HR-бренд и импакт-инвестиции: зачем российский бизнес поддерживает спорт

Фото: Freepik
Фото: Freepik
«РБК Тренды» разбирались, как и зачем российский бизнес с помощью поддержки спорта в регионах присутствия выполняет свою социальную ответственность, растит бренд работодателя и делает вклад в своих будущих сотрудников

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа людей, занимающихся спортом как на профессиональном, так и на любительском уровне. По данным АНО «Национальные приоритеты», число россиян, занимающихся спортом, за четыре года (2019–2023) выросло с 40 до 53% и составило свыше 70 млн человек.

Федеральная программа «Спорт — норма жизни» ставит перед собой амбициозную цель — добиться того, чтобы 70% россиян регулярно занимались физической активностью. Этот курс, заданный государством, способствует популяризации спорта и создает благоприятные условия для его развития.

В ответ на возрастающий интерес к спорту и инициативы государства российский бизнес активно включается в спортивные проекты, но при этом и самостоятельно изучает территорию, где работает, для развития спорта, хорошо зная, что будет нужно людям. Вкладывая средства в новые арены, мероприятия, площадки и проекты, компании рассматривают эти спортивные инвестиции как одно из ключевых направлений своей корпоративной социальной ответственности.

При этом, поддерживая идею о здоровом образе жизни, компании параллельно решают и другую задачу: по поиску потенциальных сотрудников к себе и удержанию текущих на рабочих местах, создавая себе привлекательный образ работодателя буквально со всех сторон.

Арина Хромова, сооснователь сервиса карьерной поддержки careerspace.app

«Все спортивные инициативы связаны с так называемым бренд-awareness, то есть с развитием бренда в широком смысле этого слова. Чтобы люди приходили к нему, больше о нем знали и чаще пользовались услугами».

Финансирование разнообразных здоровых инициатив стало важным элементом стратегий многих предприятий, которые видят в этом не только возможность укрепить свой бренд и транслировать свои ценности, но и внести значительный вклад в улучшение качества жизни и здоровья своих соотечественников.

Нина Осовицкая, директор бренд-центра hh.ru

«Инвестиции в спорт помогают компаниям повысить качество жизни сотрудников, что положительно сказывается на производительности. Постоянное присутствие бренда в городских спортивных мероприятиях формирует имидж социально ответственного бизнеса».

По мнению эксперта, такие инвестиции окупаются, поскольку создают благоприятные условия для удержания и привлечения новых кадров.

Основные цели, которые бизнес реализует через поддержку спорта

  1. Продвижение бренда и охват широкой аудитории. Спорт популярен среди разных слоев населения, поэтому активное продвижение компании через спортивные активности помогает привлечь не только потенциальных клиентов, но и сотрудников.
  2. Популяризация здорового образа жизни. Компании с высокой корпоративной социальной ответственностью продвигают спортивные ценности и таким образом делают вклад уже в национальное благосостояние, даже если речь идет о небольших инфраструктурных проектах в городах присутствия.
  3. Поддержка местного сообщества. Зная локальные традиции, компания укрепляет доверие к себе путем поддержки местных команд, спортклубов и производя реконструкцию объектов.
  4. Укрепление лояльности к бренду работодателя. Поддерживаемые бизнесом спортивные команды положительно влияют на болельщиков, которые могут потом стать сотрудниками и присоединиться не только к коллективу, но и к спортивной сборной.
  5. Повышение морального духа сотрудников. Внутренние инициативы бизнеса, такие как спартакиады, офисные тренировки и мероприятия выходного дня способствуют повышению производительности труда и помогают сотрудникам избежать выгорания.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Технологии меняют игру: как искусственный интеллект используют в спорте

Игра по-крупному: стройка спортивных объектов для улучшения жизни

Инвестирование в строительство спорткомплексов — это не только один из ключевых видов спортивного спонсорства для компаний, но и вклад в городскую инфраструктуру, направленный на повышение лояльности жителей и воспитание будущего поколения. Вложения в спортивные центры, арены и крупные площадки становятся важным аспектом корпоративной социальной ответственности, позволяя активно участвовать в улучшении качества жизни населения.

Так, под началом компании «Сибур», одного из ведущих нефтехимических холдингов России, в прошлом году был открыт центр гимнастики в Тобольске. Этот вид спорта развивается в городе с 1950-х и сегодня остается одним из самых популярных — в местной ДЮСШ № 1 гимнастикой занимаются порядка 600 детей.

Новый многофункциональный комплекс предоставляет все условия для тренировок юных гимнастов и занятий физкультурой взрослого населения. Спорткомплекс площадью почти 4,8 тыс. кв. м может вмещать до 750 спортсменов, позволяя всем желающим заниматься в комфортной среде и с современным оборудованием.

Сергей Быков, руководитель блока спортивного спонсорства «Сибур», отмечает, что компания не стремится воспитывать первых звезд спорта подобными проектами, но прекрасно осознает, что сам факт выстраивания социального лифта — это сильный мотиватор.

Сергей Быков

«В основе деятельности компании лежит глубокое понимание важности здорового образа жизни. Помощь местным сообществам и создание условий для реализации спортивных проектов являются приоритетами для компании, поэтому в «Сибуре» понимают, что такие инициативы способствуют повышению комфорта и качества жизни как сотрудников компании, так и горожан в целом».

Поддержка спортивных объектов — это также дань уважения традициям и наследию региона, где работает компания. Примером служит история альпинистского клуба «Планета» под началом «Ростсельмаша». В 1929 году вместе с прибывшими на стройку иностранными специалистами в коллектив тогдашнего «Сельмашстроя» пришла «мода» на здоровый образ жизни. Так здесь появилась первая на Дону секция альпинизма, которая переросла в полноценный спортклуб. Сегодня «Планета» является центром развития активных видов спорта и отдыха в Ростовской области и на Юге России, популяризируя альпинизм и скалолазание. Ежегодно клуб организует более 100 выездных мероприятий — поездки, путешествия, учебно-тренировочные сборы, походы выходного дня и экскурсии.

Инвестиционный интерес бизнеса к строительству спортивных центров отмечается и на государственном уровне, где создаются специальные программы, такие как «Бизнес-спринт», для совместного развития направления в регионах на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В этом году на «Бизнес-спринт» поступило более 40 заявок. По данным Минспорта, за период с 2022 по 2025 год планируется создать не менее 270 спортивных площадок и 108 залов. В рамках федерального проекта до 2030 года должно появиться не менее 1,5 тыс. «умных» спортивных площадок.

В долгосрочной перспективе современные спортивные объекты могут сыграть хорошую роль в повышении привлекательности города для жизни, чтобы люди не переезжали за «лучшей жизнью» в другой регион. Например, в ходе дискуссии на ПМЭФ в 2023 году Дмитрий Коняев, генеральный директор «Уралхим», отметил: «Инвестиции в спорт окупаются, потому что по тем же самым Березникам, Соликамску за последние пять лет отток у нас уменьшился по населению с 9 до 5%. А это много. Это возможность, с одной стороны, задержать людей, с другой стороны, это возможность этим людям дать альтернативу».

Фото:МОК / Грег Мартин
Социальная экономика Как используются спортивные объекты после Олимпийских игр

Спортивные бизнес-воспитанники

Работая в своем регионе присутствия, компании, естественно, предоставляют рабочие места, а также активно интегрируются в жизнь людей, вкладываясь в то, что привлекает внимание многих городских жителей, например местные команды и клубы.

Арина Хромова

«Многие спортивные инициативы бизнеса хорошо заточены под свою целевую аудиторию, и действительно если в компании хотят привлечь кого-то к себе на работу, то могут быть сфокусированы на разных сегментах, чаще на «синих воротничках». Если в городе есть дружеская компания наемных рабочих, которые ходят вечером в бар и болеют, допустим, за футбольную команду с логотипом местного предприятия, то так бизнес вполне может вырастить себе лояльных сотрудников среди этой категории людей».

Сегодня под патронажем бизнеса находятся футбольные и хоккейные команды, секции по баскетболу, волейболу, бегу и другим видам спорта. Отдельным направлением бизнес всегда выделяет помощь детским спортивным коллективам, что также стало одним из способов продемонстрировать стабильность и развитие компании вместе с желанием и возможностью помогать другим.

«Юнисервис Капитал», многопрофильная финансово-инвестиционная компания, занимающаяся организацией долговых программ, поддерживает юношеский футбольный клуб «Новосибирск». Благодаря этому молодые спортсмены получают возможность оттачивать свои навыки в лучших условиях, а регион — потенциальных спортивных звезд.

Бизнес приобретает еще больше доверия к своему бренду, когда направляет усилия на развитие уже существующих городских проектов, создавая дополнительную ценность для горожан уже на эмоциональном уровне: в виде гордости за своих земляков. Да, это требует от компаний проведения предварительных исследований и постоянного мониторинга условий, что отнимает время и ресурсы, но окупается большой лояльностью аудитории.

Например, Нижнекамск известен своей хоккейной традицией и большим количеством игроков КХЛ на душу населения. Зная этот позитивный городской бэкграунд и то, что одно из любимых развлечений для нижнекамских семей — это поход на хоккейную игру, компания «Сибур» продолжила поддерживать региональную традицию от своего имени, после того как ХК «Нефтехимик» перешел под их опеку. Таким образом сам клуб под началом компании регулярно развивается, обновляя как свою главную арену, так и экипировку команды, а талантливые игроки получают все необходимое для достижения новых профессиональных высот.

Компании, хорошо понимающие потребности общества и местного спорта, зачастую и сами вместе с жителями гордятся достижениями молодых спортсменов и стремятся создать все условия для их занятий. Они приобретают форму, ремонтируют залы и помогают с поездками на соревнования, вдохновляя молодых атлетов на новые рекорды, как и происходит с двумя спортивными клубами по единоборствам: СК AkeLLA из Истры и СШ «Спартак» из Новотроицка Оренбургской области. С поддержкой «Авито Работа» воспитанники клубов получили возможность проводить выездные тренировки и участвовать в состязаниях по стране.

Каждый бизнес при этом выбирает тот вид спорта, который считает нужным взять под крыло, поэтому по России встречаются совершенно разные примеры, когда финансирование получают не столь популярные, как футбол и хоккей, секции. Например, «Евраз» в Качканаре Свердловской области долгие годы поддерживает школу самбо и дзюдо, а в Нижнем Тагиле — секции тхэквондо и кикбоксинга спортшколы «Уралец». Но общая цель всегда — помощь в стремлении к здоровому образу жизни, развитию и достижению высоких целей.

Для юных спортсменов и спортсменок компания может создать даже отдельный лагерь, где под началом бренда увлеченные спортом дети помимо тренировок посещают мастер-классы, лекции и выездные экскурсии. Отбор происходит через еще два мотивационных и обучающих проекта: «Школу баскетбола» и «Школу футбола», где можно, даже не зная основ, принять участие и дорасти до неплохого спортивного уровня. Через эти проекты от «Сибура» прошли уже больше 12 тыс. молодых спортсменов, для которых SIBURCAMP стал стимулом продолжать свою карьеру уже в большом спорте.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Патент на рекорд: какие технологии помогают спортсменам выигрывать

Сила улиц на домашней площадке

С ростом популярности уличного спорта бизнес активно включается в развитие и этого направления, создавая проекты, которые делают спортивные активности привлекательными для широкой аудитории. Кроме того, российские компании, участвуя в строительстве «у себя во дворе», стимулируют таким образом и сам интерес к спорту у граждан. Как отмечает центр исследования социального проектирования «Платформа», среди тех, кто живет в среде, адаптированной для спорта, часто видят других любителей, вовлеченность в тренировки выше. Исследователи подчеркивают, что развитие городской среды способствует росту вовлеченности в спорт.

В итоге, какая ни была бы мотивация, доступная инфраструктура для занятий спортом и активного отдыха становится одной из главных составляющих комфортной городской среды.

Например, в Екатеринбурге Русская медная компания профинансировала строительство скейт-парка RCC EXTREME площадью 1,5 тыс. кв. м. Этот объект сегодня привлекает как профессиональных спортсменов, так и новичков, которые теперь на специальном покрытии могут кататься на скейтбордах, велосипедах ВМХ и МТВ, а также трюковых самокатах. А для ребят в Тобольске «Сибур» построил скейт-парк, где можно не просто оттачивать свои навыки в экстремальном спорте, но и общаться, дружить, идти к новым победам.

Открытие уличных объектов не только делает спорт более доступным, но и создает так называемые третьи места — общественные пространства, которые становятся центрами притяжения для локального сообщества. Обычно такие места располагаются в жилых кварталах, рядом со школами и институтами, становясь оживленными зонами, где люди могут собираться, тренироваться и проводить время. Для реализации этих целей компания «Спортмастер» активно поддерживает создание тренировочных площадок по всей России, и современные пространства для уличного воркаута под их началом установлены уже более чем в 80 городах.

Открытие городских объектов также способствует продвижению концепций устойчивого развития, принятых в компаниях. Например, центр уличного баскетбола и гандбола в Казани, построенный при поддержке «Сибура», отражает ключевые принципы экологичности, которые транслирует компания. Баскетбольные щиты на площадке изготовлены из переработанного пластика компании Splat, а мячи, используемые в мастер-классах и для игр, сделаны из переработанных пластиковых бутылок.

Фото:Dan Mullan / Getty Images
Социальная экономика Меньше денег и больше требований: проблемы женского спорта

Спорт в офисе — новая основа здоровой корпоративной культуры

Пицца-пятницы и печенье на кухне, конечно, пользуются популярностью среди сотрудников, но они не слишком вписываются в концепцию здорового образа жизни и дарят лишь кратковременный прилив позитива, необходимый для эффективной работы. В то время как спорт и физические упражнения способствуют выработке эндорфинов и оказывают длительное положительное воздействие на рабочую мотивацию. В 2020 году на законодательном уровне закрепили понятие «корпоративный спорт», это подтвердило уже сложившийся тренд — спортивные мероприятия для сотрудников стали важным элементом функционирования компании.

Нина Осовицкая

«Если в жизни сотрудников много амбициозных целей, многозадачность и жесткие дедлайны, то физическая нагрузка должна быть пропорциональна этим нагрузкам. Нейропсихологи утверждают, что такие активности помогают переключаться с рабочих задач на личные дела, восстанавливать энергию и поддерживать здоровье. Инвестирование в спортивное направление позволяет заботиться о самых ценных активах компании — ее сотрудниках».

Для этих целей компании активно закупают оборудование в офисы и поддерживают спортивные инициативы, что соответствует принципам заботы о здоровье сотрудников и реализации «офисов будущего». В таких офисах могут быть не только гантели, но и полноценные спортзалы, а занятия проходить под кураторством профессиональных спортсменов.

Ксения Трушина, руководитель HR-бренда компании по автоматизации юридической функции «ПравоТех»

«В ПравоТех есть корпоративный тренер, который ведет ежемесячные митапы о спорте, консультирует сотрудников по вопросам здорового образа жизни и регулярно организует спортивные челленджи. Это полезно как для сотрудников, так и для нас — так мы рассказываем о нашем бренде большему количеству людей и потенциальным сотрудникам».

Создание условий для спортивных активностей и личный пример мотивируют сотрудников участвовать в этих инициативах. «Увлеченный спортом бизнесмен заряжает своим интересом окружающих», — считает Константин Майор, владелец и генеральный директор медиахолдинга Maer, который вместе с сотрудниками принимает участие в корпоративных забегах и соревнованиях.

Спортивные предложения, изначально направленные на внешнюю или клиентскую аудиторию, могут быть адаптированы и для сотрудников. Например, члены команды Газпромбанка, генерального партнера крупнейшего в России соревнования по любительскому триатлону IRONSTAR, могут готовиться к забегам и участвовать в соревнованиях вместе с активными клиентами направления «Газпромбанк.Премиум», которое и поддерживает эти мероприятия.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Шахбокс, квиддич, боссабол: как изобретаются новые виды спорта

Зачем все это бизнесу

Поддержка спорта является одним из основных элементов корпоративной социальной ответственности. Общественные ожидания могут быть высокими, как и инвестиции в инфраструктуру, поддержку команд или инициативы для сотрудников. Однако российский бизнес активно реагирует на эти вызовы, создавая условия для реализации потенциала своих сотрудников, поддерживая спортивные инициативы и включая направление спорта в свою политику устойчивого развития.

Компании тесно сотрудничают с государственными органами, участвуют в государственных и муниципальных программах, а также проводят точечную работу с сотрудниками, чтобы выбрать наиболее подходящие виды спорта и оказать им поддержку. Такой подход требует от компаний стратегического видения при планировании и реализации спортивных инициатив, что позволяет максимально эффективно использовать вложенные средства и достигать как бизнес-целей, так и целей социальной ответственности. Это не только обеспечивает коммерческие результаты, но и создает прочный фундамент для укрепления взаимоотношений с брендом и деятельностью компании.

«Спорт дает чувство гордости за свое предприятие, за свой город, за своего директора и за своих людей, что формирует сплоченный коллектив. Бизнес не может быть успешен, если человек несчастлив, а спорт дарит счастье человеку», — отмечала на одной из сессий ПМЭФ Татьяна Терентьева, заместитель генерального директора по персоналу «Росатома».

Развитие спортивных инициатив со стороны бизнеса для страны и людей способствует улучшению здоровья населения, так как регулярные тренировки улучшают различные физические показатели человека. В долгосрочной перспективе это снижает затраты на здравоохранение и повышает общую производительность труда, что опять же выгодно самим компаниям.

Инвестиции в спортивную инфраструктуру и соответствующие программы, в свою очередь, стимулируют экономический рост в регионах, создавая новые рабочие места и улучшая качество жизни. И, наконец, поддержка спорта способствует формированию позитивного имиджа компаний, который привлекает таланты и укрепляет лояльность сотрудников.

Обновлено 21.08.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть