Сейчас люди относятся к питомцам как к друзьям и членам семьи, а их участие в жизни человека выходит на новый уровень. Логичным откликом на эту тенденцию становится реакция бизнеса — все больше мест открывают свои двери для посетителей или сотрудников с домашними животными. Но не все знают, как это делать правильно.
О чем книга
Книга «Вместе» — первый в России гид по pet-friendly-культуре. Это не просто теория, а практическое руководство, как и зачем создавать дружелюбную среду для животных в офисах, магазинах, кафе, городе и даже ЖК. Книга состоит из пяти глав («Офис», «Бизнес», «Город», «Дом», «Общество») и на реальных примерах показывает, как работает pet-friendly-концепция в ведущих компаниях, что она дает им и почему может стать перспективным направлением для многих сфер бизнеса.
Создатели книги — Центр изучения питания и благополучия животных в партнерстве с проектным офисом программы мэра Москвы «Мой район». В ее основу в том числе легли более 20 лет экспертизы и научно-исследовательской деятельности, базирующейся на гуманном отношении к животным. В разработке также приняли участие компании, некоммерческие и государственные организации, эксперты и консультанты, которые поделились своим опытом развития pet-friendly-среды.
Хорошая компания: как собака в офисе влияет на работу и ее поиск
По данным опроса Superjob, 39% владельцев собак и кошек хотели бы иметь возможность ходить со своими питомцами на работу. Но для этого важно сделать комфортным не только пространство в офисе, но и взаимодействие между коллегами — теми, кто пришел с питомцем, и теми, у кого его нет. Конечно, мало просто разрешить всем приводить животных в офис. Это комплексная работа по подготовке к внедрению концепции — от изучения законодательства до зонирования пространства и проведения тренинга среди сотрудников. Результатом приложенных усилий должна стать pet-friendly-политика, где будут прописаны правила: где можно кормить питомца, чем занять его в течение дня, как уследить за ним, чтобы он никому не мешал, и т.д.
Зачем это все? Согласно исследованию Human Animal Bond Research Institute (HABRI), 67% сотрудников pet-friendly-офисов отмечают, что присутствие питомцев увеличивает их продуктивность, а 90% чувствуют себя глубоко вовлеченными в работу и рекомендовали бы работодателя другим — в обычных офисах этот показатель на 25% ниже. А еще это может помочь вывести людей с удаленки в офис: опрос «Работа.ру» показал, что в 2024 году 11% респондентов хотели перейти на дистанционный формат работы летом, чтобы больше времени проводить со своими питомцами.
Возьму с собой: за кофе, в магазин и по делам с собакой
Гостеприимная среда для животных формируется и в различных сферах услуг. Интерес к этой теме резко вырос после пандемии — в изоляции все много времени проводили дома и вообще стали чаще заводить питомцев. Удаленка 24/7 закончилась, а крепкая эмоциональная связь с животными осталась: собираясь в магазин или на ужин, владельцы не хотят оставлять их дома. Поэтому сегодня рестораны, кофейни, магазины, а также банки, отели, салоны красоты, фитнес-залы и даже музеи становятся лояльными к питомцам. Это, между прочим, удовлетворяет запрос 64% жителей Москвы с собаками на pet-friendly-места.
Есть где разгуляться: инфраструктура города для питомцев
Сейчас оборудованные площадки, где можно выгулять собаку или позаниматься с ней, — базовый запрос владельцев. Раньше такие площадки существовали в основном для дрессировки служебных собак. Но утилитарное отношение остается в прошлом, сейчас собака — это не рабочая сила, а член семьи, друг и компаньон. И площадки стали другими: теперь это места для социализации собак, игр и общения владельцев.
Только в Москве домашних собак — 1,4 млн! Отсутствие продуманной инфраструктуры может привести к конфликтам, проблемам с чистотой и безопасностью. Поэтому стали создавать площадки нового типа — не просто огороженный клочок земли, а комплексно оборудованные пространства с разными функциональными зонами. Например, парк для собак в «Яузе» на Кольской улице. Его территория занимает 1,3 га — это самый большой проект в России и Европе.
Дом, двор, дог: ЖК как отдельная экосистема для жизни с питомцем
Сегодня для многих владельцев животных наличие pet-friendly-инфраструктуры рядом с домом — один из факторов при выборе жилья. Продуманные дворы и удобные прогулочные зоны — серьезное преимущество для застройщиков.
Современные стандарты pet-friendly в ЖК — это не просто площадка для выгула во дворе. Важна целая сеть комфортных маршрутов: с хорошим освещением, навигацией, дог-боксами (урнами для отходов), теневыми зонами и прочим. Например, группа «Эталон» разработала собственный стандарт pet-friendly-среды, где прописано, какой должна быть инфраструктура и какие правила поведения должны соблюдаться, чтобы был учтен комфорт жителей как с животными, так и без них. Девелопер внедряет этот стандарт еще на этапе проектирования, что позволяет сразу создавать удобное пространство для всех жильцов, а не дорабатывать его потом.
Воспитание общества: в ответе за тех, кого не приручили
Говоря о системной проблеме бездомности, стоит отметить роль бизнеса в ее решении. По данным Всероссийской переписи бездомных животных 2025, в российских приютах — 144 тыс. подопечных, а на улицах — около 4,1 млн кошек и собак.
Корпоративная опека, волонтерство и другие формы помощи бездомным животным не только вносят вклад в решение проблемы, но и укрепляют имидж бизнеса, демонстрируют социальную ответственность бренда, повышают доверие клиентов (61% предпочитают ответственные компании, 24% готовы больше платить), одновременно с этим решая внутренние корпоративные задачи. Волонтерство и поддержка животных внутри компании действуют как «социальный клей»: повышают лояльность сотрудников, сплачивают коллектив и укрепляют корпоративную культуру.
Цитаты
- Вера Митина, президент фонда «Ника»: «Компания, которая хочет работать вдолгую на рынке, берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. Она начинает вкладываться в благополучие своих сотрудников, в территорию своего присутствия, в какую-то миссию. Она признает, что целью компании является не только приносить деньги своим акционерам, но и улучшать среду вокруг себя — как с точки зрения каких-то экологических норм, так и с точки зрения развития социальной сферы. Кроме того, если компания вкладывается в какую-то социальную деятельность, это облегчает условия ведения ее бизнеса».
- «Городская политика направлена на защиту прав животных и их комфорт в общественных местах, а также на заботу о здоровье питомцев, ответственное отношение к ним и безопасность всех горожан. Чтобы и ваш город со временем стал таким, достаточно сделать первый шаг. Будет ли это строительство новой площадки, выстраивание диалога с локальными кинологическими сообществами и бизнесом, организация помощи и информирование собаковладельцев — решать вам».
Зачем читать книгу
Глобальное сообщество владельцев животных растет с каждым годом, а концепция pet-friendly — это целая философия: новый взгляд на присутствие питомцев в нашей повседневности. «Вместе» — не просто книга о том, как пускать собак в офис или магазин. Она про комплексный подход, который становится драйвером позитивных изменений в бизнес-стратегиях и городском планировании, а также повышает социальную ответственность населения.