваются самые разные педагогические подходы: например, в Финляндии распространено обучение от феномена. Он подразумевает изучение объекта или явления со всех сторон и всеми дисциплинами одновременно: изучаемый предмет можно посмотреть, потрогать, прочитать про него, попробовать и понюхать, если это возможно. Мы видим по исследованиям, что такой метод обучения значительно увеличивает и интерес школьников, и усвоение учебной темы».
Обучение через вызов
Топ-3 замыкает обучение через вызов как образовательный формат — его отмечают 31% инноваторов и 56% студентов онлайн-школ. Обучение через вызов — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить.
Эмма Юсова, операционный директор онлайн-школы в сфере разработки игр XYZ
«Метод может радикально изменить процесс обучения, делая его более релевантным для подготовки студентов к сложностям современного мира. Тем не менее для его внедрения рынку необходимы квалифицированные педагоги, высокие ресурсные затраты. Кроме того, могут возникнуть сложности оценки результатов обучения с помощью традиционных методов».
Кирилл Мокевнин, сооснователь онлайн-школы программирования «Хекслет»
«Уже сейчас обучение через вызов все больше интегрируется в процессы найма и подбора персонала для оценки практических навыков кандидатов. Поэтому в образовании метод также может использоваться при подготовке к таким собеседованиям. Но это не значит, что традиционные методы стоит полностью исключить из образовательного процесса. Ключ к качественному продукту в балансе разных подходов и инструментов».
Самые перспективные тренды
Предпринимательское образование
Важность развития предпринимательского образования отметили 39% инноваторов и 29% студентов онлайн-школ. Проектная деятельность, несмотря на долгую историю внедрения, используется далеко не повсеместно, а акселерационные программы все еще являются новинкой для российского рынка, однако картина может измениться в ближайшие годы. По мнению экспертов, навыки управления и развития бизнеса являются метаскилами, на которые растет спрос. В перспективе прогнозируют увеличение популярности этого тренда.
Инна Гуреева, операционный директор Fashion Factory School
«Креативность, критическое мышление, коммуникабельность и прочие навыки, которые можно отнести к предпринимательскому мышлению, — это must have и для наемных сотрудников, и для фрилансеров, и для тех, кто просто творчески реализовывается без коммерческой составляющей. Он существует на рынке труда и образования уже более 15 лет. Мы видим повышенный спрос на получение предпринимательского образования. Запрос на запуск своего бренда в нашей школе вырос на 71% с начала года и продолжает стремительно расти».
Гульнара Кошимбетова, куратор проекта «Предпринимательский класс в московской школе» департамента образования Москвы
«Выпускник предпринимательского класса обладает рядом необходимых будущему бизнесмену компетенций: умеет генерировать идеи, составлять бизнес-планы, анализировать и оценивать риски, понимает сущность и функции финансов в экономике, знает этику бизнес-коммуникации, обладает лидерскими качествами».
Педагогика отношений и педагогика заботы
Педагогику отношений и педагогику заботы о студентах как ключевой тренд отметили соответственно 48 и 35% инноваторов и 29 и 36% студентов онлайн-школ. Эксперты подчеркивают, что внимание к индивидуальным особенностям и ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении.
Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK
«Концепция педагогики отношений помогает составлять персональные траектории развития, повышать мотивацию и делать обучение более эффективным. При составлении личной образовательной стратегии важна роль ментора или наставника, который выполняет сопровождающую функцию и помогает удерживать фокус внимания. В будущем этот тренд будет усиливаться».
Александра Караваева, операционный директор онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»
«На наш взгляд, сейчас рынку важно уделять внимание качественной заботе и качественной педагогике. Если с первой все более-менее понятно, то с педагогикой, андрагогикой все немного сложнее. Чтобы грамотно донести до студента информацию, важно понимать, как ее правильно структурировать, — этим занимаются методисты. Когда эксперты не прислушиваются к советам методистов, из педагогики заботы исключаются и педагогика, и забота».
Педагогика с использованием ИИ
Еще один набирающий популярность тренд — педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта. Его отметили 37% инноваторов и 29% студентов онлайн-школ. С внедрением правил использования ИИ в университетах в перспективе возможен рост интереса со стороны обучающихся и государственных учреждений. Как отмечает Илья Курмышев, СЕО «Яндекс.Практикума», покрытие ИИ в образовании пока очень неравномерно и зависит от компетенций на местах и других факторов, но направленность участников рынка, государства и понимание отрасли, какие возможности ИИ открывает, обуславливают высокий потенциал использования этой технологии.
Маргарита Варданян, исполнительный директор онлайн-школы в сфере маркетинга MAED
«Помимо персонализации образовательного процесса генеративный ИИ может способствовать развитию критического мышления и творческих навыков. Например, системы могут предложить студентам уникальные сценарии или задачи, которые требуют оригинального подхода и проблемного решения. Это подталкивает учащихся к самостоятельному мышлению и стимулирует их интеллектуальное развитие».
Однако существуют для тренда и вызовы — как юридические, так и социальные.
Роман Янковский, академический директор образовательной платформы Moscow Digital School
«Ранее мы проводили исследование, в ходе которого выяснили риски применения ИИ. 77% опрошенных юристов связывают риски с возможными спорами из-за нарушения авторских прав, а более 50% назвали репутационные риски из-за некачественного предоставления услуг ИИ».