Что такое nearshoring и почему это бизнес-модель будущего

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Кризисы последних лет масштабно влияют на корпорации и разрушают привычные цепочки поставок. Новая модель nearshoring может сделать бизнес более устойчивым перед лицом будущих вызовов

Что такое nearshoring

Nearshoring — это перемещение производства и в целом бизнеса ближе к главному хабу. Пандемия COVID-19 серьезно подорвала производство в большинстве стран. Причиной стали закрытие зарубежных заводов, нехватка морских контейнеров и дефицит рабочей силы. В 2022 году последствия все еще ощущались. Более того, ситуация усугубилась политической нестабильностью в мире. Например, в апреле 2022-го компаниям требовалось в среднем 100 дней, чтобы получить производственные материалы, что представляет собой рекордный показатель за всю историю (в апреле 2021-го этот срок составлял 79 дней, в мае 2019-го — 72).

Недавнее исследование Bank of America показало, что более 80% глобальных секторов столкнулись с нарушениями в цепочке поставок во время пандемии. В результате 75% компаний сейчас возвращают некоторые операции, выполнявшиеся за рубежом, на родину. Действенным способом решения проблем может быть nearshoring.

Почему nearshoring — модель будущего

Nearshoring обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с производством в дальних странах (offshoring):

  • близко расположенные предприятия разблокируют местную цепочку поставок — например, в США дешевле везти товары из Мексики, чем из Китая или Вьетнама;
  • подход обеспечивает гораздо более быстрое получение товаров, что делает его идеальным для компаний, которые страдают от задержек в доставке;
  • компания и ее производственный центр находятся в одном часовом поясе, что позволяет устранить задержки в общении;
  • облегчается сотрудничество — представителям компаний намного легче проводить личные встречи и посещать объекты, если они расположены в соседней стране, что делает управление более эффективным.

Почему nearshoring еще не используется повсеместно

Более низкие транспортные расходы привлекательны, однако такие страны, как Вьетнам, Индия и Китай, могут похвастаться самыми низкими производственными затратами. Сырье также может быть дешевле в другой части планеты. В краткосрочной перспективе перенос производства издалека в соседнюю страну и создание там новой команды влечет за собой определенные расходы. Компании также должны быть уверены, что местная экономика сможет справиться с нагрузкой.

Фото:Pexels
Социальная экономика Гамаки, подушки, свечи: 6 полезных аксессуаров для домашнего офиса

Пример Zara свидетельствует о преимуществе nearshoring

Испанский конгломерат Inditex в работе со своим брендом Zara придерживается модели nearshoring, за счет чего процветает даже в 2022-м — за первые два квартала года чистая прибыль компании составила $812 млн, что на 80% больше, чем в 2021-м. Подход корпорации включает в себя следующие аспекты.

Доступ к местной цепочке поставок

За счет этого компания может быстро пополнять запасы, реагировать на модные тенденции и интересы потребителей. Zara производит и поставляет в магазины одежду всего за две недели, тогда как для других брендов этот показатель чаще всего составляет несколько месяцев. По данным McKinsey & Company, компания выпускает 24 коллекции одежды в год. Для сравнения: H&M предлагает только 12-16 годовых коллекций.

Поддержка низкого уровень запасов

Inditex старается не заполнять склады прошлыми коллекциями. Для этого ее бренды используют малосерийные заказы. Такой подход помогает избежать потерь и создает иллюзию дефицита, что повышает потребительский спрос. Это позволяет брендам быть гибкими и ускорять приток товарных запасов, чтобы сохранить доступность продукции. За счет этого компания успешно противодействует кризисам в глобальной цепочке поставок.

Ориентированная на клиента маркетинговая модель

Вместо того, чтобы производить и продавать универсальные товары, Zara ориентируется на потребности и поведение своих клиентов. Бренд полагается на данные о потребителях и аналитику для формирования своей цепи поставок. По данным Гарвардской школы бизнеса, Inditex отслеживает товары в режиме реального времени, чтобы увидеть, что продается, а затем реагирует соответствующим образом. Новые запасы напрямую зависят от спроса покупателей.

Обновлено 21.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть