Как и для чего появилась эмпатия

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Умение распознавать свои и чужие эмоции и правильно на них реагировать помогало нашим предкам выживать и адаптироваться к окружающей среде. Рассказываем, почему у людей (и не только) развилась способность к эмпатии

Эмпатия позволяет понимать, какие эмоции и чувства переживает другой человек и как нужно на них корректно реагировать — выразить сочувствие и предложить помощь или, наоборот, уйти от агрессора и избежать конфликта.

Эмпатия у животных

В первой половине XX века российский и советский психолог Надежда Ладыгина-Котс вырастила шимпанзе Джони и заметила, что обезьяна может испытывать эмпатию. Например, если Джони сбегал на крышу, то легче всего было заставить его спуститься с помощью сопереживания. Психолог начинала притворяться, что плачет, тогда обезьяна немедленно спускалась и заглядывала в лицо. Исследовательница интерпретировала такое поведение именно как проявление эмпатии.

В 1964 году в США ученые провели эксперимент, где двух макак посадили в ящик с перегородкой, которая их разделяла. Притом одной дали две цепочки: так, если потянуть за первую, то животное могло получить еду. Если за вторую — то одна макака снова получала еду, а другая — удар током. В итоге обе макаки научились различать цепочки и не дергали за ту, что приводила к удару током другого животного. А некоторые обезьяны, которые сами испытывали удары током, вообще перестали тянуть обе цепочки и не ели несколько дней.

Похожие эксперименты проводили и на других животных. Например, канадские исследователи причиняли боль мышам — делали инъекции уксусной кислоты, формалина и обжигали тепловым лучом лапки. После этого животных по парам сажали в контейнеры. В итоге мыши, которые наблюдали, как их сосед тоже страдает, реагировали на свою боль сильнее. Однако такой эффект был только тогда, когда грызуны были знакомы друг с другом — содержались до начала эксперимента в одной клетке более двух недель.

Фото:Freepik
Социальная экономика Такой же как я: кому мы готовы сопереживать

Зеркальные нейроны

В 1992 году исследователи Пармского университета открыли у макак зеркальные нейроны, которые возбуждались во время наблюдения за другими животными. Позже ученые доказали существование таких нейронов и у человека.

Выделяют два типа зеркальных нейронов. Одни отвечают за сокращение мышц и повторение действий за другим человеком (или особью), другие — за проявление эмпатии. Те, что способствуют проявлению сопереживания, находятся в височной коре и миндалине. С точки зрения биологии зеркальные нейроны и эмпатия помогают животным выживать. Когда члены стаи или сообщества разделяют одну эмоцию, например вместе спасаются от хищника или отмечают праздник, их жизнь становится безопаснее и продуктивнее.

Наличие эмпатии у животных говорит о том, что эта способность человеку передалась от предков — обезьян и развилась в процессе эволюции homo sapiens как биологического вида. Среди причин развития можно выделить три: забота о потомстве, сотрудничество и реакция на угрозу.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Почему молодое поколение становится эмпатичнее — новое исследование

Причины развития эмпатии

Забота о потомстве

Одна из причин развития эмпатии — забота о детях. Восприимчивость к потребностям потомства важна для поддержания своего рода и предотвращения риска его вымирания. Младенец не может самостоятельно позаботиться о себе, поэтому родителям нужно уметь понимать, когда ребенка кормить, утешать и занимать его внимание. Об этих и других потребностях дети сигнализируют через такие реакции, как, например, плач и улыбка. Эмпатия помогает родителям правильно «считать» сигналы потомства и нужным образом на них среагировать.

Сотрудничество

Другая причина эволюции эмпатии — необходимость работать сообща. Во-первых, так легче выживать. Во-вторых, в группе развита взаимопомощь: люди с большей вероятностью помогут тем, кто помог им. В-третьих, сплоченное сообщество может лучше конкурировать за ресурсы с другой группой и противостоять разным вызовам и угрозам. В групповой работе эмпатия помогает понимать эмоции других и, учитывая их, выстраивать коммуникации с членами сообщества.

Реакция на угрозу

Умение вовремя распознать гнев и злость помогает избежать опасности, травм и даже смерти — убежать от источника агрессии, встать в защитную позу или приготовиться к бою. Задержка правильной реакции дает хищнику или агрессору преимущество в нападении на более слабую жертву.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Ученые выяснили, как связаны сон и эмпатия

Эмпатия в современном обществе

Эмпатия — врожденная способность человека, однако развита не у всех. У людей с аутистическими и некоторыми психическими расстройствами из-за нарушений работы мозга умение сопереживать иногда находится на очень низком уровне.

В 2018 году исследователи из Кембриджского университета изучили, различаются ли способности к эмпатии у мужчин и женщин. Для этого они попросили респондентов ответить на вопросы онлайн-анкеты и сдать образец слюны для генетического анализа. Выяснилось, что на генетическом уровне и мужчины, и женщины могут сопереживать одинаково. Однако на основе ответов опросника женщины все равно оказались более чуткими. По словам ученых, такие результаты соотносятся с предыдущими исследованиями в этой области. Кроме того, исследователи объясняют более высокие способности к эмпатии у женщин отличным от мужчин гормональным фоном и социальными факторами — стереотипами и установками об особых умениях женщины сопереживать и заботиться об окружающих.

Новые данные исследования эмпатии, проведенного в 2024-м компанией Businessolver, которая изучает эту тему уже девятый год, подчеркивают критический разрыв между желаемой и реальной эмпатией на рабочем месте. Данные исследования State of Workplace Empathy Study показывают, что эмпатия, хотя и высоко ценится сотрудниками всех уровней, плохо реализуется. Сотрудники не сталкиваются с эмпатичным поведением и не моделируют его.

Например, 85% сотрудников отметили, что «демонстрация того, что семья сотрудника так же важна, как и его работа», является важным поведением для проявления сочувствия на работе. Однако только 35% сталкивались с таким поведением со стороны коллег и начальства. Что еще примечательнее, только 30% говорят, что сами проявляют такое поведение, несмотря на то что все группы отмечают, что они «гораздо более сопереживательны», чем четыре года назад.

Исследование показало, что фундамент устойчивой культуры сопереживания в компании основывается на способности поддерживать сотрудников по трем направлениям — профессиональному, личностному и общественному. «В идеале организации должны стремиться к культуре, в которой высокая ответственность сочетается с высоким уровнем эмпатии, — говорит Рэй Шанахан, директор по стратегии компании Businessolver. — Без подотчетности даже среда с высоким уровнем эмпатии может напоминать детский сад, а высокая подотчетность без эмпатии может быть похожа на лагерь для военнослужащих. Наилучшие результаты достигаются при оптимальном балансе между ними».

Обновлено 09.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть