Что случилось
19 декабря 2025 года ученые опубликовали исследование, в котором изучили связь видеоигр и эмоционального выгорания у молодых людей. В центре внимания оказались игры серии Super Mario Bros. и Yoshi’s Island.
Исследование проводили в два этапа. Сначала ученые подробно опросили 41 студента, которые регулярно играли в эти игры. Участников попросили описать свои ощущения во время игры и то, как она влияет на их настроение и состояние. Студенты рассказали, что яркие цвета, простая музыка и понятные правила создают чувство спокойствия и безопасности. Многие сравнивали это состояние с отдыхом или ощущением уюта. Игры помогали отвлечься от учебы, тревоги и постоянного давления.
На втором этапе исследователи провели опрос среди 336 студентов. Они измеряли уровень эмоционального выгорания, общее чувство счастья и так называемое «детское удивление» — состояние любопытства, радости и открытости новому. Анализ показал четкую связь. Чем сильнее игроки испытывали чувство удивления и радости во время игры, тем выше был их уровень счастья. А более высокий уровень счастья, в свою очередь, был связан с более низким риском эмоционального выгорания.
Ученые пришли к выводу, что такие игры не просто отвлекают, а помогают восстановиться эмоционально. При этом эффект был одинаковым у мужчин и женщин. Авторы исследования подчеркивают, что речь идет об умеренном количестве часов, проведенных в игре. Они не считают видеоигры универсальным решением проблем, но рассматривают их как простой и доступный способ кратковременной эмоциональной разгрузки.
Контекст и предпосылки
Эмоциональное выгорание среди молодых людей считается растущей проблемой. Исследования показывают высокий уровень стресса, тревожности и нервного истощения у людей в возрасте от 18 до 30 лет, особенно на фоне учебной нагрузки, неопределенности с работой и роста стоимости жизни.
Ранее влияние видеоигр на психическое здоровье изучалось в основном через призму вреда. Часть ученых связывала игры с зависимостью и ростом тревожности, особенно при чрезмерном использовании.
В то же время появились работы, указывающие на положительные эффекты отдельных жанров. Результаты исследователей показали, что само количество времени, проведенное за играми, не связано с ухудшением психического состояния напрямую. Важнее субъективное восприятие игры и эмоции, которые она вызывает.
Другие исследования выявляли, что ненасильственные и кооперативные игры могут снижать физиологические показатели стресса. Например, 3D-платформеры (трехмерные игры с движением по уровням) способны работать с улучшением памяти и концентрации у пожилых людей.
Вероятные последствия
- Результаты указывают на возможность использования простых, ненасильственных игр как одного из способов краткосрочной психологической разгрузки. Это может дополнить уже существующие подходы к профилактике выгорания — такие как спорт, медитация или прогулки — не заменяя их, а расширяя выбор доступных и добровольных форм отдыха.
- Исследование добавляет аргументы в пользу более взвешенного взгляда на видеоигры. Вместо общего вопроса «вредны ли игры» обсуждение может сместиться к тому, какие именно форматы и эмоции они вызывают и в каких условиях приносят пользу или вред. Это может снизить стигматизацию игровых практик среди молодых людей и их окружения.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.