Как снизить рабочую тревожность во время кризиса

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Не менее 70% россиян испытывают повышенный уровень тревожности и стресса. Такие эмоциональные качели мешают вовлечению в рабочие процессы. Рассказываем, как справиться с этим состоянием

Об эксперте: Светлана Смольникова, основатель образовательной платформы для HR Top Сareer.

В чем проблема

Пандемия, геополитика, топливные санкции, европейское эмбарго, уход зарубежных компаний, ожидание глобальной депрессии — так выглядит информационная повестка последних месяцев. К информации из официальных источников добавляются непроверенные данные, фейковые новости, различные реакции экспертов и обсуждения в чатах. Все эти новости не только не добавляют определенности в жизнь россиян, но и наоборот, повышают уровень тревожности.

Согласно последнему опросу аналитического центра НАФИ, 70% опрошенных жителей страны признались, что испытывают тревогу из-за сложившейся социально-экономической ситуации. Но степень их реакции на происходящие события зависит от нескольких факторов: возраста, пола, образования и уровня дохода. Например, молодежь в возрасте от 18 до 24 лет намного реже испытывает чувство тревожности.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Российские ученые выявили возможность VR снижать уровень тревожности

48% россиян отметили, что находят способы справиться со своим состоянием при помощи развлечений, хобби, спорта, прогулок, дополнительного заработка и не только. А 8% россиян признались, что не могут справиться с тревожностью. По словам эксперта аналитического центра НАФИ Ирины Иванковой, длительное пребывание в таком состоянии может отрицательно сказаться на всех сферах жизни человека.

Люди, находящиеся в стрессе, постепенно теряют способность критически и объективно воспринимать информацию и становятся менее работоспособными. Высокий уровень тревожности в итоге не только мешает самому человеку, но и тормозит рабочие процессы. Как справиться с этим? HR-специалисты поделились своими советами.

Как справиться сотрудникам

Сконцентрируйтесь на задачах

Когда вокруг хаос, важно сфокусироваться на задачах бизнеса и своих. Необходимо минимизировать влияние социальных сетей и телеграмм-каналов, то есть быть не потребителем контента, а самому создавать что-либо.

Светлана Смольникова:

«В первую очередь подумайте, что можете сделать, чтобы улучшить положение, помочь компании выйти из кризиса. Мыслите масштабно, целостно: какие новые экспертизы придумать, вывести продукты на рынок и другое. Поделитесь идеями с руководителем. Держите в фокусе две точки зрения: что можете конкретно вы и что стоило бы сделать компании».

Проявляйте себя

Сейчас компании проходят период значимых изменений. Это хорошее время, чтобы проявить себя. Поговорите с руководителем, чему учиться, и какие дополнительные задачи можно взять на себя.

Светлана Смольникова:

«Проанализируйте, за счет чего сможете поднять свою ценность на рынке труда. В кризисные времена нужны люди, которые не боятся ответственности и готовы искать новые решения, станьте таким сотрудником для своей компании».

Уходить нельзя остаться

По мнению спикера, покидать место работы не стоит, если у вас хорошая работа и нет желания ее оставлять. Даже когда вы удовлетворены своим местом только на 70%, кризис — не лучшее время для кардинальных решений. Можно провести аудит компании и посмотреть, как она реагирует на происходящее. Меняется ли она, ищет ли новые решения, показывает ли результаты. Если видите, что есть положительные изменения, оставайтесь. Понимаете, что ничего не происходит? Тогда есть риск попасть под сокращение и это повод посмотреть вакансии на рынке.

Светлана Смольникова:

«Оценивать необходимо не только компанию, но и себя. Подумайте, как давно обновлялся ваш функционал, влияете ли вы на важные бизнес-результаты, насколько заменяемы другим сотрудником. Если планируется сокращение, какова вероятность под него попасть? На рынок труда в период кризиса лучше выходить раньше. Если понимаете, что надо искать работу, не ждите, а делайте это прямо сейчас».

Что делать работодателям

Справиться с тревожностью сотруднику в одиночку будет сложно. Помочь ему в этом может и должен сам работодатель.

Станьте источником информации для сотрудников

Сотрудник черпает сведения из разных каналов. Если в этот момент компания никак не комментирует свои действия, отношение к событиям, работник получает сводки из непроверенных неофициальных источников. Чтобы не было дезинформации, важен голос руководства.

Светлана Смольникова:

«Нужно транслировать единую позицию. Если чего-то не знаете, будьте искренними, скажите, что обязательно с этим разберетесь. Проявите заботу через коммуникацию. Сотруднику важна поддержка не только материальная, но и через общение. Напоминайте, что от каждого работника многое зависит, и он тоже влияет на результат».

Проводите пульс-опросы и фасилитационные сессии

Пульс-опросы позволят выяснить, что происходит с коллективом: чувствуют ли сотрудники заботу, как они себя ощущают, взаимодействуют ли с руководителем, есть ли какие-то трудности в работе, хватает ли информации.

В кризис важны не только hard-skills компетенции, но и обучение soft-skills по работе с конфликтами, адаптивность, умение быть продуктивным, брать на себя ответственность. Хорошие результаты дают фасилитационные сессии. Это структурированные встречи, на которых сотрудники могут решить рабочую задачу сообща, генерировать идеи, что делать в трудной ситуации.

Светлана Смольникова:

«Люди получают возможность выговориться, высказать опасения, указать на риски, ощутить свою причастность к общему делу. Такое слаженное целеполагание с руководством через фасилитацию, мини-стратегические сессии позволяют и компании решить бизнес-задачу, и сотрудникам почувствовать свое влияние».

Управляйте внутренней коммуникацией

Речь идет о работе эйчаров, руководителей и других сотрудников. Не вовлекайтесь в конфликты, деструктивные обсуждения, сплетни — все это негативно влияет на рабочий процесс. Выстраивайте вокруг себя экологичное взаимодействие.

Что еще важно

  1. Сконцентрируйтесь на своих целях, пропишите, к чему стремитесь и что можете сделать для продвижения по карьерной лестнице.
  2. Работайте со своим состоянием через книги, медитацию, работу с психологом, окружайте себя позитивными людьми.
  3. Нагружайте тело: занимайтесь спортом, йогой, просто гуляйте. Физическая активность влияет на продуктивность и освобождает мысли.
Обновлено 29.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть