Не отходя от кассы: как технологии меняют розничную торговлю

Фото: MONOPOLY919 / Shutterstock
Фото: MONOPOLY919 / Shutterstock
Сможет ли искусственный интеллект предугадать, что у человека заканчиваются продукты? И как работают магазины без касс и очередей? Ответ на этот вопрос ищет Николай Дубинин, ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0»

Видео: РБК

На протяжении всей человеческой истории технологии меняли то, как мы покупаем. Например, сегодня холодильник, который сам заказывает еду, — отнюдь не фантазия.

Еще в январе на главной выставке электроники CES в Лас-Вегасе Samsung и LG представили «умные» холодильники, которые могут с помощью камер распознавать продукты внутри себя и сообщать о том, какие уже заканчиваются. А из тех, что остались, искусственный интеллект предложит приготовить какое-нибудь блюдо и даже предоставит рецепт. Такой холодильник уже можно купить. Правда, его цена — от 600 тыс. руб.

На фоне нашего желания сэкономить время на рутине появились два формата магазинов: магазины без кассиров, касс и очередей и дарксторы. В России они уже есть. С конца мая в Москва-Сити «Азбука Вкуса», Сбербанк и Visa тестировали идею, которую в 2016-18 годах реализовал Amazon. Это магазины Amazon Go: приходишь, берешь товар и уходишь. В московской «Азбуке вкуса» это стало возможно с 9 июня.

Как работает магазин без касс?

Магазин оснащен технологией компьютерного зрения. Она отслеживает ассортимент товаров на полках, чтобы собирать в виртуальной корзине покупателя товары, которые он выбрал. Если клиент взял продукт, но передумал и вернул его на место, товар будет удален из виртуальной корзины.

Перед первым походом в такой магазин надо зарегистрироваться в мобильном приложении Take&Go от Сбербанка, привязать к своему аккаунту банковскую карту Visa и указать почту, на который будут приходить чеки. На входе в магазин надо отсканировать мобильным приложением QR-код, расположенный на турникете. После этого можно взять с полки нужные товары и просто выйти: деньги с карты будут списаны автоматически. После прохождения оплаты покупатель получает push-уведомление на телефон и чек по электронной почте.

В России «Азбука Вкуса» далеко не первая. Например, есть стартап Briskly, который предлагает три готовых продукта: приложение, офисные холодильники, магазины под ключ на заправках. Но тут немного другой формат: необходимо через приложение на смартфоне сканировать штрихкоды на товарах. Но зачем тогда идти в магазин, если через приложение можно заказать все на дом? Именно поэтому появился формат дарксторов.

Экономика инноваций Очередь за магазином: как розница берет инновации на вооружение

Как устроен даркстор?

Дарксторами (от английского dark store — «темный магазин») называют магазины без покупателей или склады, на которых собирают только онлайн-заказы. Впервые такой формат ввела крупная британская сеть Tesco в 2009 году. До этого они каждую неделю обрабатывали до полумиллиона онлайн-заказов, все их приходилось доставлять из обычных супермаркетов, что было неудобно.

В России первым среди крупных розничных сетей дарксторы в 2018 году начал осваивать «Перекресток». Но по-настоящему о таких магазинах в России заговорили в 2019-м, когда запустили сервис «Яндекс.Лавка». В отличие от конкурентов, у компании не было офлайн-магазинов, зато был успешный сервис «Яндекс.Еда» и много других, от которых они могли получать полезную аналитику по каждому району: о трафике, плотности населения, уровне доходов, спросе на онлайн-доставку. Опираясь на «большие данные», компания создала сеть небольших складов в разных районах города, радиус доставки был равен расстоянию, которое курьер мог бы преодолеть на велосипеде за семь минут. В день точки обрабатывают до 2 тыс. заказов и принимают от пяти до десяти новых поставок товара. По ассортименту дарксторы ближе всего к магазинам у дома: в них покупают немного, но каждый день.

По сути, даркстор — это тот же склад, только небольшой и заточенный на доставку товаров не до другого магазина, а сразу на дом.

В дарксторах товары хранятся не в коробках, а разложены строго по определенным местам. Это нужно для того, чтобы сборщик быстро находил нужный товар и не путался, если, например, у чипсов одной марки пять разных вкусов.

Самые популярные продукты кладут как можно ближе к входу: например, бананы, сезонные ягоды и фрукты, готовую еду или воду в больших бутылках. А снеки, батончики и другие сладости, которые в обычном магазине выкладывают на кассе, — наоборот, подальше.

Все процессы внутри даркстора идут в двух направлениях:

  • Первый этап — принять товар. Его считывают сканером, заносят в базу и сразу кладут в нужное место. Система подсказывает, куда конкретно нужно положить товар, и сколько чего осталось;

  • Второй этап — выдать товар. В идеале, когда заказ поступает через приложение, его должны собрать за две минуты. Система составляет оптимальную последовательность — к какой ячейке подойти, какой товар взять и в какой ящик положить. Доставка занимает от 15 минут до получаса. Клиент все это время видит, на каком этапе заказ и где находится курьер.

Какие преимущества у дарксторов перед обычными магазинами?

  • Дарксторы экономят, в первую очередь, на аренде. Им не нужны места с большим потоком покупателей, поэтому может подойти и неприметный подвал во дворе дома. В итоге аренда может стоить до трех раз дешевле, чем у обычного магазина;

  • На точке работает четыре-семь человек — это на 30-50% меньше, чем в обычном супермаркете;

  • Дарксторы не тратятся на кассовое оборудование и витрины-холодильники, специальные шкафы для сигарет и алкоголя. Они также экономят на ремонте и оформлении зала, брендированных вывесках и рекламе.

Пока ни магазины у дома, ни привычные супермаркеты никуда не исчезнут. Однако благодаря технологиям 4.0 они тоже эволюционируют. Например, видеокамеры в торговых залах уже давно следят не только за ворами. Они умеют распознавать, закончился ли товар на полках, надели ли продавцы форму и есть ли в магазине очереди.

Еще одна технология — распознавание лиц. Например, в Китае с помощью биометрии по лицу можно сделать заказ в KFC. А ретейлеры, установив камеру напротив входа, могут узнавать каждого покупателя вне зависимости от того, участвует он в программе лояльности или нет. С помощью этих данных можно подсчитать как часто в магазин возвращаются покупатели, и как много покупателей было привлечено за некий промежуток времени.

Что еще почитать по теме:


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 15.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть