Об эксперте: Мария Баландина, директор фонда «Друзья».
Благотворительность сегодня — индустрия, которая стремительно развивается и быстро адаптируется под меняющийся контекст. За последние 30 лет она сделала настоящий квантовый скачок от адресной помощи нуждающимся к системному решению социальных проблем. В то же время наблюдается кризис смыслов, который часто испытывают профессионалы на вершинах карьерных лестниц — он влечет за собой либо перетекание профессионалов из бизнеса в проекты с социальной направленностью, либо интеграцию гуманистических смыслов в продукты, услуги и бизнес-процессы.
Почему люди из бизнеса нужны фондам
Сегодня границы между бизнесом и НКО (некоммерческими организациями) размываются. Чтобы быть эффективнее, социальные проекты все больше используют в своей работе бизнес-инструменты: исследуют «рынок», ищут эффективные решения, занимаются социальным предпринимательством, разрабатывают стратегии финансовой устойчивости и привлекают в команду опытных специалистов из бизнеса. К примеру, большинство сотрудников фонда «Друзья» пришли именно из бизнеса. Фонд позиционирует себя как инфраструктурный, миссия которого заключается в профессионализации благотворительности в России.
Наиболее востребованные специалисты для НКО — это фандрайзеры, специалисты по коммуникациям, а также опытные управленцы, задача которых — отстроить процессы, наладить партнерство с другими индустриями и привлечь необходимые ресурсы.
Преимущества работы в благотворительности
В ситуации общей турбулентности, культа саморазвития и кризиса универсальных смыслов, люди тянутся к проектам, которые приносят осязаемую пользу обществу и людям вокруг. Исследование поведения крупных частных доноров показало, что главная мотивация участвовать в социальных проектах — чувство гражданской ответственности и потребность быть причастным к сообществу. В итоге это приводит к осознанному выбору карьерного трека именно в НКО или социальном предпринимательстве. Такой подход свойственен не только состоятельным филантропам, то и поколению Z. 20-летним соискателям, которые только выходят на рынок труда, крайне важно, какие ценности транслирует работодатель, и насколько они действительно меняют к лучшему жизнь людей. Помимо морального удовлетворения работа в благотворительности дает возможность ощутить себя активным актором реальных социальных изменений, придает субъектности, помогает бороться с ощущением себя «винтиком в машине».
Если говорить о преимуществах работы в современных НКО, то можно выделить следующее:
- четкая социальная миссия. Сотрудникам фондов не нужна дополнительная мотивация и напоминание, почему их работа важна. Значимость каждого человека, как и продуктов, над которыми они работают, очевидна, а результаты осязаемы и измеримы — ведь от принятых решений напрямую зависят судьбы людей;
- пространство для самореализации. В отличие от бизнеса, некоммерческий сектор более гибок в плане нововведений, он быстрее адаптируется к актуальной повестке, используя новаторский и даже творческий подход к проектам;
- социальный капитал. В благотворительности работают люди, объединенные общими ценностями и идеалами. В сообществе благотворителей больше возможностей найти единомышленников, с которыми вас объединяют не только KPI, но и взгляды на мир и будущее в нем;
- карьерные перспективы. Подавляющее большинство НКО представляют собой «бирюзовые компании», где нет жесткой иерархии и масса возможностей как для горизонтального, так и вертикального развития, а работа строится на принципах самоуправления и взаимного доверия;
- возможность учиться — сейчас есть масса возможностей для сотрудников НКО повышать свой профессиональный уровень бесплатно или на максимально льготных условиях. Например, бизнес-школа МШУ «Сколково» предоставляет возможность учиться бесплатно на своих программах соискателям из НКО. Такая инициатива «Сколково. Pro bono» реализуется при экспертной поддержке фонда «Друзья».
Есть стереотип, что в благотворительности люди должны работать бесплатно — исключительно на топливе из благих намерений. Однако такой подход непременно ведет к выгоранию и текучке кадров. Ведь сотрудники НКО — это такие же специалисты, которые выбрали своей профессиональной задачей решение социальных проблем, и их труд должен достойно оплачиваться, как и любой другой.
На сегодняшний день уровень зарплат работников благотворительных фондов по-прежнему уступает предложению коммерческих компаний. Но за последние годы можно наблюдать положительную динамику — пришло понимание, что решение социальных проблем требует высокого уровня профессионализма и волонтерскими усилиями эффективного результата не достичь.
Какие навыки нужны, чтобы работать в благотворительности
Благотворительный фонд — в первую очередь организация, где работают не просто энтузиасты, а специалисты в области как самой помощи, так как традиционного для коммерческих организаций функционалом в области коммуникаций, маркетинга, HR и др. Здесь действуют те же принципы построения бизнес-процессов, но направлены они не на извлечение прибыли, а на оптимизацию процессов для предоставления качественной помощи. Команда работает над максимизацией некоммерческого эквивалента прибыли — социального эффекта. Все базовые профессии, которые есть в любой коммерческой структуре, есть и в благотворительном фонде: это пиарщики, юристы, управленцы, SMM- и IT-специалисты, программные менеджеры, аналитики, специалисты по работе с клиентами (благополучателями) и донорами (партнерами и государством).
Когда мы переходим в плоскость soft skills, начинаются различия. С одной стороны, стрессоустойчивость, многозадачность, умение работать в команде — все это пригодится и работнику НКО, и сотруднику любой корпорации. Однако в благотворительности на первый план выходит общая эмоциональная устойчивость и умение соблюдать work-life balance.
Поскольку в благотворительность приходят работать люди с повышенным чувством эмпатии и справедливости, очень важно уметь контролировать степень своего эмоционального вовлечения в происходящее.
Это работа с высоким уровнем ответственности, от которой зачастую зависят судьбы других людей. Но это в первую очередь работа, и очень важно уметь разграничивать должностные обязанности и личную жизнь, чтобы не выгореть.
Где учиться благотворительности
Здесь можно выделить две основные стратегии: либо вы хотите развить конкретную компетенцию для определенной специальности, либо для начала переосмыслить себя и свою профессию в целом и найти собственную роль в новой сфере.
В первом случае стоит обратить внимание на узкопрофильные тематические курсы, которые помогут обрести недостающий навык: формирование органов управления, фандрайзинг, стратегическое планирование или оценка социального импакта. С этим прекрасно справляются онлайн-программы Harvard Kennedy School (Creating Public Value), EVPA (Европейская ассоциация венчурной филантропии), программы Московской школы управления «Сколково» или курсы «Клуба фандрайзеров».
Если же вы чувствуете потребность найти новый вектор своего развития как человека и как лидера социального проекта, то для этого «Друзья» основали «Московскую школу профессиональной филантропии», где обучают руководителей и менеджеров НКО, а также тех, кто только начинает свой путь в благотворительности. В программу обучения входят проектное управление, бюджетирование, коммуникации, фандрайзинг, создание личного бренда и эффективное взаимодействие с органами власти. А еще вы станете частью профессионального сообщества из более чем 700 экспертов и выпускников, получив возможность реализовать свои проекты прямо в процессе обучения.
Как начать карьеру в благотворительности
Чтобы начать карьеру в этой сфере, можно выбрать один из вариантов:
- начать заниматься социальными проектами в формате портфельной занятости;
- устроиться в благотворительный фонд в качестве постоянного сотрудника или волонтера.
Портфельная занятость
Тренд последних лет — портфельная занятость. Эта карьерная стратегия предполагает разнообразие проектов и ролей человека в рамках одной профессии. И если раньше показателем высокого уровня экспертности была узкая специализация, то современная реальность с кадровым голодом и сменой приоритетов в экономике показала, что чем шире область ваших знаний, тем устойчивее позиции как профессионала. Классический пример портфельной карьеры — HRBP. Этот человек отвечает практически за все сферы в HR: подбор кадров, обучение, мотивация, организация корпоративных мероприятий. Такой портфель навыков гарантирует специалисту не только трудоустройство, но и возможную профилактику выгорания.
В рамках этой концепции можно успешно объединять свой опыт в бизнес-компаниях и работу в социальных проектах. Обе сферы будут обогащать ваш социальный капитал, а применение привычной экспертизы в новой отрасли позволит сделать буст в карьере. К примеру, проектный менеджер может вести одновременно айти-стартап и развивать волонтерский фандрайзинг в благотворительном фонде, а пиарщик параллельно с работой в корпорации вести коммуникационную кампанию приюта для бездомных животных. Если говорить о верхнеуровневых позициях, то топ-менеджмент также имеет широкие возможности для портфельной самореализации: это может быть участие в попечительских и экспертных советах фондов, соучредительство благотворительных организаций, преподавание или менторство для сотрудников НКО.
Сотрудник благотворительного фонда
Один из наиболее распространенных вариантов перехода из бизнеса в НКО — это путь от волонтера до сотрудника. Сначала специалист совмещает работу и волонтерство, затем глубже погружается в деятельность организации и, наконец, становится полноценной частью команды. Это был и мой путь в благотворительность — раньше я руководила проектами в сфере продюсирования культуры и современного искусства. Параллельно я стала волонтером благотворительного фонда помощи детям «Милосердие» и помогала одной семье в тяжелой жизненной ситуации, а уже спустя несколько лет стала заниматься благотворительностью профессионально, возглавив фонд «Друзья». Но такой формат волонтерства подходит не всем, и есть альтернативный вариант — волонтерство интеллектуальное.
Для этого наш фонд создал платформу ProCharity, где НКО ищут специалистов, готовых выполнить задания разной направленности: маркетинг, юриспруденция, дизайн, финансы, IT и многое другое. Нередко фонды, которых на сайте уже более 700, пользуясь услугами интеллектуального волонтера, делают ему предложение о работе. На платформе эксперты из бизнеса могут принести пользу своими знаниями и пополнить портфолио, а НКО — получить качественно сделанную работу.
Для поиска кандидатов фонды используют те же ресурсы, что и бизнес: выкладывают вакансии на job-площадках, в профильных сообществах и телеграм-каналах, например, «Вакансии у Валеры» или «Вакансии для хороших людей», которые специализируются на благотворительном секторе. Помимо просмотра таких каналов можно рассылать резюме по благотворительным организациям, которые вас интересуют, либо обратиться к карьерному консультанту, который подберет для вас наилучший вариант.
Прежде чем принимать оффер, обратите внимание на:
- миссию организации. Большое значение имеет то, насколько вам откликаются ценности фонда. К примеру, есть огромное количество людей, которые работают в табачной компании, но при этом не курят. В благотворительности такое представить невозможно, и отделить себя от миссии вашей организации не получится. Убедитесь, что программы фонда вас не только трогают эмоционально, но и драйвят на профессиональные свершения;
- прозрачность организации. Проверьте отчеты на сайте фонда и Минюста. Убедитесь, что НКО ведет деятельность, о которой заявляет публично. На сайте и в соцсетях фонда должны быть актуальные новости с актуальными фотографиями. Все это позволит убедиться в благонадежности НКО и избежать разочарований;
- должностные обязанности. Обсудить зону своей ответственности и сверить взаимные ожидания следует на берегу. Однако нужно быть готовым работать в условиях ограниченных ресурсов и с эмоционально чувствительными темами. Поэтому, если это ваша первая работа в НКО, для начала можно «примерить» на себя ту организацию, частью которой вы хотите стать, в качестве волонтера.