Образование новой реальности: итоги 2020 года для российского EdTech

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay
Компания Smart Ranking при поддержке пула участников рынка составила новый рейтинг крупнейших EdTech-компаний России

По итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 компаний рейтинга выросла более чем на 113% относительно предыдущего года, достигнув почти 34 млрд руб. Таким образом, участники рейтинга превысили ранее прогнозируемые для них 25 млрд руб. и теперь занимают более 60% российского рынка EdTech, который, согласно оценкам экспертов, равен 53–54 млрд руб.

«EdTech-рынок и до этого рос на 17–25% в год, а сейчас многие компании показали двух- и даже трехкратный рост за счет резкого перехода всего мира на удаленку, оставив, таким образом, позади прогнозные 40 млрд руб. по объему рынка в 2020 году», — отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. Она прогнозирует, что в 2022 году объем рынка достигнет 60 млрд руб.

«Из-за карантина, перехода на удаленную работу и дистанционное образование EdTech привлек внимание множества новых пользователей, — говорит Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум». — Если в 2019 году доля тех, кто хоть раз пробовал учиться в онлайне, была около 30%, то сегодня это уже 60%. То есть весь рынок перешел на новую стадию, как было с рынком e-commerce лет десять назад».

Образование новой реальности: итоги 2020 года для российского EdTech
Образование новой реальности: итоги 2020 года для российского EdTech

С полной версией можно ознакомиться здесь.

Эксперты уверены, что рынок продолжит расти. Во-первых, образование становится старше. То есть если раньше большинство выпускников вузов забывали об учебе сразу после вручения им дипломов, то теперь знания и навыки нужно получать всю жизнь: сегмент взрослого образования — самый объемный и быстрорастущий. Во-вторых, растет спрос на новые знания и профессии, который не удовлетворяется базовым образованием. Например, работодателю уже сегодня нужны специалисты из новых областей, а их пока нигде не учат.

Цифровые приоритеты

Если для одних игроков массовый переход пользователей в онлайн стал стресс-тестом, то другим позволил вырваться в лидеры. В сумме число студентов школ из топ-10 рейтинга за год выросло в два раза и составило более 14 млн человек. Заметнее всего аудиторию расширили компании, специализирующиеся на цифровых профессиях. Как отмечают в «Нетологии-групп», вошедшей в своем сегменте в тройку лидеров, пик популярности онлайн-курсов пришелся на начало весны: только за март 2020-го аудитория компании выросла на 345%.

«В прошедшем году особенно отметилась потребность в кадрах, которые умеют работать с большими данными, интернетом вещей, дополненной и виртуальной реальностью, — отмечает Марианна Снигирева, исполнительный директор образовательной компании «Нетология». — Цифровая трансформация экономики также стимулирует востребованность бизнес-образования: компаниям нужны цифровые лидеры и управленцы, способные запускать и руководить сложными ИТ-продуктами».

Тем не менее по итогам года лидерство на рынке сохранила школа иностранных языков Skyeng, также возглавлявшая рейтинги 2018–2019 годов. Ей уступил онлайн-университет современных профессий Skillbox, который поднялся с четвертого на второе место. Замыкает тройку лидеров, как и в предыдущем году, образовательная платформа «Учи.ру».

Экономика образования Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках

В целом ресурсы, обучающие цифровым профессиям, продемонстрировали наибольший рост выручки за год — по сегменту она составила около 30% от общей суммы, которую заработали топ-60 в 2020 году. Этому не помешало даже то, что часть этих компаний замедлила рост к концу года.

Удаленный класс

Разумеется, в 2020 году рост показало и школьное образование, для которого наиболее успешным периодом традиционно стали второй и четвертый кварталы. Переход на полное дистанционное обучение заставил учителей и школьников искать альтернативу очному образованию.

«Мы видим, что интерес к обучению онлайн постоянно растет: в прошлом году аудитория «Фоксфорда» выросла более чем в два раза. Взрывной рост был в сегменте экстерната и домашней школы — в 2020 году к нам пришло в четыре раза больше учеников, чем в 2019-м, — рассказывает Андрей Сизов, исполнительный директор «Фоксфорда» (входит в «Нетологию-групп»). — Кроме того, мы видим большой потенциал роста в сегменте онлайн-обучения дошкольников и учеников начальной школы: мы протестировали некоторые новые продукты и форматы и увидели неподдельный интерес у аудитории».

Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, отмечает, что за прошлый год выручка компании выросла в 2,4 раза, а число пользователей — в четыре раза. «Количество сессий на пользователя увеличилось на 69%, что показало возросшую важность цифровых ресурсов для образовательной системы», — уверен он.

Старт учебного года осенью 2020-го только подогрел интерес пользователей, а вместе с ним — внимание инвесторов. Самой крупной сделкой в этом сегменте стала покупка платформы «Учи.ру», в которой Mail.ru Group приобрела долю в 25% за 3,75 млрд руб. Также в декабре компания IntellectoKids привлекла $3 млн. По словам ее генерального директора Михаила Котлова, платформа выросла за прошедший год более чем в три раза по выручке и удвоила число пользователей.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС
Экономика образования Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения

Владельцы EdTech-платформ также отмечают интерес к школьному образованию со стороны стартапов. «Может создаться впечатление, что порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций — и онлайн-курс готов. Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов. — РБК Тренды), а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии», — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор компании InternetUrok.ru.

Бизнес-лидеры

Ведущим игроком в сегменте бизнес-образования по-прежнему остается «Like Центр». С начала 2020 года компания стремительно наращивала выручку и показала максимальный прирост в четвертом квартале, практически в два раза увеличив показатель третьего квартала. Тем не менее в пятерку лидеров рейтинга компания так и не вошла. Аяз Шабутдинов, основатель «Like Центра», уверен, что будущее сегмента бизнес-образования — за гибридным форматом, когда часть программы реализована в онлайне, но при этом обязательно присутствует и офлайн-коммуникация.

При этом самая популярная бизнес-программа в мире — MBA — все активнее теряет позиции. «В этом году мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА. В сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — отмечают в City Business School. — Сейчас увеличился спрос на краткосрочные курсы и микрообучение конкретным навыкам и компетенциям, а также на обучение по модели подписки».

Фото:Fauxels / Pexels
Экономика образования Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

Корпорация знаний

Также рывок под конец года сделал сегмент корпоративного обучения. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР», четвертый квартал стал для компании самым успешным: люди осознали себя в новых реалиях, набрали обороты запущенные в прошлом году продукты по корпоративному образованию для среднего и крупного бизнеса.

Стремительный рост показали программы, позволяющие с нуля освоить новую профессию, отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа». В 2020 году компания открыла два новых направления: для специалистов по охране труда и обучение интернет-маркетингу, которое прошли более 9 тыс. новых пользователей.

Заочная ставка

Завершили год с минусом всего три компании — Lingualeo, Modum Lab и Sikorsky Beauty Academy. Последняя, как школа, обучающая офлайн-профессиям в бьюти-сфере, так и не смогла полностью исправить ситуацию после затяжного падения во втором квартале 2020 года. Впрочем, у кризиса оказались и позитивные последствия. Клиенты, которые раньше были готовы получать практические навыки только очно, пересмотрели свои взгляды и начали тестировать новые для себя форматы. По словам генерального директора Sikorsky Beauty Academy Всеволода Бельченко, это позволило расширить аудиторию и активно развивать онлайн-направление.

Курсовая работа

Пандемия оказалась испытанием и для компаний, специализирующихся на разработке онлайн-курсов. Во втором квартале 2020 года многие игроки заявили об оттоке клиентов, которые сокращали бюджеты в условиях глобальной неопределенности.

«Все наши действующие и потенциальные клиенты были затронуты в той или иной степени кризисом, вызванным снижением покупательского спроса и эффектом пандемии, — отмечает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — Или бюджеты на закупки ИТ-решений были заморожены, или решение откладывалось ввиду неопределенности и неуверенности в своем будущем. Порядка 70% планируемых закупок в 2020 году были отложены до лучших времен и наступления ясности в вопросе восстановления нормальной экономической активности».

И тем не менее в четвертом квартале разработчикам удалось не только выровнять ситуацию, но и показать рост. В основном это связано с закрытием бюджетов в конце года. Также некоторые заказчики смогли адаптироваться в ситуации с пандемией, наладить работу и отказаться от очного обучения в пользу онлайна.

Фото:Pexels
Экономика образования Zoom и цифровой учитель: десять трендов школьного обучения после пандемии

Прогнозы на 2021 год

1. Увеличится влияние государства

Большинство участников рейтинга поделились позитивными ожиданиями от 2021 года. Тем не менее рынок может существенно измениться с появлением законопроекта о просветительской деятельности.

«Дальше все будет зависеть от конкретных мер: мы можем столкнуться как с мягким регулированием, когда образовательным компаниям нужно будет только информировать власть о своей деятельности, так и с жестким, если это информирование превратится в согласование», — отмечает Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox.

2. Потребитель станет требовательнее

Еще одним ожидаемым фактором станет увеличение требований к качеству образовательных услуг. Пользователь будет все строже оценивать сервис и требовать гарантий результата.

«Клиенты все больше рассматривают онлайн-образование как одну из ключевых инвестиций в своей жизни. Это серьезная профессиональная трансформация, которая затронет многие жизненные аспекты клиента», — говорят в SkillFactory.

«Ученики стали выбирать обучение не только по программе и преподавателям: большую роль теперь играет формат, удобство, экосистема и возможность построить собственную траекторию обучения, — отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа».

По мнению Евгения Лебедева из «Яндекс.Практикума», теперь рынок сосредоточится на решении таких проблем, как удержание пользователей, коллаборативное обучение и техническая стабильность. «Пользователи уже не будут удивляться просто возможности «учиться откуда угодно». Это уже норма, — говорит Лебедев. — И вопросами, которые начнут задавать сервисам на рынке, станут: а где, собственно, сам сервис? как оценить качество обучения? какие гарантии результата я получаю? «Яндекс.Практикум» работает в том числе в США, где пользователи уже несколько лет задают эти вопросы, так как рынок более «взрослый». Мы уверены, что российский рынок онлайн-образования в 2021 году имеет все шансы прийти к этой взрослости».

3. Усилятся позиции крупнейших игроков

Крупные компании продолжат активно наращивать долю рынка, а маленьким участникам будет еще сложнее закрепиться.

Фото:Александр Земляниченко Мл / Bloomberg
Экономика образования «Яндекс» инвестирует ₽5 млрд в образование: что делать EdTech-стартапам?

«Монополизация рынка EdTech со стороны «стратегов» в русскоязычном сегменте будет активно продолжаться и в 2021-м, и в 2022 годах, что приведет к уходу со сцены тех, кто не успеет занять 50% и более доли рынка в своем сегменте или своей нише», — считают в онлайн-школе Puzzle English.

Рейтинг составлен при поддержке «Яндекс.Практикум», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Контур.Школа», «Актион-МЦФЭР».

Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:

«Я абсолютно уверен, что основным драйвером рынка будет рост существующих игроков. Тот темп роста, который показали топ-10 компаний в 2020 году, является неким отраслевым стандартом для крупных игроков, который продлится еще как минимум год. В этом смысле, например, двукратное увеличение размера бизнеса любой из платформ, занимающей топовую позицию в своей нише, приносит значительно больший вклад в увеличение всего размера рынка, чем появление новых игроков. Новые участники должны все равно пройти по определенной траектории роста — в первый-второй год существования компания не может показать выручку в миллиард рублей, должно пройти время, чтобы дойти до таких значений.

Мы по-прежнему будем видеть новые инвестиции в этом сегменте в двух категориях.

Первая: инвестиции на очень ранних стадиях в новые бизнес-модели либо в какой-то доселе отсутствующий на рынке мейнстрим, например экспорт российского EdTech. Примером таких сделок с точки зрения бизнес-модели являются инвестиции в Educate Online от клуба AngelsDeck, соучредителем которого я являюсь, а примером экспорта — инвестиция Сергея Солонина (сооснователь сервиса Qiwi. — РБК Тренды) в бразильскую EBAC Online.

Вторая: сделки очень поздних стадий — крупные раунды в топ-10–15 игроков рейтинговой таблицы с чеками $5–10 млн по оценке от одного до нескольких сотен миллионов долларов.

В 2020 году событий было очень много, и можно с разных ракурсов рассматривать их. С инвестиционной точки зрения, конечно же, важной является активность одного из стратегов в этом сегменте — Mail.ru. Второе — EdTech-рынок продолжает оставаться на хайпе у инвесторов, и многие считают его очень перспективным: судя по разговорам, это один из самых раскрученных сегментов в сообществе. И последнее — влияние пандемии было переоценено и оказалось не таким значительным, как ожидалось. Но можно было наблюдать один важный эффект: многие бизнесы полностью переформатировали бизнес-модель».

Обновлено 06.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть