Стандарты красоты от античности до наших дней
Борьба пышности и стройности
Одними из самых ранних известных изображений женщин являются «Венеры палеолита» — небольшие статуэтки, созданные 25 тыс. лет назад в Европе. Это тучные или беременные женщины с небольшой головой и широкими бедрами и животом. Эксперты до сих пор ведут дискуссии — символизировали статуэтки привлекательность или плодородие.
В Древней Греции стандартом красоты можно считать изображения Афродиты, богини любви и красоты. Например, у Венеры Милосской (130–100 гг. до н. э.) небольшая грудь и удлиненное тело. S-образный изгиб, в котором застыла фигура, это характерная для античного периода линия красоты: она подчеркивает изящество форм.
Нормы в очередной раз изменились в XVII веке. От фамилии фламандского художника XVII века Питера Пауля Рубенса было образовано выражение «рубенсовская красавица» — на своих полотнах художник регулярно изображал женщин с пышными формами.
В 1890-х американский иллюстратор Чарльз Дана Гибсон создавал образы высоких и стройных женщин в работах для популярных журналов. Эти новые стандарты стали называть «девушками Гибсона».
На страницах журналов в середине 1920-х стали появляться худые модели, и среди молодых женщин началась эпидемия расстройств пищевого поведения. Исследователи Висконсинского университета в Мадисоне отмечали: «Наибольшее количество сообщений о распространенности неупорядоченного питания приходится на 1920-е и 1980-е — два периода, когда «идеальная женщина» была самой худой в истории США».
К концу 1940-х выросла популярность более полных моделей и актрис вроде Мэрилин Монро, а первый номер журнала Playboy, в котором они появлялись, был опубликован в 1953 году.
Насаждение стройности
К концу 1960-х худые модели вновь стали популярны. Яркой представительницей этого периода стала британская супермодель Твигги. Чтобы быть похожей на нее, девушки соблюдали строгие диеты и регулярно делали физические упражнения. По данным исследований, частота случаев тяжелой нервной анорексии, требующей госпитализации, значительно возросла в 1960–1970-е.
Поиск идеала
Образы худых женщин оставались в моде и в 1980-е, но все больше внимания уделялось сильным, спортивным и подтянутым фигурам. В 1990-е акцент снова сместился на худощавость.
«Героиновый шик» — тренд на экстремальную худобу, круги под глазами, болезненный и истощенный вид. Феномен появился из-за того, что в конце 1980-х в США и Западной Европе этот наркотик стал доступнее, поэтому получил популярность среди представителей среднего класса. В этот период среди всех психических расстройств наибольший показатель смертности был у анорексии.
В период с 1999 по 2006 год число госпитализаций с диагонозом расстройство пищевого поведения среди детей младше 12 лет в США выросло на 119%. Связанные с этой проблемой ежегодные расходы превышали $100 млн. Неуверенность у подростков и молодых людей по поводу своего тела проявлялась и в европейских странах.
Сьерра Филуччи, исполнительный редактор отдела контента НКО Common Sense Media, отмечала: «Подростки формируют свою личность и пытаются понять, что социально приемлемо, поэтому, когда на них обрушивается поток изображений определенного типа тела в привлекательных сценариях, они с большей вероятностью воспримут идею, что именно он является идеальным».
Долгожданное принятие
С начала XXI века в средствах массовой информации и моде наметился сдвиг в сторону поощрения различных типов тела. Процессу способствовали социальные сети, в которых стали регулярно появляться образы людей с любыми фигурами.
В 2015 году Робин Лоули стала первой моделью plus-size, попавшей в номер журнала Sports Illustrated в купальнике. В 2016 году компания Mattel, производящая игрушки, выпустила линию кукол Barbie с разными фигурами.
Стал активно развиваться боди-позитив — система убеждений, что не существует универсального стандарта красоты, поэтому все люди, вне зависимости от того, как они выглядят, могут принимать свое тело и гордиться им. Однако его переосмысление привело к появлению концепции боди-нейтральности, утверждающей, что акцентировать внимание на внешности не нужно в принципе. Тело и вес — лишь один из аспектов личности, который не стоит такого внимания, какое ему уделяют сейчас.
Корпорации и стандарты красоты
Женщины используют средства по уходу за кожей, наносят макияж, бреют или эпилируют ноги. Подобные действия, кажущиеся рутинными, продиктованы развитием компаний индустрии красоты. После Второй мировой войны уровень жизни повысился, а социальные нормы начали меняться. Международные косметические компании воспользовались этим, продавая линейки продуктов «первой необходимости». Корпорации создавали не только их, но и культурные тренды, которые требовали следовать определенным стандартам.
Один из примеров — рекламная кампания Gillette в 1915 году, когда была представлена бритва под названием Milady Decollette. Тогда женщины практически не пользовались ими. Стремясь увеличить продажи, Gillette убедил женщин удалять все волосы ниже головы, подчеркивая, что они «лишние», «уродливые» и «нежелательные». СМИ усилили эту тенденцию, публикуя статьи, что женщины должны поддерживать свою внешность в надлежащем состоянии, чтобы не потерять партнера. Такой стиль маркетинга привел к тому, что подавляющее большинство женщин включили удаление волос на теле в свой распорядок дня.
Сейчас рекламные методы индустрии красоты по-прежнему эксплуатируют неуверенность женщин в себе, например, фотошопят макияж моделей для достижения идеального образа, которого не существует в реальности.
Пластическая хирургия
Косметическая хирургия существует с 1920-х — она зародилась как средство для восстановления лиц ветеранов Первой мировой войны. С конца 1990-х она стала невероятно популярной. По данным Американского общества пластических хирургов, в 2020 году было проведено более 15,6 млн операций. Самыми популярными были изменение формы носа, увеличение груди и инъекции в губы.
Социальные исследователи рассматривают пластическую хирургию как еще одну многомиллиардную индустрию, которая наживается на неуверенности тех, кто достаточно богат или готов копить, чтобы позволить себе подобные процедуры. По данным научных работ, у молодых женщин возникает желание сделать косметическую операцию после просмотра фотографий успешных примеров таких изменений.
Когда хирургические изменения рекламируются как «настоящие», создается культура совершенно нереалистичных и недостижимых стандартов красоты, которая вредит молодым девушкам. Потребители контента вынуждают себя гнаться за идеалом, которого они никогда не смогут достичь. Это приводит к проблемам с ментальным здоровьем.
Стандарты красоты и ментальное здоровье
Несмотря на положительные тренды последних десятилетий, стандарты красоты все равно сохраняются в обществе. Социально поощряемые представления о «красивом», включающие в себя рост, вес, пропорции и форму лица, могут крайне негативно влиять на психическое и физическое здоровье. К основным проблемам относятся:
- расстройства пищевого поведения;
- депрессия;
- тревожность;
- проблемы с самооценкой;
- социальная изоляция.
Согласно исследованию 2017 года, 50–60% молодых девушек испытывают среднее или сильное давление, которое требует выглядеть «красиво» или как минимум «приемлемо». Это привело к тому, что 54% женщин в возрасте 10–17 лет во всем мире обладают низкой или средней самооценкой.
Как справиться с воздействием стандартов красоты
Существуют различные способы, с помощью которых человек может помочь себе справиться с психическими последствиями стандартов красоты. Основные экспертные рекомендации выглядят так:
- избегать или удалять приложения, использование которых вызывает переживания по поводу своего внешнего вида;
- осознанно относиться к изображениям других женщин в интернете или в СМИ, помнить про регулярное использование фотошопа компаниями;
- позитивно относиться к себе;
- обратиться к специалисту по психическому здоровью, если влияние стандартов красоты начинает сказываться на повседневной жизни.
Будущие стандарты красоты
На основании предыдущих трендов различные эксперты выделили несколько потенциальных изобретений, которые повлияют на образ тела в ближайшие десятилетия.
Упражнения в таблетках
Физические упражнения — хороший способ поддерживать себя в отличной форме, но для стареющего человечества (к 2044 году почти 25% мирового населения будут составлять люди в возрасте 65+ лет) с проблемами с подвижностью и другими болезнями это не всегда будет реально. Препараты, регулирующие обмен веществ, сжигающие накопленный жир и улучшающие работу сердечно-сосудистой системы, станут широко доступны. Сначала они будут распространяться по рецептам, а потом станут общедоступными в аптеках.
Предвестник таких лекарств — «Оземпик». Это препарат, который применялся при сахарном диабете второго типа. Он стимулирует секрецию инсулина, способствует снижению уровня сахара в крови и снижает аппетит. Его начали активно использовать для снижения веса после того, как западные медиа сообщили, что «Оземпик» для этого употребляли Ким Кардашьян и Илон Маск.
Этика как стандарт
В 2020-х для многих потребителей маркировка «эко» на этикетке перестала быть просто маркетинговым инструментом. Благодаря технологиям, таким как компьютерное моделирование, тестирование косметики на животных уже не применяется во многих компаниях. Скорее всего, этот тренд расширится — косметика будет максимально безопасной и индивидуальной, учитывающей личные предпочтения потребителей. Возможно, большинству корпораций удастся отойти от эксплуатирования неуверенности в себе для продажи своих продуктов. Косметика будет подчеркивать индивидуальные особенности, а не скрывать то, что раньше считалось недостатками.