Об авторе: Марина Львова, эксперт в области человекоцентричного организационного дизайна, бывший директор по организационному развитию hh.ru
Гендерный вопрос и карьера в России
В конце 1980-х СССР был единственной страной в мире, где формально было достигнуто гендерное равенство в силу особенностей поствоенного развития, которое требовало привлечения максимального количества рабочей силы, а значит и закрепления равных трудовых прав на законодательном уровне. В 1990-е, с приходом капитализма, ситуация усложнилась: в условиях выживания женщины вынуждены были брать на себя как непрестижную и неквалифицированную работу, так и продолжать заниматься домашними делами, при этом советское гендерное равенство осталось в прошлом. Это привело к тому, что многие российские женщины, уставшие от двойных, а то и тройных смен, видели сценарий «степфордской жены», предпочитающей уход за семьей построению карьеры, как более предпочтительный, что отразилось на кадровом рынке.
Сегодня примерно 94% позиций в советах директоров российских компаний занимают мужчины, согласно данным Российской экономической школы. При этом исследование бизнес-школы Imperial College в Лондоне, которое проводилось с 1996 по 2013 год показало, что менее эффективные в бизнесе компании чаще не показывают расового и гендерного разнообразия в своих советах директоров.
Карьерное гендерное неравенство еще больше усугубила пандемия: на плечи женщин во время всеобщего локдауна и удаленки легло еще больше неоплачиваемой домашней работы, поскольку были закрыты школы и детские сады. Согласно данным отчета Global Gender Gap 2022, женщины и до этого тратили на домашнюю неоплачиваемую работу 55% своего времени, в то время как мужчины — всего 19%.
В борьбе с гендерным неравенством на рабочих местах призвано помочь квотирование — например, во Франции с 2011 года действует квота, согласно которой в советах директоров компаний, котирующихся на биржах, с численностью сотрудников больше 500 или с ежегодным оборотом более €50 млн должно быть не менее 40% женщин. Аналогичные квоты есть в Германии, Италии, Австрии, Нидерландах, Великобритании и других странах.
В России этот институт не развит, а квотирование как концепция до сих пор встречает сопротивление среди топ-менеджеров: согласно опросу Kontakt InterSearch Russia, в 2020 году 11% женщин и 62% мужчин высказались против квотирования. В 2022 году среди противников квотирования оказались уже 54% женщин и 85% мужчин.
Что мешает равенству
Российские женщины действительно чаще претендуют на более низкую зарплату, чем мужчины, поскольку согласны на менее ответственную работу, высвобождающую больше времени для домашних дел. Мужчина же может задерживаться на работе, ездить в командировки — то есть с точки зрения работодателя якобы более эффективен. Самые большие разрывы в зарплатных притязаниях между мужчинами и женщинами в сфере добычи сырья: в 2020 и 2021 году женщины просили платить им ₽51 тыс., а мужчины — ₽91 тыс. в месяц, свидетельствуют данные hh.ru.
Женщина чаще отказывается уезжать из своего города, вынуждена уходить с работы раньше, чтобы забрать ребенка из детского сада, и регулярно брать больничный, когда он болеет. При этом у мужчины и женщины могут быть равные компетенции и уровень интеллекта, но бизнес предпочтет нанять мужчину. Традиционно это объясняется более низким образованием среди женщин, но исследования показывают, что даже при более высоком уровне образования им все равно платят меньше.
«В странах, где значительную роль играет неформальная экономика, к числу которых относится и Россия, женщины чаще сталкиваются с заниженной оплатой труда потому, что они чаще работают неформально и менее защищены, чем мужчины», — заявляла заместитель генерального директора Международной организации труда (МОТ) по вопросам политики Дебора Гринфилд.
К тому же у многих руководителей — как мужчин, так и женщин — до сих пор есть предубеждение о том, что мужчине следует платить больше, потому что ему нужно содержать семью, а женщина зарабатывает «себе на булавки».
Рассуждения о стратегии поддержки женщин всегда сталкиваются с социальной обстановкой. Сложно обеспечить гендерное равенство в стране, где государственные сады работают до 18:00 и фактически не работают ясли. В реальности женщины часто не могут полноценно работать до достижения ребенком трех лет. Поэтому государству в первую очередь нужно обеспечить женщине возможность работать и обратить внимание на социальную сферу.
По данным Росстата за 2020 год, в стране 1,8 млн руководителей-женщин против 2,2 млн мужчин. Среди специалистов разного уровня квалификации женщины преобладают среди медицинского персонала среднего уровня, работников сферы обслуживания и торговли. То есть большинство российских женщин все же не работают на удаленке. Это кассиры, разнорабочие, контролеры складов, комплектовщики. Их зарплаты не хватит на няню, а плотный график не предусматривает время на переобучение. Мамам в декрете также стоит предоставить реальные возможности получить образования (обучение, которое предоставляют центры социальной защиты, как правило, не дает никаких перспектив).
Инициативы бизнеса и государства
Национальная стратегия Минтруда в интересах женщин до 2030 года предусматривает помощь женщинам в преодолении профессиональной сегрегации, развитие корпоративных программ, поддерживающих женщин, женское предпринимательство, образование. Отдельно — стимуляцию участия женщин в общественно-политической жизни. Этот рамочный документ приходит на смену прежней стратегии ведомства, работавшей с 2017 по 2022 год. Пока конкретные задачи под новую стратегию не обозначены.
В архиве Государственной думы есть Законопроект № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». В частности, он предусматривал меры по защите женщин при приеме на работу, сбор гендерной статистики, защиту мужчин в сфере воспитания детей и при занятости на вредных производствах. Документ внесен в нижнюю палату парламента в 2003 году и был рассмотрен во втором чтении только в 2009. Затем, после серии внесения поправок, рассмотрений комитетами и продления сроков, в 2018 году законопроект депутаты отклонили.
Новая стратегия Минтруда сформулирована более узко: защита женщин от дискриминации на рынке труда. Сбор гендерной статистики, защита от оправдания гендерной дискриминации и мужчин, и женщин с точки зрения такой стратегии выглядят как будто менее важными.
Между тем компании, в совете директоров которых есть хотя бы одна женщина, имеют среднюю рентабельность капитала (ROE) 12,2% по сравнению с 10,1% компаний, в которых нет женщин-директоров, свидетельствуют данные Credit Suisse от 2014 года. На каждый доллар финансирования стартапы, основанные женщинами, принесли 78 центов. Стартапы, основанные мужчинами, — 31 цент, говорится в исследовании BCG.
Бизнесу выгодно поддерживать женщин и потому, что таким образом компания обеспечивает себе больше трудовых ресурсов. Один из заводов в Липецкой области столкнулся с проблемой найма: несколько предприятий конкурировали за мужчин в регионе. Тогда на те же самые позиции завод стал нанимать женщин. В результате на предприятии вырос средний срок работы специалиста (женщины реже пьют и меняют работу). Зарплаты в гонке за мужчин повышать не пришлось.
Россия приближается к демографической яме — на 1000 человек трудоспособного возраста приходятся 328 детей и 421 пенсионер, свидетельствуют данные Росстата, и ситуация будет только ухудшаться. Компании, выставляющие много требований к кандидатам при найме вроде возраста, убеждений, половой принадлежности, будут проигрывать конкуренцию за квалифицированные кадры.
Поэтому бизнесу выгодно обеспечивать любое равенство и поддерживать женщин-профессионалов в частности. Компаниям стоит создавать детские комнаты на рабочих местах, софинансировать детские лагеря, продумывать программы по ведению беременности по ДМС на период всего декретного отпуска (более 90% женщин хотят вернуться к работе во время декретного отпуска, свидетельствует исследование Selfmama).
У работодателя, который организовал детскую комнату, хотя бы частично оплачивает образование и гарантирует поступление в университет, риск увольнения сотрудников гораздо ниже. Создание детской комнаты на рабочем месте, например, гарантированно увеличивает время работы человека в компании в день — если ребенок под присмотром, то сотрудник не спешит быстрее уйти с работы. Также на уровне лояльности хорошо сказываются расширенные пакеты ДМС на семью и прочие бенефиты, связанные со здоровьем.
В ближайшие 10-20 лет конкуренцию за кадры будут выигрывать компании, оказывающие социальную поддержку семьям с детьми. ЮНИСЕФ уже призывает бизнес и политиков направить фокус внимания на семьи и сотрудников с детьми, создать им условия. Поддержка семей и людей с детьми в странах Северной Европы за последние 50 лет обеспечили рост ВВП на душу населения на 10–20%, приводит данные организация. Во многом — именно благодаря увеличению занятости женщин.