Дислексия: что это такое и как с ней живут люди

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В октябре по всему миру проходит Международная неделя осведомленности о дислексии. Разбираемся, что это такое, и развенчиваем мифы и стереотипы, которые рождаются вокруг лиц с нарушениями чтения и письма

Что такое дислексия

Дислексия — особенность работы головного мозга, которая проявляется в трудностях с формированием навыков чтения и письма. Это явление, обусловленное нейробиологическими факторами и особенностями когнитивного развития. Дислексия не считается следствием интеллектуального снижения, проблем со зрением или слухом, недостатка мотивации или неправильных методик преподавания. Это не болезнь и не повод для сегрегации. Люди с дислексией обладают нормальными способностями в других сферах и нередко демонстрируют высоко развитое пространственное мышление, творческие таланты, нестандартное видение проблем.

Ольга Величенкова, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета

«Если рассматривать дислексию как некое расстройство, связанное с особенностями развития структур мозга, которые отвечают за овладение навыком чтения, то есть как патологию, то вряд ли можно сказать, что число людей с этим нарушением растет. Однако школьников, не достигающих ожидаемого академического успеха, становится все больше. Конечно, уверенно сравнивать учебные достижения детей, скажем, в 80-е годы ХХ века и в двухтысячные, нельзя. Однако есть ощущение в обществе, и оно достаточно распространенное, что сейчас дети пишут с бóльшим количеством ошибок».

Технологические прорывы в нейроимиджинге открыли возможности для глубокого понимания, как работает мозг при дислексии. Выяснилось, что активность в его определенных областях у людей с дислексией отличается от активности у тех, кто ею не страдает. Изучение мозга в действии сформировало новые подходы к коррекции дислексии. Если раньше акцент делался в основном на педагогических методиках, то сейчас внимание уделяется также медицинскому и психологическому аспектам. Активно исследуются возможности фармакотерапии, хотя ее эффективность до сих пор изучается.

История изучения дислексии

На протяжении большей части истории человечества феномен дислексии оставался загадкой и вызывал непонимание. В античные времена и Средневековье упоминания о проблемах с чтением и письмом встречались, но не рассматривались как нечто особенное. Люди с такими трудностями считались ленивыми, невежественными или одержимыми демонами.

Ситуация начала меняться в эпоху Возрождения, когда возникло понимание ценности образования. Появились первые попытки обучать тех, кто по непонятным причинам не мог овладеть грамотой. Но и тогда дислексия не воспринималась как особое состояние. Перелом произошел лишь в XIX веке, когда стали появляться научные исследования, указывающие на то, что причина проблем с чтением и письмом может крыться в особенностях мозга. Сам термин «дислексия» был введен в 1887 году немецким офтальмологом Рудольфом Берлином для описания набора симптомов, связанных с трудностями в чтении, которые нельзя объяснить отсутствием образования или другими физическими причинами, такими как проблемы со зрением.

В начале ХХ века проблема стала привлекать все большее внимание психологов, неврологов и педагогов. Примечательный вклад внес, в частности, британский врач и психоаналитик Сэмюел Томенд Ортон, который в 1920–30-х годах провел ряд исследований с детьми, у которых наблюдалась дислексия. Он заметил, что это часто сопровождается трудностями не только с чтением, но и с письмом и орфографией, и предложил комплексный подход к изучению явления. Была описана роль нарушений мозговой деятельности, открыты генетические маркеры. Это помогло доказать, что дислексия — результат особенностей развития нервной системы, а не лень и глупость.

На этом, однако, изучение феномена дислексии не остановилось. Последующие десятилетия принесли множество новых важных открытий, позволивших существенно расширить представления об этом явлении. С развитием нейробиологических исследований стало известно, что при дислексии нарушены связи и работа целых отделов мозга, участвующих в процессах чтения и речи. Современные методы нейровизуализации (МРТ, ПЭТ) помогают получить детальную картину этих нарушений.

Параллельно велись интенсивные исследования в области когнитивной психологии и педагогики. Было показано, что у людей с дислексией часто наблюдаются трудности не только с чтением, но и с другими когнитивными функциями, такими как рабочая память, зрительно-пространственная ориентация, речевая обработка информации. Кроме того, стало ясно, что условия обучения играют важную роль: использование определенных методик и технологий может либо обострять, либо помогать компенсировать проблемы, связанные с дислексией.

Фото:Pexels
Экономика образования Синдром дефицита внимания: что такое СДВГ и почему диагноз не приговор

Известные люди с дислексией

По разным оценкам, дислексией страдает от 5 до 15% населения в мире. Это достаточно распространенное явление. У таких людей часто отмечается высокий уровень развития пространственного мышления и творческих способностей. Многие известные деятели искусства и науки страдали дислексией. Например, Альберт Эйнштейн — физик, автор теории относительности, Стивен Спилберг — один из самых успешных и известных режиссеров в истории кинематографа, Генри Форд — американский промышленник, основатель Ford Motor Company, Агата Кристи — британская писательница, автор детективов, одна из самых издаваемых авторов в мире, Уилл Смит — американский актер, продюсер, рэпер и многие другие.

В России информация о дислексии у публичных лиц широко не распространена, однако есть случаи, когда селебрити говорили о своих проблемах с чтением или письмом. Так, например, комик Гарик Харламов открыто рассказал, что сталкивался с проблемами в школе из-за дислексии. Неоднократно упоминали о своих трудностях с чтением в детстве также журналист и телеведущий Александр Гордон и писатель Евгений Гришковец.

Как живут люди с дислексией

Страдающие дислексией зачастую не могут в полной мере реализовать свой потенциал из-за проблем с овладением грамотностью. При этом они не считаются инвалидами и могут преуспеть в творческих профессиях. Однако дислексия нередко приводит к снижению самооценки, к тревожности и депрессии из-за трудностей в обучении и непонимания окружающих. Это серьезная психологическая проблема.

Для преодоления подобных трудностей важно создавать доступную образовательную среду, учитывающую особенности восприятия людей с дислексией. Хоть это и требует дополнительных усилий и ресурсов, но в конечном итоге окупается возможностью развивать у людей способности и давать им равные возможности в жизни.

Ольга Величенкова

«Детский мозг пластичен, можно достигать результата разными способами, даже если есть когнитивные дефициты. Особенно когда встречается педагог, который обучает определенным компенсаторным техникам. Не получается запомнить правило, значит, будем использовать мнемоприемы, смешные запоминалки, рисовать. Сложно повторить теоретический материал — будем заучивать стишки, упростим теорию или вообще сосредоточимся на практике и развитии функциональной грамотности».

Понимание природы дислексии помогает снизить стигматизацию людей с этой особенностью и выстраивать более толерантное отношение на бытовом уровне. Нужно отметить, что дислексия — комплексное явление, затрагивающее многие аспекты: особенности когнитивного и личностного развития человека, его социальное окружение, образовательный контекст. Поэтому эффективный подход к диагностике и коррекции дислексии должен носить междисциплинарный характер, интегрируя знания психологов, педагогов и специалистов по социальной работе. Только комплексное взаимодействие специалистов разного профиля и учет многих аспектов этого явления позволит максимально помочь людям с дислексией преодолеть связанные с ней трудности и реализовать свой потенциал.

Мифы и стереотипы, связанные с дислексией

  • «Дислексия — это просто плохое чтение». На самом деле она влияет на множество процессов, включая письмо, правописание и устную речь в некоторых случаях.
  • «Дислексики видят слова и буквы задом наперед». Хотя у некоторых из них могут быть проблемы с направлением и ориентацией, это не универсальный симптом. Например, некоторые жалуются на то, что «буквы прыгают», а в ряде случаев «исчезают», то есть не видят их. Это попытка передать личное ощущение от проблем с чтением.
  • «Люди с дислексией менее умные». Интеллект многомерен и не ограничивается читательскими навыками. Многие люди с дислексией обладают высоким IQ и могут успешно справляться с академическими и профессиональными задачами.
  • «Дислексию можно вылечить». Эту проблему нельзя решить при помощи «волшебной таблетки». Но улучшить качество чтения и орфографические навыки можно всегда.
  • «У детей пройдет с возрастом». Симптомы дислексии могут стать менее выраженными. Однако психологические особенности любого человека составляют его индивидуальность. Дислексия — проявление индивидуальной трудности с решением когнитивных задач определенного типа.
  • «Это лень и неграмотность». Многие ошибочно полагают, что, если ребенок не может научиться читать или писать, как его сверстники, это из-за лени или неумения. С психологической точки зрения лень — это скорее отказ от выполнения неприятной работы. Ничего удивительного в отказе от чтения у человека, которому трудно читать, нет.
  • «Дислексия бывает только у детей». Проблемы многих взрослых на работе или в социальных отношениях связаны с отсутствием ожидаемого обществом уровня функциональной грамотности.
  • «Это модное заболевание». Из-за широкого освещения в СМИ некоторые считают дислексию «трендом», хотя это реальная, давно изучаемая проблема.

<p>Кадр из художественного фильма &laquo;Король говорит!&raquo;, по сюжету которого Альберт, герцог Йоркский, затем&nbsp;&mdash; король Георг VI, старается избавиться от заикания и побороть страх произнесения публичных речей.</p>
Социальная экономика Что такое глоссофобия и как с ней справиться

Культурные особенности феномена

Существует несколько исследований по изучению связи между дислексией и особенностями разных языков и систем письма. Один из ключевых факторов — это «глубина орфографии», которая описывает, насколько прозрачно в данном языке звуки соответствуют буквам и буквенным сочетаниям.

В языках с непрозрачной орфографией, таких как английский или французский, одна и та же буква или сочетание букв могут произноситься по-разному в разных словах (например, ough в словах through, though, rough). Это создает дополнительные трудности для людей с дислексией, поскольку они уже и так испытывают затруднения с фонологическими процессами (восприятие и обработка звуков). А тут приходится запоминать, как пишутся слова, поскольку различия между написанием и произношением существенные.

Наоборот, в языках с прозрачной орфографией, таких как финский или корейский, существует более прямая и предсказуемая связь между звуками и буквами. Это делает процесс чтения и письма менее сложным для лиц с дислексией, и, соответственно, распространенность дислексии может быть меньшей.

Русский язык обладает сравнительно прозрачной орфографией, в нем существует довольно прямая связь между звуками и буквами. Однако писать по-русски существенно сложнее, чем читать. Поэтому в России нарушения овладения письмом встречаются чаще, чем нарушения овладения чтением.

Ольга Величенкова

«Дислексия носителей русского языка — это дизорфография. Из-за особенностей языка симптомы трудностей могут различаться. И для детей, осваивающих русскую графическую систему, самое сложное — научиться писать, соблюдая все правила. Сложна русская морфология и все те законы написания приставок, корней и суффиксов, которые ребенок вынужден учить. Прочитать «корова» и написать это слово без ошибок — разные вещи».

Следует отметить, что социальные, культурные и языковые особенности дислексии служат предметом активных исследований и окончательных выводов ученые пока не делают. Однако эти данные указывают на то, что стратегии обучения чтению и письму должны и будут адаптироваться к особенностям конкретных языков и культур.

Обновлено 17.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть