Путешествие со вкусом: как еда и вино привлекают туристов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Что попробовать в Казани кроме эчпочмака? Какими должны быть аутентичные литовские цеппелины? Где дегустировать оранжевые вина? Разбираемся, куда и зачем едут фуд-путешественники и каким бывает гастрономический туризм

«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Купить билеты вы можете тут!

Посещая кафе, рестораны, рынки и пивоварни, пробуя разнообразные блюда, мы не просто получаем гастрономические впечатления, а формируем представление о местной культуре и характере места. Гастрономический опыт обогащает впечатления от путешествия.

За гастрономическими ощущениями люди ездили за тридевять земель давно. Но вот само понятие гастрономического туризма появилось лишь в 2001 году. Его отцом считают Эрика Вульфа. Он написал статью о растущем интересе к еде и винному туризму и о том, как местные рестораторы стараются удовлетворить этот спрос.

«Гастрономический туризм — это поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой и напитками как на другом конце земли, так и на соседней улице», — сформулировал определение Эрик Вульф, основатель Всемирной организации гастрономических путешествий.

Сейчас гастротуризм тесно связан с понятием фуди (foodie). Так называют тех, кто особенно увлечен едой, любит получать гастрономические впечатления. Для фуди местная кухня — это не просто часть путешествия, а главное событие.

Международная сеть отелей Hilton выпустила отчет о тенденциях в сфере путешествий, которые будут актуальны в 2025 году. Результаты опроса показали, что путешествия ради еды — один из таких трендов. В чем это проявляется? Еда становится определяющим фактором в составлении бюджета и плана поездки.

  • Обеды — следующий приоритет в бюджете поездки после проживания.
  • Половина путешественников по всему миру бронируют столик в ресторане перед вылетом.
  • Почти каждый пятый будет путешествовать специально в поисках новых ресторанов или кулинарных изысков.
  • 60% путешественников сегмента люкс предпочитают отели с отличными ресторанами.

Фото:Midjourney
Зеленая экономика Насекомые, воздух, медузы: из чего сделана еда будущего

Каким бывает гастротуризм

В зависимости от специфики отдыха выделяют несколько направлений гастротуризма.

  • Туры по сельской местности

Организованные поездки в деревни, где гости узнают, как устроены местный быт и культура; пробуют блюда местной кухни, приготовленные из свежих домашних продуктов.

Впечатлениями от такого тура поделился бренд-шеф ресторанной компании «Поляна», соавтор фестиваля региональной гастрономии «Волжские сезоны» Евгений Гурин.

Евгений Гурин:

«Самое яркое впечатление — это мастер-класс от местных в горах региона Рача в Грузии. У нас было полное погружение: мы доили коров и делали потом сыр, рубили цыплят и готовили шкмерули, собирали фасоль и учились готовить правильное лобио».

  • Ресторанный тур

Туристы посещают различные рестораны и кафе, пробуют местную кухню и изучают особенности национальных блюд.

  • Образовательный тур

Кулинарные школы и школы сомелье предлагают программы обучения, где в короткие сроки погружают участников в ту или иную тему.

  • Экологический тур

Включает в себя посещение экологически чистых хозяйств и производств, знакомство с экологически чистыми продуктами и их производством.

  • Событийный тур

Участие в культурных событиях с гастрономической тематикой: выставки, ярмарки, шоу, фестивали и праздничные дни.

Катерина Смирнова, ресторанный критик, автор подкаста «Когда я ем» на «Яндекс Музыке», диджитал-главред мультимедиа «Собака.ru» в Нижнем Новгороде:

«Советую обратить внимание на фестивали региональных кухонь, особенно под открытым небом: «Тайгастро» в Красноярске, «Гастрономическая Рождественская», ужины в лавандовых полях и «Горький крафт» в Нижнем Новгороде, «Вкусы России» в Москве. В этом году я планирую съездить на «Праздник огурца» в Суздаль, «Вишневый спас» во Владимир и фестиваль «Крошево» в Боровичи».

Фестиваль «Тайгастро»
Фестиваль «Тайгастро» (Фото: chef.ru)

  • Комбинированный тур

Сочетает в себе несколько вышеперечисленных направлений. Например, гости ездят по ресторанам, а потом отправляются на винодельню.

Если говорить о формах гастротуризма, то это дегустации, экскурсии, мастер-классы, посещения интересных мест, встречи с шеф-поварами и сомелье, тематические ужины и др. Чаще всего тур сочетает в себе несколько форм. Например, в программу винного тура входят экскурсии по винодельням, дегустация местных вин и посещение ресторанов.

Фото:Дарья Тударинова
Социальная экономика Национальная идентичность: как локальные бренды формируют имидж регионов

Глобальный рынок гастротуризма

По данным исследования Market Data Forecast, объем мирового рынка гастротуризма в 2023 году составил $1,54 млрд. Ожидается, что среднегодовой темп его роста в период с 2024 по 2032 год составит 17,82% и к 2032 году объем рынка достигнет $6,74 млрд.

Фестивали еды составляют самую большую долю в гастротуризме, и эта тенденция сохранится. Североамериканский регион (США, Канада) доминирует на мировом рынке гастротуризма, но в ближайшие годы его может потеснить Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Австралия, Индонезия и др.).

Объем мирового рынка гастротуризма
Объем мирового рынка гастротуризма (Фото: Market Data Gorecast)

Туриндустрия развивается, поэтому растет число путешественников по всему миру. Многие туристы во время отдыха тратят на гастрономические занятия (походы по ресторанам, дегустации и т.д.) примерно половину отпускных. Растущая популярность винных, пивных и гастрономических фестивалей также способствует развитию рынка. Красивые фотографии еды в соцсетях — еще один мощный драйвер.

Future Market Insights провела анализ рынка гастротуризма и сделала следующие выводы.

  • Гастротуризм все больше смещается в пользу здорового питания и локальной кухни. Растет спрос на органическую, фермерскую, веганскую или безглютеновую продукцию.
  • Кулинарные телешоу и фуд-блогеры играют важную роль в развитии отрасли. Все больше людей хотят получить гастрономические впечатления.
  • Фестивали еды и вина в Италии привлекают туристов со всего мира. Рынок продолжит расти умеренными темпами (около 7,1% в год).
  • Индия становится центром притяжения гастротуристов. Эксперты прогнозируют среднегодовой темп роста 29,4%.

Среднегодовой темп роста рынка гастротуризма по странам
Среднегодовой темп роста рынка гастротуризма по странам (Фото: Future Market Insights)

Что у нас

В России гастрономический туризм только начинает развиваться, говорит замруководителя комитета по гастротуризму Российского союза туриндустрии Елена Ищенко, но это развитие происходит быстрыми темпами (по экспертным оценкам, около 15–17% в год).

  • В Российском союзе туриндустрии создан комитет по гастротуризму.
  • В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России для студентов появился курс «Гастродипломатия».
  • Россия начала сотрудничество с Всемирной организацией винного туризма (GWTO).
  • Запущен проект «Гастрономическая карта России», направленный на продвижение российской кухни и региональных продуктов.
  • Регионы создают собственные гастрономические бренды. Проводятся массовые гастрофестивали: «Волжские сезоны», Kaliningrad Street Food и многие другие.

Евгений Гурин:

«Я очень рад, что у нас начала развиваться региональная гастрономия и через нее мы можем исследовать историю страны и познавать культурный код разных областей, ведь у нас такая богатая история! Поэтому в первую очередь я бы рекомендовал путешествия по России и обязательно пробовать местную кухню. Итальянскую и грузинскую кухню вы можете попробовать сегодня в любом городе. А вот за копченым балтийским угрем и строганиной из пеламида отправляйтесь в Калининградскую область. За легендарными пожарскими котлетами — в Торжок. Буузами или позами славится Бурятия. Строганина из северной рыбы, икра хариуса, пироги на черемуховой муке — все это пробуйте в Красноярском крае».

Фото:Freepik
Социальная экономика Спрятанные жемчужины: как отличить популярный ресторан от хорошего

Гастротуризм не может развиваться отдельно от остальных сфер, убеждена Катерина Смирнова. В чистом виде он может заинтересовать только профессионалов, которых единицы. Большинство же людей принимают решения о путешествии, исходя из комплексных представлений о регионе, развитости его инфраструктуры.

«Не бывает так, особенно в России, что в регионе ничего нет, а еда превосходная, — говорит Смирнова. — Еда подтягивается, если в регионе все в порядке с экономикой. На примере Нижнего Новгорода это особенно заметно. У нас всегда было вкусно, но, пока не отремонтировали центр города, не воссоздали ярмарку, не построили стадион и метромост, не восстановили улицу Рождественскую и не подарили вторую жизнь набережным, к нам никто не ехал. Зато, как только туристы стали круглогодичным явлением, выяснилось, что городецкие пряники — самые вкусные в мире, у нижегородского оленя — самое нежное мясо, а павловское фуа-гра и нижегородские улитки лучше французских. Если мы хотим развивать гастротуризм, придется подтягивать в отдельных регионах и все остальное».

В 2024 году путеводитель 50 Best Tastes of Russia опубликовал рейтинг лучших объектов гастротуризма в России. Он составлен по результатам голосования 500 экспертов отрасли — ведущих рестораторов, отельеров, шеф-поваров, предпринимателей и инвесторов.

Первое место занял Абрау-Дюрсо — центр туризма в Краснодарском крае с виноградниками и винодельнями. Он стал лидером рейтинга благодаря ресторанам с местными винами и продуктами, кемпингам и экскурсиям.

Абрау-Дюрсо
Абрау-Дюрсо (Фото: Пресс-служба ГК «Абрау-Дюрсо»)

«Вот он, пожалуй, единственный в чистом виде гастрономический, даже этногастрономический туризм. Еще лет пять назад такого не было. Но с вином в России та же история, что и с литературой, — долго запрягаем, а потом за пару веков создаем половину мирового наследия», — отмечает Катерина Смирнова.

Что за границей

Мы попросили наших экспертов рассказать, какие страны входят в их личный топ гастровпечатлений, зачем туда ехать и что пробовать.

  • США: попробовать все и сразу

«В США съезжаются люди со всего мира, и, в отличие от многих других стран, здесь рады проявлениям разных культур. В итоге это самое безопасное место, чтобы попробовать, например, мексиканскую кухню и не получить пулю. Или съесть карри из рук индийца без риска вырастить в себе двухметрового червя. Нью-Йорк — такой безопасный пробник целого мира, гастрономический адвент-календарь. К тому же это столица спешиалти-кофе», — делится наблюдениями Катерина Смирнова.

  • Таиланд: идеальное место на любой вкус

«Я все больше осознаю, что меня в Таиланд тянет больше еда, а не теплое море и красивые песчаные пляжи. Я считаю, что мы должны подвергать свои рецепторы стрессу, чтобы они лучше работали. Таиланд в этом плане идеальное место. Тут все пять вкусов проявляются в разных громкостях», — рассказывает Евгений Гурин.

  • Гонконг: шок для рецепторов

«Благодаря тому, что это особая экономическая зона для богатых, в Гонконг свозят самое лучшее со всего Китая. Вы можете выбирать стейки по провинциям, и в каждой свои традиции животноводства. Здесь ужасно интересно есть в забегаловках сычуаньской, кантонской, шаньдунской и прочих кухонь. Но надо быть готовым к новым вкусам и ароматам: многие замечательные блюда могут пахнуть мочой или сероводородом, что на наш вкус и опыт совершенно неприемлемо. Здесь я впервые попробовала ласточкины гнезда, абалона, сладкого карпа», — вспоминает Смирнова.

  • Испания: побыть гедонистом

«Люди здесь очень сильно пропитаны культом еды. Безусловно, это неотъемлемая часть их философии. И это объясняет многие моменты в целом в гастрономии испанцев. Окунуться в вековые традиции еды и прочувствовать отношение испанцев к традиционным блюдам должен каждый путешественник, — считает Гурин. — Попробовать молодого поросенка и получить гастрономическое наслаждение, а потом еще и осознать, что традиция его приготовления насчитывает уже 550 лет, — это какое-то таинство!»

  • Корея: гость готовит блюда сам

«В Сеуле вкуснейшая свинина, у нас такой нет. Потрясающие хот-поты (когда гости сами готовят суп), кимчи (ферментированные овощи). Можно есть что-то новое каждый день на протяжении нескольких лет. Здесь столько грибов, вершков и корешков! А сами продукты такого качества, что поварское искусство отступает на второй план — невкусно такое приготовить невозможно, поэтому так популярно корейское барбекю», — объясняет ресторанный критик Катерина Смирнова.

Что в тренде

Согласно уже упоминавшимся прогнозам Hilton, нас ожидают следующие гастротренды:

  • здоровые перекусы (веганские и вегетарианские снеки);
  • меньше алкоголя (tempo drinking — осознанность в употреблении алкоголя: контроль темпа и объема);
  • украшение коктейлей (украшение станет ингредиентом коктейля, а не просто декоративным элементом; теперь нужно что-то большее, чем одинокая долька лайма на крае бокала).

Фото:Shutterstock
Социальная экономика 6 причин, почему белое вино стало главным трендом последних лет

Исследование, проведенное Университетом Гайзенхайма в Германии, раскрывает тенденции развития винного туризма.

  • Расширение аудитории

Винодельческие предприятия стали привлекать внимание более широкой аудитории, включая тех людей, которые не особенно интересуется вином. Местная еда, прогулки по живописным окрестностям, экскурсии и интерактивы — все это может вдохновить не только ценителей вина.

  • Устойчивое развитие

Макротренд, который проявился, пожалуй, во всех сферах, и винные предприятия не исключение. Ответственное производство вина, сохранение природных ресурсов, сокращение использования пластика — важные вопросы, которые стоят перед отраслью.

  • Спорт и винный туризм

Среди молодых потребителей вино часто не воспринимается как что-то привлекательное. Представители винного туризма находят пути, как преодолеть этот барьер: проводят йога-туры, велопрогулки, забеги.

  • Урбанизация винного туризма

Большинство туристов проживают в крупных городах. И те, кто не увлечен вином, вряд ли когда-либо поедут специально на винодельню в сельскую местность. Инновационное решение — организовать пространство в городе, которое бы привносило опыт винного туризма в городскую среду.

  • Вино, еда и природа

Винный туризм — это подвид гастротуризма. Но, как правило, он существует отдельно, то есть дегустации проходят в отрыве от гастрономических впечатлений. Сейчас есть тренд на то, чтобы совместить эти вещи. Причем это может быть ресторан со звездой Мишлен, расположенный прямо на винодельне, или изысканный фуршет на природе.

Также среди трендов исследователи называют местный туризм, цифровые решения и мобильность.

Тренды и инновации в винном туризме
Тренды и инновации в винном туризме (Фото: Университет Гайзенхайма (Германия)

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 04.02.2025
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть