Российские ученые оценили воздействие пандемии на креативные индустрии

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Эксперты ВШЭ оценили эффекты коронакризиса для креативной экономики — несмотря на сокращение числа организаций, за исключением образовательных проектов, занятость в данном секторе растет

Что происходит

  • Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ провел масштабное исследование влияния пандемии коронавируса на предпринимательскую активность и занятость в креативных индустриях России: несмотря на сокращение числа организаций в данной отрасли, количество специалистов творческих профессий на российском рынке труда растет.
  • Согласно исследованию, предпринимательская активность в креативном секторе соответствует общероссийским трендам — с 2016 года наблюдается сокращение числа организаций креативных индустрий. Это связано с отсутствием роста благосостояния населения, недостаточным инновационным потенциалом, а также дефицитом реальных примеров бизнес-успехов.
  • В пандемийный 2020 год 14 из 15 креативных индустрий показали снижение числа организаций по сравнению с предыдущим годом. Максимальный спад наблюдался в сферах фотографии (минус 22,5%), рекламы и пиара (минус 18,1%) и ювелирного дела (минус 16,6%), в то время как единственным видом деятельности, продемонстрировавшим незначительный рост, стало образование в креативных индустриях.
  • Более половины ликвидированных организаций относятся к двум регионам — Москве и Санкт-Петербургу. На них пришлось 52,8% сокращений.
  • Несмотря на снижение числа организаций, в креативной отрасли наблюдается расширение занятости. Исследователи отмечают, что этот рост происходит в первую очередь за счет повышенного спроса на специалистов в других секторах экономики, таких как промышленность, торговля и профессиональные услуги, которые обеспечили примерно 70% роста.
  • В целом в России в 2020 году численность работников, занятых в творческих профессиях в традиционных отраслях, составила 2,1 млн, в то время как на подобных специалистов собственно в самих креативных индустриях пришлось лишь 1,2 млн человек.

Что это значит

Термин «креативная экономика» в международный лексикон ввел британский писатель Джон Хокинс, — в 2001 году он опубликовал книгу «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги». Это понятие включает в себя как одни из старейших видов деятельности в мире — архитектура, промыслы и ремесла, — так и новые отрасли, появившиеся в эпоху цифровых технологий, — дизайн, реклама и пиар, компьютерные игры, телевидение.

Фото:FA Bobo / PIXSELL / PA Images / ТАСС
Экономика инноваций Что такое креативные индустрии?

В настоящее время на креативную экономику приходится около 6,1% мирового ВВП, — по оценкам ООН, творческие индустрии приносят годовой доход в размере $2,25 трлн и обеспечивают 30 млн рабочих мест по всему миру. Креативная экономика по праву считается «экономикой будущего», — она стимулирует инновации и диверсификацию, является важным фактором роста сектора услуг, поддерживает предпринимательство и способствует культурному разнообразию. Именно поэтому ООН объявила 2021 год «Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития».

Исследование ВШЭ в очередной раз подтверждает мировую тенденцию к росту «интегрированной» занятости специалистов креативных индустрий: в настоящее время наблюдается бум востребованности творческого труда у крупных компаний, которые ищут новые источники повышения конкурентоспособности и новые рынки. Таким образом, можно сказать, что креативная экономика постепенно выходит за рамки исключительно творческих организаций и внедряется в самые разные отрасли.

Обновлено 27.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть