Слово «дизайн» давно потеряло привычный смысл: если раньше им описывали что-то красивое и нестандартное (дизайнерские вещи, дизайнерские интерьеры и так далее), то сейчас оно меняет свое значение в зависимости от контекста. Если попробуете вбить этот термин в поисковике в режиме картинок на английском языке, то увидите примеры графического дизайна, если на русском — интерьерные решения. Такой простой тест показывает, что определение — не так очевидно.
Промышленный дизайн как таковой подразумевает не столько работу над внешним видом будущего продукта, сколько его интеграцию в нынешний и будущий экономико-бытовой контекст. Это подтверждается хотя бы тем, что такие образовательные программы появляются не только в дизайнерских и архитектурных вузах, но и в чисто экономических — Высшая школа экономики только один из примеров.
Тем не менее, у современного российского бизнеса еще не до конца сформировалось представление о назначении этого направления, его сущности и эффекте, который промдизайн оказывает на весь цикл жизни будущего продукта. Чтобы рассказать об отрасли, понять потребности покупателя и наладить связь между дизайнерами и представителями производства, в России все чаще проходят профильные мероприятия. Например, одним из таких событий станет первая «Московская неделя интерьера и дизайна», которая пройдет в столице с 1 по 6 ноября 2022 года. Подобные выставки играют важную роль в формировании у широкой аудитории понимания круга задач, которые решает промышленный дизайн, и способствуют росту спроса на услуги специалистов из этой области. В России мы пока стоим практически в самом начале этого пути, но подобные мероприятия — ключевой шаг в развитии.
Промдизайн — это искусство?
В современном дизайне сформировалась устойчивая триада: потребитель, предприниматель и технологии. В первом случае — это покупатель, на которого направлен продукт, во втором — бизнес-задачи, а в третьем — процесс создания предмета от исследования до 3D-модели. Промышленный дизайн учитывает все эти аспекты и помогает бизнесу из любой отрасли осознать, понять, исследовать и сформировать будущий товар.
Сегодня индустриальный дизайн относится в России к области искусствоведения, хотя доля инженеров в числе отраслевых специалистов очень высока. В компаниях с прогрессивным отношением к промдизайну в большей степени работают конструкторы, а не дизайнеры. Это объясняется тем, что без инженерного осмысления невозможно создать продукт, который сразит наповал весь рынок и установит новые индустриальные стандарты на долгие годы. И когда мы говорим про облик, внешний вид и стиль, нельзя забывать про потребительские ощущения, не всегда эстетические — если в процессе использования продукта у человека возникает ощущение надежности и доверия, это заслуга именно специалистов по промдизайну.
Промышленный дизайн — это междисциплинарная деятельность по исследованиям и разработкам, которая определяет облик, эстетику и восприятие новых продуктов, учитывая потребительские свойства, конкурентоспособность и бизнес-задачи, а также технологические и инвестиционные возможности.
Ключевая мысль в определении промдизайна — междисциплинарную деятельность. Для специалиста в этой сфере важно, что чувствует потребитель, когда смотрит на продукт, какие испытывает эмоции и ощущения. Этим промдизайнер отличается, например, от конструктора и инженера, он всегда думает об облике продукта, как он работает, насколько удобен для производства и эксплуатации. Внешний вид — вторичен. Для промдизайнера создание красивой картинки лишь одна из форм коммуникации с покупателем, и в целом — маленький шаг в процессе подготовки изделия.
Удобный, стильный, современный: как создаются продукты
Задачу по созданию человеко-ориентированного продукта на старте любого амбициозного проекта берет на себя промдизайнер. От него требуется полное погружение в тему: общение с технологом, маркетологами, потенциальными покупателями. Специалист изучает аналоги, то, как человек пользуется продуктом, с какими проблемами сталкивается, на что обращает внимание в первую очередь и какой функционал он бы хотел получить или изменить. Только после тщательного исследования формируется облик будущего продукта с учетом технических и инвестиционных возможностей.
Ключевую роль в создании объекта играют технологии. Если раньше требовались чертежи и эскизы, то сегодня благодаря современным технологиям промдизайн вышел на новый уровень. В отрасли эффективно применяется VR. Например, когда проектируешь пылесос, на экране компьютера видишь его не в натуральную величину. Возникает ошибочное ощущение масштаба, а представление человека о размере получается неверным.
В этом и заключается один из главных плюсов виртуальной реальности — у специалиста и покупателя есть возможность изобразить продукт, взять в руки, поменять цвета и дополнить в реальном времени. Этим, например, воспользовалась компания VR Concept, сотрудники которой разработали редактор для создания интерьера в виртуальной реальности. Проект представят на «Московской неделе интерьера и дизайна. Главное преимущество разработки — наглядная визуализация объекта в масштабе 1:1, что дает возможность рассмотреть продукт со всех сторон и в разной обстановке.
Что касается понятий «стильный и современный», то сегодня — это тренд «честного дизайна». То есть когда в объекте отсутствует декоративная составляющая и остаются только цвет и фактура. Например, задние крышки некоторых мобильных телефонов переливаются, но сама по себе форма и идея — честная, нет ничего лишнего. Тренд главенствует последние 10–15 лет, но ничто не вечно, и ему на смену может прийти избыточность и усложненность.
Учитывая все эти особенности промдизайна, специалист должен обладать талантом, хорошим вкусом, технологической насмотренностью. Поскольку область по сути является межотраслевой и требует внимания к целому ряду видов деятельности, нельзя быть зацикленным на чем-то одном, важно соблюдать баланс стиля и удобства. Также для промдизайнера важно разбираться в современном ПО и уметь применять софт на практике. На смену зарубежным программным обеспечениям приходят российские. Например, компания Planoplan разработала отечественное ПО для создания 3D-планировки дизайна интерьера. Софт дает полный набор инструментов для создания дизайн-проектов: от эскиза до полноценного продукта.
Прошлое, настоящее и будущее
Основной вызов, который был, есть и будет, — разрушить бескультурное понимание промышленного дизайна. Часто заказчики недооценивают роль специалиста, вкладывают миллионы в производство и игнорируют эстетику продукта. Когда потребитель смотрит на товар, ему все равно, сколько часов потрачено на инженерную составляющую, ему либо нравится, либо нет. Пока это мало кто понимает, отсюда и возникают критические ошибки при создании продукта, ведущие к его полному рыночному провалу.
Многие компании не только в России пытаются решить проблемы, повышая траты на других специалистов, упуская из виду вопрос об облике и восприятии будущего продукта. В этом и есть самая большая проблема — недооценка сложности и непонимание основных принципов в продвижении товара. Поэтому в последнее время промдизайнеры предлагают инвестировать в исследование, по итогам которого можно предоставить эффективную программу реализации продукта. Оно может длиться 3–6 месяцев, после чего на создание эскиза потребуется две-три недели.
Если дизайн будет в России восприниматься как инструмент для создания конкурентоспособных продуктов, то у промдизайна есть будущее. Причем успешных кейсов у нас уже много: например, компания Mobitruck, которая занимается выпуском мобильных торговых объектов: дома на колесах, мобитраки для медицинских нужд, автолавки, фудтраки и так далее. В период пандемии некоторые рестораны приобретали фудтраки, чтобы сохранить доход. С каждым годом мобильные торговые объекты набирают популярность и расширяют сферу применения.
Если говорить о будущем отрасли, то революций ждать не стоит. Тренд «честного дизайна» сохранится, на смену компьютерному моделированию придет виртуальная реальность. Однако уже в ближайшее время у промдизайна в России возникнет новая точка роста: зарубежные специалисты ушли с нашего рынка, но талантливой молодежи у нас в стране много.