Об авторе: Елена Куликова, тимлид отдела по работе с экспертами в «Нетологии».
Новые потребности студентов онлайн-курсов
С начала пандемии до нового кризиса прошло всего два года. Однако поведение аудитории, которая интересуется дополнительным образованием, сильно изменилось за это время. Если во время разгара пандемии коронавируса наиболее пострадали бизнесы, которые работали в традиционных сферах и мало присутствовали в онлайне, то сейчас удар так или иначе пришелся на все отрасли. Например, на курсы тогда приходили сотрудники авиакомпаний, специалисты сферы туризма и воспитатели. Многие из них сначала выбирали бесплатные занятия, чтобы понять, насколько им подходит онлайн-формат. И только после них выбирали интересную им профессию на платной основе. Тогда курсы дополнительного образования были для людей одним из способов занять освободившееся время и получить востребованную профессию, чтобы устроиться на новую работу или получить повышение. Наиболее популярными профессиями были интернет-маркетинг, SMM, таргетированная реклама, веб-дизайн и тестирование ПО.
Сейчас в 2022 году ситуация изменилась: одни крупные компании приостанавливают маркетинговую деятельность, другие уходят из страны. Покупательская способность всего населения страны снизилась из-за падения курса рубля. Когда люди начали отходить от шока, и спрос на онлайн-образование начал приходить в норму, стало очевидно, что учиться теперь пошли не только представители более традиционных профессий, но и специалисты digital и IT. Лидирующие позиции теперь заняли профессии и отдельные навыки по направлениям программирования, аналитики и Data Science, UX-дизайна, видеомонтажа, SEO. На рынке труда усилился тренд на универсальных специалистов, которые владеют навыками из смежных специализаций и могут одновременно решать разные задачи бизнеса. Этот тренд начался еще пару лет назад, но именно сейчас, в кризисный период, компании ждут таких специалистов еще больше. Например, специализация «анализ данных» с использованием SQL может как дополнить существующие профессиональные компетенции, так и помочь полностью сменить сферу деятельности.
Изменения в образовательном контенте
Сейчас особенно четко прослеживается запрос на ускоренное и менее дорогое обучение: люди теряют работу, зарабатывают меньше и хотят быстрее осваивать новые навыки. Онлайн-платформы подстраиваются под аудиторию, пересобирая свои курсы под востребованные сегодня короткие форматы обучения. Основной фокус на том, чтобы создать программы, которые за меньшее время предоставят студенту возможность изучить инструменты, необходимые в первую очередь для поиска новой работы и вхождения в профессию. Сейчас проводится оценка таких навыков и инструментов, ведь если поместить в полугодовую программу все, что ранее изучалось полтора года, то обучение станет ежедневным. Не каждому студенту это по силам, да и сократить стоимость таких продуктов не получится: это будут те же эксперты с еще большей нагрузкой. Если человек захочет после расширить свои знания, то всегда сможет вернуться, чтобы продолжить обучение.
В текущих условиях будет меняться и формат преподнесения контента, чтобы не терять в качестве: если раньше проводили вебинары с преподавателями после прохождения студентами нескольких записанных уроков, то теперь формат онлайн-встреч будет более частым. Причин этому несколько: во-первых, все так быстро меняется, что запись курса может стать неактуальной еще тогда, когда она находится на монтаже. Во-вторых, подстраиваясь под запрос пользователей на более быстрое обучение, оно станет более интенсивным. И есть риск, что у студентов будет появляться больше вопросов и сложностей с усвоением информации. В решении этой проблемы поможет только живое общение с преподавателем.
Сейчас также становится востребованным формат буткемпов — когда в течение короткого времени человек что-то изучает на ежедневной основе. Это формат уже показал свою эффективность на рынке, и аудитория пользователей, желающих максимально интенсивно учиться, будет расти. Однако такой формат подходит далеко не всем. Большинство студентов работают и вместе с этим учатся по вечерам, и для такой аудитории буткемпы не подойдут.
Если говорить о ситуации в целом, то за эти два месяца онлайн-платформы экстренно обновляли контент и перерабатывали материалы.
Алена Рындова, руководитель образовательного контента Skyeng:
«Наш подход не поменялся: мы выбираем темы, которые будут провоцировать дискуссию. Однако внутри команды мы добавили дополнительный критерий проверки контента, чтобы не выпускать уроки, которые в текущей повестке могут быть восприняты неоднозначно. Например, чтобы в темах и содержании занятий не было намеков или скрытых смыслов, которые относятся к вопросам политики».
Елена Жукова, генеральный директор Международной языковой школы ILS:
«Образовательные программы в следующем учебном году ожидает трансформация. В меньшей степени она затронет курсы для детей — эти расходы родители будут сокращать в самую последнюю очередь. А вот у взрослых будут пользоваться спросом интенсивы, заточенные под конкретные цели: пройти собеседование, провести переговоры. Есть и еще одно изменение — ранее большим спросом пользовалась подготовка к кембриджским экзаменам. Сейчас они в России недоступны, поэтому теперь мы больше ориентируемся на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ».
Алина Логинова, директор по продукту Moscow Digital School:
«Производство контента очень изменилось: мы стали чаще проводить вебинары и онлайн-курсы с актуальной информацией, а не давать записанный контент. Во-первых, законодательство в России сейчас стремительно меняется, а нам — школе, которая специализируется на юридическом образовании, курсах по финансам и аналитике — нужно давать самую актуальную информацию. Это реально сделать только при постоянном обновлении материалов. Во-вторых, некоторые эксперты теперь живут и работают в других городах и странах, и пригласить их на запись в московский офис проблематично».
Работа с экспертами: российскими и зарубежными
Изначально каждая команда обучения в «Нетологии» искала свой способ взаимодействия с экспертами: где-то был отдельный менеджер для этой работы, где-то такую роль закрывали продюсеры и методисты. Пробовали и первый, и второй подход одновременно, но из-за этого страдала коммуникация — не всегда преподавателю было понятно, к кому обращаться и по каким вопросам. В итоге в прошлом году окончательно сформировалось единое для всей компании функциональное подразделение по работе с экспертами на всех направлениях обучения. Его основная цель заключается в том, чтобы человек пришел преподавать, и у него не возникало стресса ни на одном из этапов работы.
Первые проблемы этой весной возникли с экспертами из Украины — им в текущем положении не до преподавания. Некоторые из них взяли паузу до улучшения ситуации, но от преподавания отказались единицы. Также были сложности в плане оплаты работы экспертов в связи с блокировкой переводов за рубеж через российские банки. Пришлось активно перейти на сервис Solar Staff, через который работают с фрилансерами.
Елена Жукова, генеральный директор Международной языковой школы ILS:
«У нас преподаватели делятся на две группы: россияне и иностранцы, большинство из которых покинули Россию. Мы будем рады возобновить сотрудничество с ними, но пока они сами не очень к этому стремятся. Носители языка стали редкостью, как это было во времена Советского союза. Работать в онлайне они тоже опасаются, вероятно, это связано с неким давлением со стороны зарубежных государств.
Конечно, влияет и общеэкономический кризис: инфляция растет, а российские квалифицированные сотрудники хотят, чтобы их оплата оставалась на достойном уровне. Возникла и еще одна сложность — система мотивации педагогов у нас была построена на международных экзаменах, которые преподаватели сдавали по окончании учебного года. С каждым повышением квалификации росла и оплата труда. Видимо, сейчас нам придется выработать какую-то собственную систему оценки».
Привлечение новых преподавателей
Масштабирование онлайн-обучения в последние два года позволило большинству онлайн-платформ набрать множество экспертов. Поэтому в ситуации текущего кризиса они избежали существенных проблем с нехваткой и поиском новых преподавателей. Однако их привлечение и до кризиса представляло собой трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов поиска и отбора подходящих кандидатов. В условиях новой реальности этот процесс стал немного сложнее из-за стресса, увеличившейся нагрузки на основном месте работы по причине санкций, массовой релокации или перехода на работу в другую компанию. Сложнее всего стало искать преподавателей программирования и аналитики данных.
Чтобы решить эти проблемы, в Нетологии ищут преподавателей среди сотрудников с подходящими компетенциями или бизнес-партнеров онлайн-платформы, пересматривается стоимость оплаты услуг для экспертов.
Алина Логинова, директор по продукту Moscow Digital School:
«Мы не заметили особых сложностей в привлечении новых преподавателей к программам. Поскольку большинство лекций мы проводим в режиме вебинаров, нам не важно, где находится спикер. Проблема в другом: найти хороших преподавателей с высокой экспертизой — сложно. Но так было всегда.
Мы столкнулись с другой немаловажной трудностью: если раньше компании были открыты к найму выпускников на стажировки, то сейчас найти место трудоустройства стало сложнее — зарубежные фирмы ушли, а российские корпорации приостановили найм».
Почему профессионалы продолжают преподавать
Люди приходят в образовательную сферу не только из-за денег или светлой идеи делиться знаниями. У них обычно достаточно конкретные цели: получить полезные связи и расширить круг общения, развить свой личный бренд, нанять хороших джунов из ряда наших выпускников или улучшить собственные soft skills и попрактиковаться в публичных выступлениях.
Филипп Воронов, Team Lead в VK и преподаватель курса «Java-разработчик с нуля» и «Java для тестировщиков» в Нетологии:
«Мне импонирует идея life-long learning — я люблю что-то рассказывать, объяснять и обсуждать. Не стану отрицать, что работа преподавателем — это еще и получение дополнительного заработка, который стал для меня своеобразной игрой: интересно, насколько я смогу вырасти и прокачаться в сфере образования.
Сейчас определенную сложность составляют уход и потенциальное закрытие популярных инструментов, которые мы активно используем в работе: Slack, Notion, GitHub и другие. Но это не снижает мой интерес к работе в этой сфере».
Артем Новичков, iOS-разработчик в Skyeng и преподаватель на курсе «iOS-разработчик с нуля» в «Нетологии»:
«Когда ты объясняешь что-то другому человеку, у тебя у самого все раскладывается по полочкам, знания упаковываются. Особенно интересно, когда задают нестандартные вопросы, о которых ты вообще раньше не думал. Работа в образовании также помогает мне оставаться на гребне волны: чтобы давать студентам актуальный контент, нужно самому читать статьи, следить за обновлениями и трендами.
В связи с последними событиями я применил термин «диверсификация» к карьере. Понял, что основная работа — это хорошо, она занимает большую часть моего времени, но также неплохо вкладывать свои силы во что-то дополнительное. Для меня менторство и преподавание дают уверенность в том, что если вдруг что-то случится с одной из работ, другие помогут мне оставаться какое-то время на плаву».