Осенью 2023 года неожиданным хитом стриминга Netflix стала очередная киноадаптация вселенной Resident Evil — сериал «Обитель зла». И хотя критики вместе с фанатами каноничного лора разгромили новинку, это не помешало ей обойти в рейтинге просмотров признанный хит «Очень странные дела».
Действительно, франшизе Resident Evil почти за 30 лет своего существования удается не терять актуальности и нередко опережать время в предсказании целого ряда технологических тенденций. Мы выбрали самые яркие из них.
Искусственное происхождение вирусов, приведших к пандемии
В центре завязки сюжета вселенной Resident Evil (первая игровая часть от японской компании Capcom вышла в 1996 году) — разработанные могущественной фармацевтической корпорацией Umbrella Т- и G-вирусы, переписывающие геном человека. В результате умышленного распространения одного из них зараженным оказалось практически все население Raccoon-city, а затем и другие части мира. Вирус превращал людей в зомби, которые нападали на выживших, и таким образом незараженная часть человечества сократилась до минимума. Вокруг поиска лекарства строится одна из веток сюжета.
Если бы не пандемия коронавируса в 2020 году, мы бы так и смотрели на подобные события через призму игр и кино. Конечно, зомби-нашествие коронавирус не смог бы спровоцировать, но массовая гибель людей, локдаун, поиски вакцины вместе со страхом заразиться стали на какое-то время нашей нормой жизни. Несмотря на ранний выход игры, предзнаменование пандемии многие увидели именно с выходом ремейка Resident Evil 2 в 2019 году, то есть в тот же год, когда пандемия только начала зарождаться. Ну а особые конспирологические теории склоняли к тому, что неслучайно из названия города, в котором происходят события игры (Raccoon), можно составить слово Corona, пускай и с натяжкой.
Перспективная биоинженерия
Параллель «главных продуктов» вымышленной корпорации Umbrella с современными решениями просматривается и в новой технологии редактирования геномов высших организмов. Она базируется на иммунной системе бактерий, а именно на особых участках бактериальной ДНК — коротких палиндромных кластерных повторах, или CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats). В серии фильмов «Обитель зла» Т-вирус как раз разработали для лечения тяжелых заболеваний с помощью редактирования генов.
Сложную технологию по-простому называют «генетическими ножницами», она позволяет ученым, исследователям и разработчикам точно редактировать геном живой клетки. Другими словами, можно редактировать программное обеспечение, которое делает нас живыми. Логично, что такое открытие породило и ряд важных этических вопросов. Кому решать, каким образом и кем технология может быть использована? Какие способы ее применения не вредят человечеству? Как обеспечить справедливый доступ к такому решению? Кажется, корпорации Umbrella из игр удалось избежать ответов на них.
Биохакинг на грани
Помимо смертоносных вирусов Umbrella создавала и ряд товаров здравоохранения, а некоторые персонажи в попытках превратить себя в сверхлюдей пользовались и инъекциями секретных экспериментальных препаратов компании. Именно так один из отцов-основателей корпорации Альберт Вескер получил сверхскорость и регенерацию, а его подчиненный, наемник Джек Краузер превратил себя в ходячее оружие разрушения.
Это перекликается с современным увлечением биохакингом — комплексом действий по улучшению работы организма и сохранению молодости. Биохакеры убеждены, что организм — словно компьютерная система, которую можно неслабо прокачать ради усиления практически всех сфер жизни: от питания и сна до мозга и всего тела. И хотя биохакинг в широком смысле тесно связан с традиционным ЗОЖ, сегодня есть немало примеров, когда кажется, что в попытках улучшить себя люди заходят слишком далеко.
Один из самых известных и одиозных примеров последователей биохакинга — Брайан Джонсон, который переливает себе кровь своего сына и в свои 45 выглядит на 28. В целом биохакинг как концепция не заставляет вас вживлять себе чипы и направлять все свои силы на омоложение организма. Не стоит никогда забывать, что все рискованные эксперименты с улучшением себя в Resident Evil кончились плохо для каждого из участников.
Современные системы безопасности и видеонаблюдения
На протяжении всей серии игр и фильмов высокотехнологичные системы безопасности встречают героев буквально на каждом углу. Сегодня уже можно по лицевой идентификации оплатить поездку в метро, но во время выхода первых частей Resident Evil казалось, что подобные способы будут доступны только для прохода на сверхзасекреченный объект.
Тем не менее примерно в то же время, когда Apple впервые использовала технологию Touch ID для разблокировки iPhone 7 (2016 год), у главной героини киновселенной «Обитель зла» Элис был не просто телефон, а целый мотоцикл, который можно было завести только с помощью индивидуального отпечатка пальца. Позднее что-то подобное сделает Tesla Motors для каждого обладателя их автомобиля, где специальная камера будет считывать ключ-карточку, чтобы закрыть или открыть машину, а распознавание лица внедрит корейский автоконцерн Hyundai для своего бренда Genesis.
С точки зрения других примеров систем безопасности невозможно не вспомнить эффектную сцену из первой части киношного Resident Evil, где группе оперативников не повезло столкнуться с интеллектуальной системой лазерных лучей. Живых подтверждений существования подобных мер защиты от посторонних нет, но о них, скорее всего, мы и не должны знать.
Клонирование и цифровые двойники
Технология клонирования вряд ли берет свои корни из Resident Evil, но именно на теме использования двойников строится главная сюжетная линия киновселенной франшизы, где главная героиня Элис в исполнении Милы Йовович не только сражается с многочисленными клонами своих врагов, но и сама является клоном.
Разумеется, при создании практически любой фантастической вселенной клонирование всегда связано именно с созданием копии человека, однако в реальности у процедуры много этических проблем. На данный момент эксперты оценивают гипотетическую стоимость клонирования человека в диапазоне от $50 тыс. до $200 тыс.
Но пока этический блок клонирования людей остается непреодолимым, человечество успело перенять примеры использования цифровых аватаров и двойников. В вымышленной вселенной персонажи нередко используют голограммы, чтобы общаться друг с другом и давать задания. Конечно, сейчас пока еще позвонить родственникам с помощью голограммы нельзя, но увидеть копию Уитни Хьюстон или 2Pac с точным повторением их движений и голоса — вполне. Также в фильме ученый Джеймс Маркус использовал видео и образцы голоса своей дочери Алисии для создания ее цифрового двойника и воспроизведения ее образа в виде голограммы.
Искусственный интеллект и робототехника
Исследования и разработки Umbrella связаны и с созданием передовых искусственных интеллектов и автономных робототехнических систем. Эти технологии до жути напоминают уже привычных нам голосовых помощников Siri, Alexa и «Алиса», а также переживающие взрыв популярности нейросети ChatGPT, Midjourney и другие.
Самыми яркими представителями искусственного интеллекта из киновселенной Resident Evil выступают Красная королева и Белая королева. У них и система принятия решений, и обработка естественного языка, и вдобавок самообучаемость. Наверняка многие из нас хотели бы такого помощника себе в работе! Правда, в случае с Красной королевой нет никаких гарантий, что работа ИИ неожиданно не обернется против ее пользователя.
Впрочем, и по поводу развития доступных сейчас всем нейросетевых алгоритмов ведутся дебаты, а также обсуждается вопрос владения такой технологией. Должны ли ИИ-решения принадлежать только одной корпорации или же стать общественным благом? Кто будет регулировать ИИ и как? Кажется, именно за этой частью сюжета нам придется наблюдать в реальном времени.
Нейроинтерфейсные технологии
В последней части серии фильмов Пола Андерсона «Обитель зла» героиня Алисия Маркус пользуется линзой, которую вставляет в глаз, и записывает на устройство все свои воспоминания, чтобы передать их своему клону Элис.
В реальном мире таких устройств пока не существует, однако возможно, что когда-то такого уровня развития достигнет Mojo Vision — контактная линза с функцией дополненной реальности.