Какими были Деды Морозы в разных странах и как их называли

Фото: Dalle-3
Фото: Dalle-3
Во многих странах за последние 100 лет Деды Морозы внешне изменились. Рассказываем, кто стал жертвой маркетинга Coca-Cola, а кто остался верным традициям

А в чем тренд?

Маркетинг может повлиять на вкусовые предпочтения потребителей, общественные и даже национальные традиции. Например, розовый цвет стал ассоциироваться с девочками, а голубой с мальчиками только после Второй мировой войны. Так компании хотели стимулировать покупать родителей больше одежды для своих разнополых детей, потому что раньше различий по цвету одежды для мальчиков и девочек не было, и братья и сестры донашивали одежду друг за другом. Другой пример влияния маркетинга — Дед Мороз, на образ которого повлияла реклама Coca-Cola.

Кто такой Дед Мороз и как он появился

Дед Мороз — это вымышленный персонаж, который дарит детям подарки, один из символов Нового года и Рождества. В разных странах Дедов Морозов называют по-разному, наделяют разными возможностями и традициями. Например, в США Санта-Клаус летает по небу на санях, запряженными оленями, и дарит послушным детям подарки, а непослушным — уголь. В России Дед Мороз запрягает сани тройкой лошадей и кладет подарки под елку, причем непослушных детей он не наказывает.

Прообразом Деда Мороза считают христианского святого Николая Чудотворца. Согласно преданиям, он подбросил кошелек с деньгами бедным девушкам. По другой легенде, он бросил кошелек в каминную трубу, и он упал в чулок, который оставили там сушиться.

В Средние века в Европе появилась традиция дарить детям подарки от имени Николая Чудотворца 6 декабря — в день святого Николая. Позже традицию перенесли на Рождество, когда в городах проводились рождественские ярмарки.

Фото:Laura James/Pexels
Социальная экономика Глобальное Рождество в каждый дом: плюсы и минусы всеобщего праздника

Как Coca-Cola перепридумала Санта-Клауса

Сейчас американский Санта-Клаус, французский Пэр Ноэль, финский Йоулупукки и Деды Морозы из других стран выглядят похоже друг на друга: это веселый седовласый пожилой мужчина с бородой в красном пальто, брюках и шапке с белым мехом. Однако так было не всегда. Больше 100 лет назад Пэр Ноэль выглядел как священник, а Йоулупукки был похож на козла.

Все изменила рекламная кампания Coca-Cola. В 1931 году компания начала размещать рекламу в популярных журналах. Арчи Ли, исполнительный директор рекламного агентства D'Arcy, работающего с Coca‑Cola, хотел, чтобы в рекламе был изображен здоровый и реалистичный Санта. Поэтому Coca-Cola поручила иллюстратору Хэддону Сандблому разработать рекламные изображения с Санта-Клаусом.

Сандблом вдохновился стихотворением Клемента Кларка Мура 1822 года «Визит Святого Николая». В этом произведении Санта-Клаус был впервые описан как добрый, пухлый, веселый, старый эльф, который летает на санях по небу, попадает в дом через дымоход и оставляет подарки в носках, висящих над камином.

Сандблом изобразил Санта-Клауса, конечно, не эльфом, но пухлым, веселым старичком в красном костюме с белыми меховыми манжетами. Моделью иллюстратора стал его друг — продавец Лу Прентисс.

Как Деды Морозы в разных странах выглядели век назад

Великобритания

До Викторианской эпохи образ Деда Мороза (Father Christmas) в Великобритании был связан с праздничным рождественским застольем и весельем для взрослых. У него не было одного костюма, его изображали в разных нарядах, но, как правило, с венком из остролиста на голове. А еще он ездил на козле.

В середине XIX века рождество стало семейным праздником, и Дед Мороз стал персонажем для детей, а не для взрослых. Среди его атрибутов появились мантия, длинная седая борода и посох. На голове мог быть капюшон или венок.

Сейчас в Великобритании распространены два персонажа — известный всем Санта-Клаус и традиционный Дед Мороз, одетый в мантию.

<p>Британский Дед Мороз в 1915 году.</p>
<p>Современный Британский Дед Мороз.</p>
Слева: Британский Дед Мороз в 1915 году (Фото: Getty Images). Справа: Современный Британский Дед Мороз (Фото: Winter Wonderland / timeout.com)

Нидерланды

В Нидерландах Деда Мороза называют Синтерклаас. Он носит митру (венец епископа) и красную мантию. По легенде, Синтерклаас ездит на белой лошади, а помогает ему темнокожий помощник Зварте Пит. Кроме того, Синтерклаас оставляет подарки в обуви, выставленной на подоконнике. На образ Синтерклааса Coca-Cola не повлияла, и персонаж остался верен своему внешнему виду и национальным традициям.

<p>Синтерклаас в 1940-х.</p>
<p>Современный Синтерклаас.</p>
Слева: Синтерклаас в 1940-х (Фото: Pinterest). Справа: Современный Синтерклаас (Фото: Wikipedia

США

В США Санта-Клауса привезли нидерландские колонисты в середине XVII века. В 1863 году в журнале Harper’s Weekly художник Томас Наст изобразил Санта-Клауса в виде доброго на вид, пухлого старичка с бородой, который курил трубку и нес подарки. Наст также сказал, что персонаж живет на Северном Полюсе и записывает в специальной книге хорошие и плохие поступки детей.

<p>Одна из первых фотографий Санты, сделанная в 1880 году.</p>
<p>Кадр из сериала &laquo;Санта-Клаусы&raquo;, выходящего в 2022&ndash;2023 годах.</p>
Слева: Одна из первых фотографий Санты, сделанная в 1880 году (Фото: News Dog Media). Справа: Кадр из сериала «Санта-Клаусы», выходящего в 2022–2023 годах (Фото: Disney+)

Франция

Во Франции Пэр Ноэль стал рождественским персонажем в середине XIX века. Его начали изображать в длинной мантии или шубе и с длинной белой бородой. Как и его нидерландский коллега, он оставляет подарки в башмаках. В XX веке благодаря рекламе Coca-Cola Пэр Ноэль принял облик Санта-Клауса.

<p>Пэр Ноэль на французской рождественской открытке, 1900 год.</p>
<p>Современный Пэр Ноэль.</p>
Справа: Пэр Ноэль на французской рождественской открытке, 1900 год (Фото: Wikipedia). Слева: Современный Пэр Ноэль (Фото: parissecret.com)

Финляндия

Скандинавский Йоулупукки, который переводится как «Святочный козел», изначально был символом празднования середины зимы и был злым духом Нуттипуки, который ходил по домам и требовал подарки и объедки со святочного пира. В XIX веке, когда стал распространяться образ святого Николая, Нуттипуки превратился в Йоулупукки, и персонаж стал дарить детям подарки. В XX веке Йоулупукки стал выглядеть как Санта-Клаус. Хотя в некоторых регионах Финляндии сохранился традиционный персонаж Нуттипуки.

Слева: Нуттипуки (Фото: publicdomainreview.org). Справа: Йоулупукки с женой (Фото: Wikipedia)

Россия

В России Деда Мороза придумали писатели. В середине XIX века появились образы Мороза Ивановича, созданного Владимиром Одоевским, и Морозко, фольклорного персонажа, записанного Александром Афанасьевым. Когда в России по немецкому обычаю стали украшать елку на Рождество, под нее начали ставить в качестве украшения фигурку Мороза Ивановича.

С 1929 по 1935 год советские власти запретили ставить на Рождество елку и вместе с ней Деда Мороза. Но в 1936 году передумали и вернули елку и Деда Мороза, причем вместе с новым персонажем — Снегурочкой, потому что стране нужны были новые традиции и ритуалы. Только теперь они стали символами не Рождества, а Нового года.

Что касается наряда Деда Мороза, то сначала он был белым. Красным он стал в 1940-х годах. В дальнейшем образ Деда Мороза во многом сформировал советский кинематограф, который наделил персонажа посохом, белой, синей и красной шубами и шапками, а также тройкой лошадей.

Слева: Дед Мороз в 1936 году (Фото: russiainphoto.ru). Справа: Современный Дед Мороз (Фото: Wikipedia)

Обновлено 20.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть