Игры Super Mario могут снижать риск выгорания у студентов

Фото: GodisaGeek
Фото: GodisaGeek
Ненасильственные видеоигры с простыми целями и яркой графикой могут укреплять психическое здоровье молодых людей. К такому выводу пришли авторы исследования, изучив опыт сотен студентов

Что случилось

19 декабря 2025 года ученые опубликовали исследование, в котором изучили связь видеоигр и эмоционального выгорания у молодых людей. В центре внимания оказались игры серии Super Mario Bros. и Yoshi’s Island.

Исследование проводили в два этапа. Сначала ученые подробно опросили 41 студента, которые регулярно играли в эти игры. Участников попросили описать свои ощущения во время игры и то, как она влияет на их настроение и состояние. Студенты рассказали, что яркие цвета, простая музыка и понятные правила создают чувство спокойствия и безопасности. Многие сравнивали это состояние с отдыхом или ощущением уюта. Игры помогали отвлечься от учебы, тревоги и постоянного давления.

На втором этапе исследователи провели опрос среди 336 студентов. Они измеряли уровень эмоционального выгорания, общее чувство счастья и так называемое «детское удивление» — состояние любопытства, радости и открытости новому. Анализ показал четкую связь. Чем сильнее игроки испытывали чувство удивления и радости во время игры, тем выше был их уровень счастья. А более высокий уровень счастья, в свою очередь, был связан с более низким риском эмоционального выгорания.

Ученые пришли к выводу, что такие игры не просто отвлекают, а помогают восстановиться эмоционально. При этом эффект был одинаковым у мужчин и женщин. Авторы исследования подчеркивают, что речь идет об умеренном количестве часов, проведенных в игре. Они не считают видеоигры универсальным решением проблем, но рассматривают их как простой и доступный способ кратковременной эмоциональной разгрузки.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций VR-лес помогает справляться со стрессом и улучшает память

Контекст и предпосылки

Эмоциональное выгорание среди молодых людей считается растущей проблемой. Исследования показывают высокий уровень стресса, тревожности и нервного истощения у людей в возрасте от 18 до 30 лет, особенно на фоне учебной нагрузки, неопределенности с работой и роста стоимости жизни.

Ранее влияние видеоигр на психическое здоровье изучалось в основном через призму вреда. Часть ученых связывала игры с зависимостью и ростом тревожности, особенно при чрезмерном использовании.

В то же время появились работы, указывающие на положительные эффекты отдельных жанров. Результаты исследователей показали, что само количество времени, проведенное за играми, не связано с ухудшением психического состояния напрямую. Важнее субъективное восприятие игры и эмоции, которые она вызывает.

Другие исследования выявляли, что ненасильственные и кооперативные игры могут снижать физиологические показатели стресса. Например, 3D-платформеры (трехмерные игры с движением по уровням) способны работать с улучшением памяти и концентрации у пожилых людей.

Фото:Freepik
Социальная экономика Как молодая аудитория воспринимает игры и как это влияет на индустрию

Вероятные последствия

  • Результаты указывают на возможность использования простых, ненасильственных игр как одного из способов краткосрочной психологической разгрузки. Это может дополнить уже существующие подходы к профилактике выгорания — такие как спорт, медитация или прогулки — не заменяя их, а расширяя выбор доступных и добровольных форм отдыха.
  • Исследование добавляет аргументы в пользу более взвешенного взгляда на видеоигры. Вместо общего вопроса «вредны ли игры» обсуждение может сместиться к тому, какие именно форматы и эмоции они вызывают и в каких условиях приносят пользу или вред. Это может снизить стигматизацию игровых практик среди молодых людей и их окружения.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 25.12.2025
Авторы
Теги
Софья Микоян
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть