А в чем тренд?
С конца 1990-х в США молодые люди стали пить меньше, чем предыдущие поколения, или вовсе отказались от употребления алкоголя. Эта же тенденция в начале 2000-х проявилась в некоторых других богатых странах.
В Англии снизилась доля молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, которые сообщили, что употребляли алкоголь в течение последней недели. В 2002 году их было 67%, в 2021-м — 37%. Среди 15-летних подростков также уменьшилось количество пьющих — с 52% в 2000-м до 20% в 2021-м.
Группа британских и австралийских ученых решила разобраться в этой тенденции на основе опросов молодежи из этих стран.
Отношение к риску и сдерживающие факторы
Исследователи пришли к выводу, что изменения отражают общую тенденцию в отношении молодежи к риску. Сегодня люди в возрасте от 15 до 20 лет менее склонны подвергать опасности здоровье, чем предыдущие поколения. Это проявляется в отношении не только к алкоголю, но также к сексу и курению.
Ряд исследований последних лет продемонстрировали, что отказ от алкоголя приобрел социальную приемлемость. Это может быть связано с тем, что правительства и компании прилагают все больше усилий, чтобы сделать выпивку менее доступной для молодежи.
Тренд на продуктивность
По данным опросов, отношение подростков к алкоголю стало более негативным. Как отмечают исследователи, новое поколение все больше волнует продуктивность, и свободное время оно воспринимает как ресурс для инвестирования в свое будущее. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, они больше внимания уделяют образованию, используя свободное время для развития навыков и опыта, а не для употребления алкоголя.
Кроме того, личным встречам за алкоголем появилась альтернатива в виде онлайн-общения, на которое в этом контексте также требуется меньше свободного времени.
Алкоголь не заменяется другими зависимостями
Ученые обнаружили миф, который сформировался среди более старших поколений: если молодежь не пьет, то курит табак, электронные сигареты или марихуану. Однако это не так — уровень потребления этих веществ также падает.
Кроме того, ученые не нашли свидетельств замены спиртных напитков на соцсети. Развитие интернета и онлайн-сообществ происходило одновременно со снижением уровня потребления алкоголя.
Превентивный отказ от алкоголя
Исследователи отметили, что снижение уровня употребления алкоголя среди молодежи не является результатом набирающего популярность «движения за трезвость». За последним стоят кампании по временному воздержанию от алкоголя, например «Сухой январь» (отказ от употребления спиртного в первый месяц года). Знаменитости и онлайн-сообщества присоединяются к движению и пропагандируют здоровый образ жизни.
Современные подростки отказываются от алкоголя, чтобы избежать потенциальных проблем со здоровьем или социализацией в будущем. В то время как движение за трезвость — это переоценка отношения к алкоголю. Как отмечают исследователи, нередко те, кто публично говорит о своем решении стать трезвенником, рассказывают, что оно было принято после нескольких лет неумеренного потребления алкоголя.