Что происходит
- Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics подсчитала, что за три месяца с конца февраля по середину мая 2022 года число авторов — активных пользователей суммарно снизилось на 10% во всех социальных медиа, а объем ежедневных публикаций — на 8%. Тем не менее, «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассники» показали рост.
- Больше всего новых авторов появилось во «ВКонтакте». Их число увеличилось за указанный период на 18%. Там же вырос и объем публикуемого контента — на 12%.
- Второй по популярности — Telegram. Там стало на 23% больше новых пользователей и на 2% больше публикуемого контента.
- В «Одноклассниках» прирост авторов составил 4%. При этом количество публикаций сократилось на 4%.
- Больше всего потерял китайский TikTok из-за отключения для пользователей из России возможности публиковать видеоролики. На платформе стало на 76% меньше активных авторов и на 79% меньше опубликованного контента.
- Instagram (с 21 марта запрещен в России) потерял 54% авторов и 55% публикаций.
- Немного меньше потерь у Facebook (также запрещен в России): 33% пользователей и 40% контента.
- Похожие показатели у Twitter из-за замедления Роскомнадзором доступа к платформе: число авторов снизилось на 34%, а объем контента — на 39%.
- Меньше всего потерял YouTube, поскольку избежал блокировки. На платформе пользователей стало меньше на 15%, а публикаций на 19%.
Что это значит
В России с 4 марта 2022 года заблокирован Facebook, а с 14 марта — Instagram. 21 марта российский суд признал экстремистской деятельность компании Meta и запретил принадлежащие ей социальные сети Instagram и Facebook. Это произошло из-за того, что руководство Meta Platforms временно разрешило жителям некоторых стран публиковать призывы к насилию в отношении к граждан России, в том числе военнослужащих и должностных лиц.
Правда, стоит отметить, что пользоваться заблокированными соцсетями россиянам можно. За публикацию контента на этих платформах, в том числе через VPN, пользователь ответственности не несет. Согласно пояснению Генпрокуратуры России, которая и подала иск против Meta, решение «не направлено на ограничение действий по использованию программных продуктов Meta как физическими, так и юридическими лицами, не принимающими участие в запрещенной законом деятельности».
И все же, запрет Instagram и Facebook привел к перетоку российских пользователей из иностранных соцсетей в отечественные, и исследование Brand Analytics позволяет оценить его масштабы.