Тренды развития музеев: не только интерактивность

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Новая реальность музеев — это не только мультимедиа, интерактивные выставки и технологии. Рассказываем о трендах и вызовах социокультурной сферы и о том, как сегодня каждый может стать соавтором музейного опыта

Об авторе: Иван Байдаков, директор центра прикладной истории ИОН РАНХиГС, академический руководитель бакалаврской программы «Прикладная отечественная история».

Работа с местными сообществами

Одним из эффективных и перспективных способов привлечения аудитории является работа с различными целевыми группами и сообществами, и в первую очередь с локальными. Для пояснения приведу два проекта по работе с локальной идентичностью, которые реализует Президентская академия.

Первый проводился в 2023 году совместно с Музеем Москвы. В рамках него городские исследователи, студенты и начинающие урбанисты вместе с сотрудниками музея и академии, а также жителями района Хохловской площади изучали общественное пространство Ивановской горки и окрестностей. Это позволило не только участникам проекта по-новому взглянуть на собственный «район обитания», но и музею пересмотреть взгляд на экскурсионные маршруты и свою роль в развитии той территории, где находится музей.

Второй проект академия проводит совместно с музеем «Динамо», Домом авиации и космонавтики и Музеем Москвы. Когда у станции метро «Аэропорт» построили новый корпус Института общественных наук, появилась потребность вписать наш институт в идентичность этого района. Студенты совместно с сотрудниками музеев и местными жителями изучают историю, архитектуру, культурные события, создают экскурсионные и туристические маршруты по району.

Индустрия 4.0 Новая жизнь: какая техника становится экспонатом музея

Ощущение сопричастности

Одним из трендов современной работы культурных институций является формирование у посетителя ощущения сопричастности, что подразумевает создание эмоциональной связи и духовного приобщения человека к чему-либо важному, будь то культурное наследие, историческое событие или научное достижение.

Как правило, в музеях технология сопричастности реализуется с помощью:

  • личных историй, оживляющих музейные предметы и создающих эмоциональную связь с посетителями;
  • интерактивных экспозиций, позволяющих посетителям взаимодействовать с экспонатами и «примерять на себя» роли исторических персонажей;
  • использования для воссоздания исторических событий и эпох современных мультимедийных технологий, например виртуальную реальность и голограммы.

Однако для возникновения устойчивой сопричастности необходима совместная деятельность (сопроектирование), имеющая понятные участникам вполне конкретные цели. Например, проект «Москва без окраин» Музея Москвы с публикацией интервью с жителями и работой по интеграции их личных предметов в действующую музейную экспозицию.

Если попытаться придать «сопричастности» визуальный облик, то могу привести в пример проект «Океан пряжи», созданный в соавторстве художниками и подростками на околомузейной территории Центра искусств Уокера. Это часть глобального проекта The Walker Art Center Teen Arts Council — проект с бесплатными еженедельными занятиями для подростков в течение года. Группа формируется на год и каждую неделю встречается на занятиях, посвященных устройству музеев, арт-пространств, для знакомств с художниками. Созданный под руководством Эрика Ригера арт-объект — переплетение нитей, историй и смыслов, привнесенных каждым из участников, в единое символическое целое, отражающее новую функцию музеев: быть пространством совместного создания культурного опыта.

Центр искусств Уокера. С помощью пряжи граффити-художник Эрик Ригер, известный как HOTTEA, и подростки превратили околомузейную территорию в «океан пряжи»
Центр искусств Уокера. С помощью пряжи граффити-художник Эрик Ригер, известный как HOTTEA, и подростки превратили околомузейную территорию в «океан пряжи» (Фото: Room to Rise: The Lasting Impact of Intensive Teen Programs in Art Museums)

Программы для подростков

Исследование, изучавшее влияние опыта участия в музейных программах для подростков на дальнейший посетительский опыт, показало, что 68% участвовавших в подобных программах во взрослом возрасте становились постоянными посетителями музеев.

Двери зумерам открывают ведущие музеи мира. Подростковые программы есть у Метрополитена, Пушкинского музея, Гуггенхайма и многих других музеев. Подобные программы включают в себя лекции и семинары по истории искусства, встречи со специалистами в области культуры, творческие мастерские (например, художественные мастер-классы в MET), занятия с реставраторами и учеными (Гуггенхайм). А порой и карьерные лаборатории (проект MET для подростков 15–18 лет), где старшеклассники больше узнают о профессиях в сфере культуры и искусства и «примеряют» их на себя.

Фото:Freepik
Социальная экономика Корпоративный музей: зачем брендам создавать социокультурное пространство

Работа с молодежью

Важным современным трендом трансформации музеев становится более широкое привлечение на работу молодых специалистов. Они, как правило, более адаптивны к изменениям и внедрениям новых технологий и обладают устойчивой мотивацией что-либо менять. Культурные институции сегодня стремятся создавать как среднесрочные (волонтерство, стажировки), так и долгосрочные программы (наставничество, обучение, постоянно действующие молодежные клубы), нацеленные на постепенное привлечение новых кадров.

Причем работа с молодежью как с потенциальными кадрами может начинаться еще со школы. Например, музей The Wallace Collection в Лондоне учредил молодежную консультативную группу из 20 подростков из различных школ, в рамках которой школьники не только больше узнают о коллекции музея, но и самостоятельно производят цифровой контент для музея и планируют мероприятия для своих сверстников. А Денверский художественный музей организовал «Лабораторию неудач» — программу стажировки для учеников старших классов, в рамках которой происходит совместное проектирование выставки, вдохновленной знаниями приглашенного художника и коллективным видением подростков.

Запрос рынка диктует и для нас, как для образовательной организации, создавшей программу по прикладной истории, задачу создавать, воспитывать и обучать адаптивного и креативного молодого специалиста (а возможно, и будущего сотрудника), способного в текущих реалиях искать точки и возможности для роста.

При этом обучение специалиста сегодня, очевидно, невозможно путем лишь вертикальной трансляции знаний. Здесь, как и в музейной сфере, важно проактивное участие обучающихся в конструировании собственного опыта. Это требует выстраивания диалога и поиска новых способов его ведения. Одним из них для нас стал конкурс эссе для подростков, проводимый совместно с Домом культуры «ГЭС-2». Участников просили поразмышлять, например, должны ли музеи лишь сохранять память о прошлом или им необходимо стать «фабриками культуры», как пространство культурной институции влияет на ее образ.

В одной из работ старшеклассник отметил: «Пора начать мыслить по-новому и не бояться менять привычное. Можно согласиться с тем, что это нелегко, но оно, несомненно, того стоит». Вероятно, это именно тот призыв, который станет определяющим как для настоящего, так и будущего социокультурной сферы.

Обновлено 17.05.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть