Об эксперте: Ксения Паниди, старший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.
Копить деньги сложно. Дело в том, что наш мозг любит вознаграждения, особенно те, которые можно получить прямо сейчас. Если предложить мозгу взять 500 руб. прямо сейчас или 700 руб., но через неделю, он, скорее всего, предпочтет первое. Это свойство называется межвременным дисконтированием. Чем дольше нам приходится ждать вознаграждение, тем меньше для нас его ценность.
Под вознаграждением можно понимать не только деньги. Для мозга все, что приносит удовольствие, — лайк в Instagram, вкусный торт, поездка на море — будет являться вознаграждением, ждать которого он не хочет. Поэтому откладывать на что-то приятное, но не скорое, мозгу кажется не самой лучшей идеей. Когда мы выбираем между тем, чтобы купить что-то желаемое сейчас или отложить деньги на будущий отпуск, мозг считает немедленное удовольствие в разы более существенным по сравнению с каким-то абстрактным отпуском, который случится только через полгода. В результате принять решение потратить деньги сейчас становится легче, чем принять решение отложить их.
Тем не менее, договориться с мозгом и выработать привычку откладывать возможно. И помочь в этом могут следующие способы.
1. Визуализируйте свои цели
Мозг реагирует на яркие реалистичные образы, поэтому дайте ему их. Допустим, вы задумали купить новый автомобиль и собираетесь с силами, чтобы начать откладывать на него деньги. Покажите себе и своему мозгу, насколько этот автомобиль заслуживает того, чтобы вы на него копили. Найдите в интернете самую яркую и красивую фотографию желаемой машины, распечатайте и наклейте ее на стену или поставьте на заставку рабочего стола компьютера или телефона.
По словам Ксении Паниди, этот способ поможет сделать абстрактное удовольствие от будущей покупки автомобиля более «осязаемым». Главное — не забывать периодически обновлять выбранное фото, иначе мозг с течением времени перестанет его замечать, и удовольствие от покупки снова отдалится.
2. Читайте негативные отзывы
Возьмите за правило всегда читать отзывы перед тем, как что-то купить или отправиться в какое-то место. В отзывах всегда найдется что-то отрицательное, что-то, что, грубо говоря, отпугнет наш мозг от принятия решения потратить деньги.
«Люди склонны избегать потерь, — говорит Паниди. — Когнитивный психолог и нобелевский лауреат по экономике Даниэль Канеман в своих экспериментах показал, что ожидание потери нам настолько неприятно, что мы скорее согласимся ничего не делать, чем совершить действие, которое может к этим потерям привести». Другими словами, если нам кажется, что какая-то покупка принесет нам разочарование, то нам проще вообще отказаться от нее.
Обращайте внимание именно на негативные отзывы. Мы часто обманываем сами себя и, задумав купить то, что нам очень хочется, больше внимания обращаем на аргументы «за», то есть на положительные отзывы других покупателей. Это называется «ловушкой подтверждения». Мы сначала принимаем решение, а потом ищем вокруг любые подтверждения того, что это решение правильное. Перехитрите свой мозг и специально обратите внимание на отрицательные отзывы.
3. Пользуйтесь кассами самообслуживания
Магазин — это целое испытание для нашего падкого на сиюминутные удовольствия мозга. Как отмечает Паниди, зачастую препятствием на пути к сбережениям становится не столько отсутствие силы воли, сколько необходимость применять ее всякий раз, когда нужно принять решение о покупке.
«Вы приходите в магазин и, прежде чем купить товар, каждый раз вынуждены размышлять, насколько он вам нужен и можно ли отложить его покупку. В какой-то момент вы и ваш мозг устанете, ресурс на эти решения закончится, и тогда совершение импульсивных покупок будет почти неизбежно».
Магазины этим пользуются и прямо перед кассой ставят витрины с шоколадками, жвачками, товарами по акции и прочими «соблазнами». Не испытывайте лишний раз выдержку своего мозга и пользуйтесь кассами самообслуживания, рядом с которыми нет такого рода искушений.
4. Откладывайте меньше, но чаще
«Расставаться каждый день с маленькой суммой может быть намного проще, чем один раз расстаться с большой, — говорит Паниди. — Один раз отложить 1 тыс. руб. эмоционально для нас окажется сложнее, чем ежедневно откладывать по 30 руб. в течение месяца».
Маленькие, но регулярные суммы не будут восприниматься как большие и неприятные траты, а чтобы не забывать их откладывать, свяжите этот процесс с каким-нибудь другим вашим регулярным действием, которое вы выполняете без напоминаний. Например, идете чистить зубы или варить кофе — откладываете 20 руб. Можете еще прибегнуть к положительному подкреплению и связать действие откладывания денег с чем-нибудь приятным. Например, если вы любитель яблок, откладывайте небольшую сумму всякий раз, когда съедаете яблоко.
Попробуйте также добавить в этот процесс немного игры и начните, например, «платить» себе за посты в интернете, как будто вы востребованная знаменитость. Выложили фотографию в инстаграме или опубликовали твит — отложите небольшую сумму. Механика игры может помочь связать сбережения с центром удовольствий и сделать этот процесс менее неприятным.
5. Автоматизируйте сбережения
По словам Паниди, чем реже нам приходится осознанно принимать решение об экономии, тем больше наши шансы на успех. Настройте автоматический перевод с карточки на вклад, чтобы не высчитывать и не перечислять сумму каждый месяц.
Можете дополнительно провести ревизию своих подписок. Наверняка среди них найдутся подписки на сервисы, которыми вы уже давно не пользуетесь или пользуетесь не так часто, чтобы за них платить. Превратите плату за ненужную подписку в регулярные накопления. К тому же, принять решение расстаться с суммой денег, с которой вы и раньше ежемесячно расставались, будет проще.
6. Имейте «веселые» деньги
Огромный барьер на пути к сбережениям — развлечения. Выделите на них отдельную сумму, определите, как часто и на сколько вы будете ее пополнять, и запомните одно правило — выходить за пределы этой суммы нельзя.
Этим способом на самом деле пользуются многие, порой даже неосознанно. «Он называется «ментальная бухгалтерия», — рассказывает Паниди. — Такой термин для него придумал нобелевский лауреат по экономике Ричард Талер. Он выяснил, что у многих людей существуют «мысленные» счета для различных категорий трат. На каждую из таких категорий закладывается определенный бюджет. В результате, если человек его превысит, он начнет испытывать чувство потери, поэтому будет избегать лишних трат, чтобы не разочаровывать себя».
Этот страх потери можно усилить, если перенести «мысленную» сумму, отведенную на развлечения, в физический мир. Завести, например, копилку или отдельный счет. Словом, сделать эти «веселые» деньги максимально видимыми, чтобы любое их уменьшение не скрылось от вас. Так вы всегда будете видеть, сколько доступных на веселье средств у вас осталось, и стараться удержать себя от превышения их лимита.
Научиться экономить можно
«Как показывают исследования, привычку сберегать выработать в себе возможно, — подводит итог Ксения Паниди. — Но важно понимать, что экономия работает гораздо эффективнее, если она происходит без участия человека».
Если же настроить «невидимый» процесс откладывания денег, как в случае с автоматическим переводом, не получается, приведенные выше способы действительно могут оказаться полезными. Фото цели сделает ее более реальной и осязаемой, ментальная бухгалтерия поможет структурировать траты, регулярное повторение укрепит нейронные связи, негативные отзывы оградят от импульсивных покупок, а кассы самообслуживания — от лишних искушений.
Вместе с тем, старайтесь избегать жестких ограничений. Их наш мозг не любит. Если вы начнете слишком настойчиво экономить, риск срыва будет очень высок. Мозг рано или поздно захочет «нагнать» упущенные в результате экономии удовольствия.
Наконец, не ставьте себе недостижимые цели. Если в течение долгого периода времени вам не удастся накопить заветную сумму, вы, скорее всего, разочаруетесь и потеряете мотивацию экономить в будущем.