По самые помидоры: как рынок продовольствия адаптируется к новым условиям

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Из-за кризиса производители овощей столкнулись с серьезным удлинением логистических маршрутов и подорожанием упаковки до 40%. О влиянии новых условий работы на продовольственные цены рассказывает Элене Берая из ГК «Рост»

Об эксперте: Элене Берая, руководитель отдела коммуникаций группы компаний «Рост», слушатель программы СКОЛКОВО МВА-13. Ранее занимала пост директора по развитию в компании «Долина Овощей».

ГК «Рост» приобрела «Долину Овощей» в 2020 году. Сумма сделки не раскрывалась. По экспертным оценкам, она составила ₽25–45 млрд. ГК «Рост» — лидер российского рынка овощей защищенного грунта. Объединяет управляющую компанию, торговый дом, 16 тепличных комплексов площадью 443 га и 5 логистических центров.

Ценные семена и проблемная логистика

— С какими трудностями столкнулся ваш бизнес за последние два месяца? Изменилась ли ваша бизнес-модель?

— Я бы не сказала, что наша компания почувствовала какие-то серьезные изменения. Бизнес-модель мы пока не меняли. Компания находится в довольно устойчивом положении. Крупных проблем пока не видим.

Самая важная часть нашего бизнеса — это все-таки семена, из которых растут овощи, томаты и огурцы. Главным нашим страхом было то, что нам перестанут поставлять семенной материал. Мы его закупаем в Нидерландах. На российском рынке, к сожалению, альтернативы по селекции нет. Но пока наши зарубежные поставщики сохранились.

Фото:Виталий Белоусов / РИА Новости
Зеленая экономика Зри в семя: почему селекция в РФ отстает от мировой и что с этим делать

С другой стороны, заметной проблемой стала логистика. Раньше поставки были быстрыми. Сейчас логистический путь очень увеличился. То, что до кризиса шло две недели, теперь идет месяц. Кроме того, выросла цена закупок. На данный момент она увеличилась примерно на 10%.

— Были ли у вас сложности с упаковкой, с удобрениями?

— Упаковка нашей продукции — это еще одна проблема. Мы работаем с российскими поставщиками упаковки, но сырье они закупают за рубежом. И цена на упаковку выросла на 15–40%.

С удобрениями пока проблем нет. Но, в отличие от упаковки или семян, здесь можно выделить большой плюс — на российском рынке есть альтернативы.

Панический период и продуктовая инфляция

— Помогли ли вам опыт и знания, полученные в Школе управления «Сколково»?

— Да. Приведу конкретный пример. После начала спецоперации на продовольственном рынке возникла паника. Люди раскупали сахар и гречку. Но паника коснулась не только этих товаров. Она затронула всю продукцию из так называемой корзины первой категории. Овощи тоже в нее входят.

В Школе «Сколково» нас часто предостерегали от скатывания в панические настроения. Нас призывали не делать резких движений во время кризисных ситуаций. Так вот, во время ажиотажа на продовольственном рынке в магазинах падали цены на огурцы. Мы не стали снижать цены на свою продукцию, перетерпели двухнедельный панический период. Сейчас по ценам все стабилизировалось.

Фото:Pexels
Социальная экономика Как не паниковать в кризисное время: уроки стоицизма

— Вы планируете поднимать цены на свою продукцию? Все, в том числе и продукты, сегодня дорожает.

— Уровень цен в основном зависит от инфляции на рынке. Понятно, что ситуация кризисная и могут быть ценовые колебания, но в целом мы идем по плану, который раньше наметили на 2022 год.

Важно понимать, что ценники, которые вы видите в магазинах, ставим не мы. Торговые сети закупают у нас по своим ценам, а стоимость продукции на полках — это уже касается самих сетей. Помню, во время пандемии у нас спрашивали, зачем мы задираем цены. На самом деле торговым сетям мы продавали овощи по старой стоимости. А дальше они уже решают сами.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Как меняется продуктовый ретейл: подкаст «Что изменилось? Бизнес»

На овощном рынке много лет держится определенный паттерн. И мы не ждем, что он изменится. Начиная с осени, когда заканчивается грунтовая продукция, цены поднимаются на более-менее высокий уровень. Ну и остаются там примерно до июня, пока на рынок не заходит грунтовая продукция, например, из Краснодарского края. И цены на тепличную продукцию тоже естественным образом понижаются.

Потребительское поведение и возможный дефицит

— Вы видите перспективы в условиях новой экономической реальности? Строите какие-то прогнозы?

— Из-за того, что ситуация изменилась очень резко и быстро, наши прогнозы действительно могут не сбыться. Надеемся, что все как-то стабилизируется и успокоится. Естественно, хочется какого-то мирного исхода из всего этого кошмара.

Но мы пока идем по нашему сценарию, финансовому и коммерческому плану, который утверждали еще до февраля 2022 года. Мы этот план не меняли. Например, планировали запустить на рынок новый продукт, сладкие томаты черри, и запустили его.

Мы не стали откладывать запуск новой продукции, потому что пока потребитель не экономит на продуктах. Торговые сети — как премиальный сегмент, который закупается томатами черри, так и обычный, который берет стандартные томаты и огурцы — заказывают у нас большие объемы.

И судя по этим объемам, российский потребитель пока что не начал экономить. Думаю, это тот же самый потребитель, который уже порезал расходы на отдых и на приобретение новых автомобилей. Но до продуктов дело пока не дошло.

Фото:Андрей Бок / ТАСС
Экономика инноваций Избавиться от «балласта»: эксперты — о действиях бизнеса в кризис

— Ожидаете ли вы дефицита продовольствия на российском рынке?

— Если судить по ситуации в Москве, дефицита продуктов не будет. Российское сельское хозяйство реально очень круто развито. Себя прокормить мы действительно можем. У нас есть вообще все: у нас есть сыр, у нас есть овощи, есть мясо. Возможно, не будет каких-то изысков. Впрочем, их тоже мало кто может себе позволить.

Власти проводили встречу с торговыми сетями, чтобы понять, какая обстановка на рынке и смогут ли сети обеспечить продуктовую корзину российского потребителя. И представители торговых сетей рассказывали, что могут обеспечить все. Не только еду, но и бытовую химию. Все пока хорошо.

— Что бы вы порекомендовали бизнесменам, работающим в новых условиях?

— Я бы посоветовала всегда быть готовым к кризисным ситуациям. Никогда не знаешь, что произойдет. И никогда, никогда нельзя поддаваться панике. Старайтесь рассуждать с холодным умом. Хотя это легко сказать и трудно сделать.

Обновлено 26.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть