Что такое коучинг
Коучинг — это диалог, который направляет специально обученный человек (коуч) и в результате которого клиент находит способ достижения собственной цели. Более формальное определение дает международная организация коучей ICF: «Коучинг — это партнерство с клиентом, которое стимулирует мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала» [1].
Не любой помогающий практик может называться коучем — для этого необходимо пройти обучение, освоить необходимые методики и получить сертификат. С помощью полученных знаний коуч помогает клиенту достичь желаемого. Задача коуча — помочь сформулировать цель, придумать план ее достижения и способы поддержать себя, пока клиент двигается по этому плану.
Коучинг обычно проходит в формате личных встреч длиной 50–60 минут. Тему разговора определяет клиент, так же как и регулярность сессий. Количество встреч, необходимых для решения задачи, может зависеть от многих факторов: сложности запроса, ситуации клиента, его включенности в процесс, готовности реализовывать найденные решения в жизни за пределами коучинга. Коуч может посоветовать какую-то регулярность или график, предлагать упражнения и практики для выполнения между сессиями — но только клиент решает, какие именно форматы работы ему подходят.
Чем коуч отличается от психолога
Коучинг вбирает в себя инструменты из многих помогающих практик: психотерапии, менторинга, тайм-менеджмента, бизнес-консалтинга. Коуч может применять техники из разных подходов, но не перестает быть коучем, поскольку все эти инструменты используются для того, чтобы сделать сессию более эффективной.
Коуч — собеседник в доверительном диалоге. Он не ставит диагнозов, не предлагает собственных решений, не оценивает и не учит. Клиент в коучинге рассматривается как агентный и способный человек, у которого есть ресурсы на изменения. Коучинг работает с задачами, а не проблемами, с позитивными, а не негативными целями («я хочу, чтобы было так» вместо «я не хочу, чтобы было так»). Тогда как психолог чаще работает с прошлым (хотя это зависит от терапевтической школы), чтобы улучшить текущую жизнь клиента, коуч работает с настоящим, чтобы помочь ему изменить будущее.
Ольга Сахарова, коуч PCC ICF, автор курса «Мастерство коучинга» онлайн-школы «Психодемия»:
«К коучу не стоит обращаться, когда нет внутренних ресурсов. Когда человек просто устал и находится в состоянии, близком к депрессии, вряд ли у него получится поставить цели и двигаться к ним. Но в этом случае хороший коуч увидит, что клиент не готов сейчас работать с целеполаганием, обратит внимание клиента на это и поможет определиться, к какому специалисту клиенту нужно пойти вместо коуча».
Чем коуч отличается от ментора
Ментор — это опытный профессионал, эксперт или обладатель знания в той сфере, где желает развиваться его менти («подопечный»). К ментору, как и к коучу, приходят с конкретной целью, но их отношения в этой паре не равны. Ментор смотрит на задачу своего менти «сверху» (исходя из своего опыта или экспертизы), поэтому он может предлагать свои советы и мнения, вмешиваться в процесс принятия решения и в целом больше «руководить» своим менти. Чтобы быть ментором, обычно не требуется специальное образование (но тем не менее, ментору тоже стоит развивать навыки активного слушания, создания доверия и выдачи обратной связи).
Задача ментора — «общее развитие» клиента в выбранной сфере (профессиональной, личной и т. д.) с помощью передачи своего опыта. Задача коуча — помочь клиенту самостоятельно развить определенные навыки и получить собственный опыт.
Принципы коучинга
В основу коучинга легли пять принципов. Их сформулировал Милтон Эриксон, один из видных американских психотерапевтов XX века. Вот они:
- «Мы — в порядке». Нет правильных и неправильных людей. Если мы не можем понять себя или другого, это не значит, что с кем-то из нас что-то «ненормально». Клиента не надо лечить, исправлять, оценивать или хвалить.
- У каждого человека уже есть все необходимое для достижения цели. Если мы к чему-то стремимся — значит, у нас есть внутренние ресурсы и способности для получения этого. Поэтому в коучинге мы изучаем наши возможности и ограничения из позиции «достаточности»: я могу сделать то, что хочу, вопрос в том, как и что мне для этого нужно.
- Мы действуем с позитивными намерениями. Цель любого нашего поступка или поступка другого человека — что-то хорошее для себя (а не, например, что-то плохое для другого). Коучинг помогает увидеть наши истинные намерения за поступками.
- Люди постоянно меняются. Это неизбежный и неостановимый процесс. Вопрос лишь в том, будем ли мы меняться по своей воле или нашу траекторию за нас определит кто-то или что-то другое (другие люди или внешние условия).
- Мы всегда делаем лучший выбор. В каждый момент времени мы принимаем лучшие из доступных нам решений. Поэтому в коучинге ситуации разбираются не с позиции «я был неправ»: задача коуча — помочь клиенту понять, почему он поступил именно так, какие условия сделали это решение лучшим из возможных.
Принципы Милтона Эриксона взяла за основу Мэрилин Аткинсон. Она занималась НЛП и консультировала менеджеров в крупных компаниях. В какой-то момент она поняла, что людям нужна помощь в решении не только рабочих, но и персональных задач. Так появился коучинг как методика консультирования.
Три условия коучинга
Коучинговая работа строится на нескольких основных принципах:
- Доверие. Клиент должен доверять коучу, а коуч — клиенту. Задача коуча — создать безопасное, безоценочное и доверительное пространство, в котором клиент сможет разбираться со своими трудностями и искать ответы на свои вопросы.
- Равноправие. Коучинг — это равноправное партнерство, в котором нет «ведущего» и «ведомого». И коуч, и клиент находятся на одной иерархической ступени — они оба взрослые люди, способные делать выбор и нести за него ответственность. Коуч должен придерживаться недирективных методов: то есть не решать за клиента, как тому достигать своих целей, не оценивать и не учить.
- Наличие цели. Коучинг не работает с абстрактными запросами. Это прикладная методика. Поэтому коучинговая работа строится вокруг цели клиента, которая должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реальной и должна находиться в зоне контроля клиента (формулировка цели по SMART). Можно приходить и без четкой формулировки — коуч поможет ее создать на первых сессиях. Например, клиент может прийти к коучу с запросом: хочу зарабатывать больше денег. Первым делом клиент, опираясь на вопросы коуча, более четко сформулирует задачу (например, сколько денег он хочет зарабатывать, к какому моменту, насколько это реалистично в его условиях и что он готов для этого сделать). В результате запрос будет звучать примерно так: хочу зарабатывать 50 тысяч руб. в месяц на своей линейке ароматических свечей через три месяца.
Ольга Сахарова, коуч PCC ICF, автор курса «Мастерство коучинга» онлайн-школы «Психодемия»:
«В коучинге мы чаще всего работаем по простой схеме, предложенной Тимоти Голви: «Осознание — Выбор — Ответственность». Задача коуча — для начала помочь человеку осознать, чего он хочет и какие у него есть ресурсы для этой цели. Второй этап — помочь человеку самостоятельно сделать выбор, как двигаться дальше. Третий этап, чтобы прийти к сформулированной цели, — это принятие на себя ответственности за сделанный выбор и те шаги, которые он будет делать, чтобы этой цели достигнуть».
Каким бывает коучинг?
В коучинг можно прийти с практически любой темой из любой сферы жизни: персональное развитие, привычки и отношения с людьми, карьерные изменения, бизнес-кейсы и так далее. С действительно специфическим и продуманным запросом на определенную тему можно пойти к коучу, который специализируется на этой тематике. Самые популярные направления:
- Лайф-коучинг. Работает с личными темами: достижение конкретных целей, поиск смыслов, адаптация к изменениям, разбор установок, которые мешают что-то делать, изменение привычного образа жизни, отношения с людьми и так далее. Например, «Хочу сделать Х, но не делаю», «Не могу решить между опциями А и Б», «Не получается следовать плану», «Хочу изменить отношение к работе» и так далее.
- Корпоративный или бизнес-коучинг работает с корпоративными задачами. Чаще всего руководитель или организация нанимает коуча для наблюдения и работы с определенными членами команды или с командой целиком. Отличительная черта этого вида коучинга — здесь задачу коучу ставит руководитель-наниматель (заказчик), а не сам клиент, с которым коуч будет работать. Например, «Развить определенные навыки у сотрудников», «Улучшить командную работу», «Развить управленческие качества менеджеров» и так далее.
- Карьерный, образовательный и т.д. коучинг — эти и другие подвиды коучинга прицельно работают с конкретными запросами (карьерой или учебой, например).
Техники коучинга
Основная механика коучинга — вопросы. Задача коуча — задавать вопросы, с помощью которых клиент формулирует, какие препятствия есть на пути к его целям, и решения, которые подходят именно ему. Для этого есть разные фреймворки и методики (многие из которых, кстати, можно использовать самостоятельно для селф-коучинга).
Модель GROW
Эта модель часто используется для структурирования коучинговой сессии. В модели четыре смысловых блока вопросов, с помощью которых клиент исследует свой запрос с разных сторон. Коуч использует их в том порядке, в котором они естественным образом встраиваются в разговор:
- Goal (Цель). На этом этапе коуч выясняет цель клиента. Здесь важно понять, чего именно клиент хочет достичь (в тех терминах, которые он сам использует). Примеры вопросов: «Чего ты хочешь» или «Почему для тебя это важно».
- Reality (Реальность). Здесь коуч исследует текущую ситуацию. Вопросы: «Что ты сейчас в этом направлении делаешь», «Что влияет на твое движение к цели».
- Options (Возможности) или Obstacles (Ограничения). На этом этапе коуч вместе с клиентом проводит ревизию ресурсов и возможных стратегий действия в контексте этих ресурсов. Здесь используются вопросы: «Что тебе сейчас мешает», «Что ты можешь сделать, чтобы достичь этой цели», «Кто или что могло бы тебе помочь», «Как другие люди достигали таких целей» и «Какой из вариантов ты хочешь попробовать».
- What to Do или Will (Намерение). На этом этапе клиент формулирует, что он готов сделать для достижения цели, отвечая на вопросы: «Какой самый первый и самый простой шаг ты готов сделать», «Когда ты это сделаешь», «Как будешь отслеживать прогресс» и «Что может тебе помешать».
Сильные вопросы
Так называют вопросы, на которые у клиента нет готового ответа. Они помогают клиенту задуматься о своих ценностях, установках, потребностях и убеждениях. Цель сильных вопросов — помочь клиенту заметить, что влияет на его поведение, мышление или эмоции.
Пример сильных вопросов — сдвиги. Это вопросы, которые предлагают клиенту посмотреть на ситуацию с непривычной точки зрения. Сдвиги могут быть временными («Прошло полгода, и ты достиг своей цели. Как ты этого добился?»), личностные («Если бы ты мог посмотреть на эту ситуацию глазами своего руководителя, что бы ты увидел?»), ресурсные («Если представить, что у тебя есть все необходимые ресурсы, что ты бы сделал в первую очередь?») или даже волшебные («А вот представь, что у тебя есть волшебная палочка, что бы ты сделал в этой ситуации?»)
Другой пример сильных вопросов — разбор смыслово-заряженных терминов клиента. У слов типа «свобода», «смысл», «достижение», «успех» очень много значений, и большинство людей используют их по-разному. Поэтому на коуч-сессиях часто звучат вопросы типа «А что именно для вас значит свобода» или «Что вы имеете в виду под самореализацией».
Но в целом сильный вопрос — это любой вопрос, который попадает в «слепую зону» клиента и позволяет ему увидеть свою ситуацию или свой запрос с непривычной точки зрения.
«Муха на стене» или четыре точки восприятия
Упражнение устроено так: сначала вы со своей стороны описываете ситуацию, которая случилась недавно и вызвала у вас отчетливо негативные эмоции. Потом вы описываете ее же, но с точки зрения другого человека, который тоже в ней участвовал. Третий раз — со стороны человека, который просто шел мимо и не знает вас. Наконец — со стороны незаинтересованного наблюдателя (муха на стене), который вообще не имеет представления о том, что значат проявления человеческих эмоций.
Это упражнение помогает разобраться, как и почему некоторые ситуации вызывают у нас сложные эмоции, и научиться реагировать на них более осознанно.
Обучение коучингу
Коучинг — это не академическая дисциплина, ему нельзя обучиться в обычном университете и получить диплом о высшем образовании. Существуют образовательные программы, аккредитованные Международной Федерацией Коучинга (ICF) — они используют официальные программы обучения и выдают дипломы, которые признаются во всем мире. Список аккредитованных программ можно посмотреть на сайте ICF Global [2].
Карьера коуча предполагает постоянное обучение и профессиональное развитие. Существует три уровня квалификации коучей:
- Ассоциированный Сертифицированный Коуч (ACC) — нужно пройти 60 часов теоретического обучения и получить не менее 100 часов практики.
- Профессиональный Сертифицированный Коуч (PCC) — 125 часов теории и 500 часов практики.
- Сертифицированный Мастер Коуч (MCC) — 200 часов теории и 2500 часов практики.
Чтобы получить первый уровень сертификации, нужно закончить первый этап обучения. На нем расскажут, как не навредить клиенту, как выстроить структуру сессии, как сформировать, поддерживать и менять отношения с клиентом. После изучения основ можно начинать практиковать как «коуч, обучавшийся в соответствии со стандартами ICF». Через 100 часов практики можно пройти сертификацию на уровень АСС.
В выборе школы стоит обратить внимание на наличие сертификации ICF (и на то, как давно она была выдана). Дальше — вопрос личных предпочтений. Важно, чтобы люди, с которыми придется провести полгода учебы, были вам интересны, приятны и в целом комфортны. Можно почитать отзывы о них как о коучах и как преподавателях. Также стоит посмотреть на отзывы самих учеников.
Эффективен ли коучинг?
Не существует объективно эффективных помогающих практик, работающих всегда и для всех. Многое зависит от коуча (уровня его компетенций, опыта, личных качеств), клиента (его готовности работать, важности для него задач, которые он приносит на коучинг) и от того, насколько они друг другу подходят.
Ольга Сахарова, коуч PCC ICF, автор курса «Мастерство коучинга» онлайн школы «Психодемия»:
«Коучинг легко подстраивается под текущие потребности клиента. Например, 10 лет назад люди только начинали понимать, что когда ты ставишь цели, что-то в жизни меняется: ты по-другому начинаешь ко всему относиться и получаешь больший результат. Тогда в коучинге много занимались целеполаганием.
Теперь целеполагание стало общим местом: люди стали чаще приходить с уже сформулированными целями и с запросом на большее понимание себя: как мне составить такие планы, которые будут учитывать особенности моей личности и моей ситуации. Поэтому сейчас целью коучинга чаще всего становится развитие у людей осознанности — как научиться осознавать свои убеждения и представления о мире, как они помогают или мешают достигать цели.
Раньше казалось, что причина успеха одних людей — в том, что они знают то, чего не знают другие. Но сейчас любой может найти информацию по любому вопросу и пройти любое обучение. Но это не сильно влияет на то, с какой скоростью ты достигаешь своих целей. Коучинг помогает людям в этом контексте перенасыщения информацией понять, что тебе действительно нужно и как использовать то, что у тебя уже есть».