1,7 млрд рублей собрали НКО в 2024-м через платформы онлайн-пожертвований

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В России все больше людей жертвуют на благотворительность через онлайн-сервисы. В 2023-м было около 1 млн таких пользователей, в 2024-м — 2 млн. Рассказываем о главных выводах исследования платформ онлайн-пожертвований

Эксперт: Юлия Ходорова, директор фонда «Культура благотворительности».

Сервисы для онлайн-пожертвований — это важный инструмент фандрайзинга для благотворительных организаций. Команды платформ верифицируют НКО, разными способами помогают собирать средства на благотворительность, позволяют донорам делать пожертвования безопасно и удобно, встраивая благотворительность в повседневные процессы.

Благодаря этому количество пользователей благотворительных платформ за последние годы выросло в 7,5 раз. В 2020 году был зафиксировано 268 тыс. пользователей, в 2023-м — уже около 1 млн человек, в 2024-м — 2 млн.

Как собирали статистику

Фонд «Культура благотворительности» ежегодно публикует исследование о развитии платформ онлайн-пожертвований в России. В исследование 2025 года вошли данные 10 крупнейших по количеству НКО и объемам сборов платформ. Исследование рассматривает основные типы платформ, модели их работы, объемы собранных средств, особенности пользовательского поведения доноров и НКО, уровень вовлеченности, механизм подписки на регулярные пожертвования, а также сложности, с которыми сталкиваются НКО в процессе сотрудничества с платформами.

На каждой из платформ пожертвования собирают от 100 до 300 НКО, всего — около 600 организаций, и это пока незначительная доля некоммерческого сектора в России. Сборы на платформах требуют значимых усилий от НКО, а также ориентацию на привлечение частных пожертвований.

Годы появления крупных платформ для онлайн-пожертвований
Годы появления крупных платформ для онлайн-пожертвований (Фото: «Культура благотворительности»)

Рост количества пользователей

Почти все сервисы отмечают рост числа пользователей в среднем на 10–20% за год. Платформы становятся доступным и простым инструментом для совершения пожертвования «на ходу». Например, в цифровых экосистемах банков, маркетплейсов люди проводят много времени: заказывают еду, такси, оплачивают коммунальные платежи. Возможность пожертвовать органично встроена в путь пользователя.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Основные тренды благотворительности в России в 2025 году

Кроме того, растет культура благотворительности россиян, слова «НКО», «благотворительность» стали понятными и повседневными. Люди охотно реагируют на призыв сделать пожертвование.

У каждой платформы есть собственная стратегия привлечения и удержания жертвователей, алгоритмы работы с базами, план онлайн- и офлайн-активаций по привлечению пожертвований. Например, платформа «Благо.ру» часто привлекает бизнес-партнеров для софинансирования пожертвований частных доноров: в период акции бизнес умножает пожертвования в 2 или 3 раза. Такая механика называется мэтчинг, в некоторых случаях она помогает увеличить сборы в несколько десятков раз.

Некоторые платформы используют офлайн-мероприятия с донорами, волонтерами компании, клиентами. Например, «Совкомбанк про добро», приложение «Помощь», платформа волонтерского фандрайзинга «Сделай!». В сентябре 2024 года Совкомбанк провел благотворительный забег «Совкомбанк про добро». В забеге приняли участие 450 человек, в фонды было направлено ₽2 млн рублей.

Рост сборов

За последние четыре года объем пожертвований вырос в 2,3 раза: в 2020-м сборы составляли ₽735 млн рублей, в 2024-м — уже ₽1,7 млрд.

Суммы сборов в НКО зависят от многих факторов: популярности темы, репутации НКО и востребованности самой платформы, совместных усилий для продвижения сборов. Например, «МТС. Нас касается» регулярно обновляет продукт, учитывая динамику сборов. Если один из фондов-партнеров получает меньше средств, команда проводит продуктовые исследования и усиливает продвижение, чтобы помочь ему «догнать» другие организации.

Успех сбора в благотворительный сервис на портале mos.ru может зависеть от многих факторов: сезонности, особенностей коммуникационной поддержки, участия НКО в мероприятиях города, активностей самих НКО и известных личностей с их стороны.

Средняя сумма сборов может варьироваться от нескольких сотен до 1 млн рублей. Но в некоторых случаях может достигать и десятков миллионов рублей. Например, на платформе «СберВместе» суммы сборов в НКО достигли ₽40 млн, на Ozon Забота — ₽19 млн рублей, более ₽7 млн — через «МТС. Нас касается» и благотворительный сервис на портале mos.ru.

Подписка на регулярные пожертвования

Эксперты и руководители НКО много лет говорят о важности регулярных пожертвований. Такая возможность реализована для пользователей благотворительного сервиса на портале mos.ru, «Благо.ру», «СберВместе», «VK Добро», «Совкомбанк про добро», в приложении «Помощь».

Фото:Midjourney
Социальная экономика Добро как стратегия: как благотворительные кампании усиливают бизнес

Доля пожертвований, собранных через регулярную подписку, в приложении «Помощь» — 44% (в 2023 году — 36%), на платформе «Благо.ру» — 27% (в 2023 году — 26%), «Совкомбанк про добро» и «СберВместе» — по 10%, у благотворительного сервиса на портале mos.ru — 4%.

Регулярные пожертвования от платформ получают 74% опрошенных в исследовании НКО, но только 22% планируют конкретную сумму поступлений. Суммы ежемесячных пожертвований варьируются от ₽2 тыс. до ₽900 тыс. рублей у разных НКО на разных платформах. Доля средств, поступающих от рекуррентных подписок, находится в диапазоне 5–20% от сборов.

Платформы для онлайн-пожертвований стали значимым инструментом в развитии культуры благотворительности в России. Тенденция на цифровизацию в сфере фандрайзинга наблюдается во всем мире: цифровые сервисы органично встраивают возможность пожертвования в повседневную жизнь большинства людей. Поэтому спрос на такие сервисы будет только расти. В ближайшей перспективе, скорее всего, будут создаваться новые платформы и сервисов в экосистеме цифровых компаний (банки, маркетплейсы, IT-компании), реализовываться новые инструменты для стимулирования пожертвований, привлечения доноров.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 15.08.2025
Авторы
Теги
Юлия Ходорова
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть