Об эксперте: Кирилл Александров, генеральный директор компании «Котлетарь», слушатель программы МВА в бизнес-школе «Сколково». Предприятие занимается производством замороженных полуфабрикатов из мяса и эко-продуктов — котлет, пельменей, наггетсов — из соевых белков. Компания работает на рынке продуктов питания 25 лет.
Китайская логистика и дефицит грузовиков
— С какими трудностями столкнулся ваш бизнес за последнее время? Пришлось ли из-за них менять бизнес-модель?
— В марте у нас был очень сильный прирост по продажам. В апреле рынок просел, и объем заказов заметно снизился. Сейчас всё вроде как более-менее выравнивается. Были также некоторые трудности с ингредиентами и упаковкой.
Что касается пластиковой упаковки. К нам ехал контейнер из Китая. Как нам рассказал поставщик, в порту его не принимали. Из-за этого пришлось искать альтернативных поставщиков. Вернее, они у нас были, но пришлось резко на них переключиться. Хотя Россия и Китай друг с другом санкциями не обменивались, сложности в цепочках поставок возникли.
— Какие проблемы были с ингредиентами?
— Некоторые поставщики сказали нам: «Ребята, вот у нас есть некоторый запас на российских складах. Это все, что мы можем вам продать, на большее не рассчитывайте». Нам опять же приходилось переключаться на отечественных поставщиков. Подбирать, смотреть, чтобы продукция была подходящей по вкусу.
Этим вопросом у нас занималась технолог, отвечающая за разработку продукции. Она только этим — поиском российских альтернатив, сохранением текущей линейки продуктов — и занималась пару месяцев.
— Повлияли ли на вас скачки курсов валют?
— Да, мы планировали приобрести транспорт и покупку пришлось отложить. Но здесь сыграли свою роль не только валютные курсы, но и кризис в целом.
Стоимость грузовиков, которые мы хотели закупить, резко выросла как из-за роста курса валют, так и из-за того, что на рынке России сейчас очень сильный дефицит. Доллар откатился назад, а цена тягачей не снизилась: спрос очень сильно превышает предложение.
Нам могут продать за бешеный ценник отечественный «Камаз», либо тоже очень дорого — какой-нибудь Man или Scania. Но уже в июле или августе. При этом гарантий, что нам отгрузят машину, нет. То есть можно прождать и ничего не получить.
— Вы сталкивались с проблемами, связанными с оборудованием?
— У нас стоит оборудование из Германии и Австрии. Мы прощупывали данный вопрос, чтобы подстелить соломку. Связывались с российскими представительствами компаний. Нас призвали не паниковать, сказали, что не хотели бы уходить из России. Заверили, что постараются продолжить поставки. А так, мы уже задумывались о закупках оборудования или через Казахстан, или как-то напрямую выходить к западным поставщикам.
Мощное комьюнити vs панические настроения
— Помогла ли вам как-то практика в Школе управления «Сколково»?
— Мы очень много общаемся с другими предпринимателями: у кого какие сложности, кто как их решает, какие у кого есть мысли и идеи. Вот это очень помогает.
Недавно вернулся с модуля на Камчатке. Все делятся своим опытом, все очень открытые и готовы друг другу помогать. На самом деле, в «Сколково» основная ценность — это комьюнити, которое они сумели создать. Как преподавательское, так и комьюнити студентов.
— Какое настроение доминирует среди предпринимателей, с которыми вы общаетесь?
— Первое время настроения были сильно упаднические. Кто-то уехал из страны, кто-то сильно этим вопросом озадачился. Сейчас, видимо, прошел первый шок. Люди взяли себя в руки и думают, что можно сделать в сложившейся ситуации, как развивать бизнес. Обсуждают новые идеи, начинают создавать друг с другом совместные проекты. Становится более-менее понятно, что делать.
— Были ли у вас панические настроения в феврале 2022 года?
— Конечно были, потому что я живу в России. Достаточно близко к сердцу все воспринял. Мыслей об отъезде из страны не было, поскольку у меня здесь бизнес, семья. У меня здесь вообще все. Но чувство изоляции сильно давило и давит.
— Сейчас что-то изменилось? Вы строите планы, прогнозы?
— У нас такой сегмент продаж — средний и эконом. Для себя мы вроде понимаем, что люди будут есть всегда. Наша продукция в кризис всегда пользуется спросом. С продажами и спросом у нас, наверное, проблем не будет. С другой стороны, это не сильно радует, потому что общий уровень жизни в стране снижается.
То есть мы понимаем, что у нас в компании все будет более-менее хорошо, а вот за счет чего хорошо — эта мысль не сильно греет.
Непредсказуемые условия и идеи от конкурентов
— Планируете поднимать цены на свою продукцию?
— С января по 1 мая мы достаточно серьезно подняли цены, процентов на 20. Поэтому сейчас, наверное, уже ничего поднимать не будем. Потому что и на полках наша продукция уже выросла в цене, и b2b-клиенты говорят, что уже все, уже дальше никак.
Мы и сами не рады. Но приходилось поднимать цены, поскольку были месяцы, когда вроде большой объем продаж, а прибыли нет из-за существенного роста себестоимости производства.
— Удастся ли вам сохранить команду в кризис?
— Мы не планируем сокращений. Ожидаем, что спрос на нашу продукцию если не будет расти, то хотя бы останется стабильным. Это позволит нам сохранить команду, и работать над запуском новых проектов.
— Ваш бизнес сейчас находится в устойчивом положении?
— Боюсь сглазить. С одной стороны, наш сегмент никуда не денется. С другой, как показали последние несколько месяцев, прилететь может с любой, с самой неожиданной, стороны.
Загадывать, что все будет хорошо или плохо, я бы сейчас не хотел. Надеюсь, что все будет нормально, но основные последствия всех этих мероприятий наступят ближе к осени. Это непредсказуемая история. Сегодня прогнозы — очень неблагодарное дело.
— Что бы вы порекомендовали предпринимателям, которые работают в кризисных условиях?
— Мне очень сильно помогает общение — где-то с конкурентами, где-то с людьми из других областей. Люди всегда очень по-разному решают проблемы и могут предложить идеи, которые вам и в голову не придут. Это спасает.