Люди с РАС на рынке труда
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушения развития, которые вызывают у человека проблемы с коммуникациями и социализацией. Людям с РАС сложно выражать эмоции и общаться с окружающими, часто они бывают замкнуты в себе, им тяжело даются изменения в жизни, для них очень важны ясность, упорядоченность и повторяемость действий.У каждого человека с аутизмом набор особенностей индивидуален, поэтому и возможности роста у всех разные — кто-то устраивается на работу в крупную IT-компанию, а кто-то не может научиться чистить зубы.
Светлана Тюшкевич, старший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ:
«За рубежом на свободный рынок труда выходит не более 14–15% молодых людей с аутизмом, столько же работают в обычных условиях, но требуют постоянной поддержки. Наибольший процент (41%) молодых людей работают в специальных мастерских и центрах занятости, иногда на условиях волонтерства. У 15% профессиональной активности практически нет. Спектр профессиональной направленности людей с аутизмом в США удивляет: они составляют 40% мусорщиков Нью-Йорка и 50% специалистов «Кремниевой долины».
Согласно результатами исследования ВЦИОМ и фонда «Обнаженные сердца», у 12% опрошенных россиян в окружении есть люди с аутизмом. Треть из них (31%) обладают трудовым опытом, 57% никогда не работали.
При грамотном подходе и поддержке специалистов большинство людей с РАС все же могут стать в разной степени самостоятельными, получить профессию и зарабатывать деньги. В последние годы в России появляется все больше программ и социальных инициатив, которые помогают людям с аутизмом устроиться на работу.
В марте 2020 года компания компания «МВС Груп», специализирующаяся на ИТ-решениях в сфере безопасности дорожного движения, инициировала проект по трудоустройству людей с аутизмом. Сегодня в компании трудятся уже 14 сотрудников с аутизмом.
Стажеры с аутизмом проверяют изображения с комплексов фотовидеофиксации и работают с задачами, которые связаны с разметкой данных и обучением нейросети. Для новых сотрудников компания переоборудовала свой офис: появилось рабочее пространство с минимальным количеством внешних раздражителей и специальная зона отдыха. С каждым работником в период адаптации работает специально обученный трудовой наставник.
По словам Анны Шапиро из «МВС Груп», работодатели недооценивают, насколько эффективно может быть сотрудничество с людьми с аутизмом. Многие из них особенно внимательны к деталям, усидчивы, способны эффективно выполнять рутинные задачи без потери концентрации и внимания.
Анна Шапиро, директор по персоналу «МВС Груп»:
«Нам бы хотелось, чтобы бизнес понимал, что ребята с особенностями могут работать наравне со всеми, если задействовать их сильные стороны. Как и с любым другим сотрудником, важно видеть индивидуальность каждого и его интересы. Кто-то полностью реализует себя в роли исполнителя задач, кому-то ближе творческие задачи, а другим нравится развивать свои навыки в технической сфере. Как показал наш опыт, создать комфортную работу сотрудникам с аутизмом возможно и посильно любой компании. Самое главное — начать».
Ежедневные планерки и смысл жизни: опыт инклюзивных мастерских
«Простые вещи» — это шесть мастерских в Петербурге, где работают взрослые люди с ментальными особенностями. Сегодня здесь официально трудоустроено 39 особенных мастеров плюс те, кто пока на испытательном сроке — они пробуют себя, присматриваются, адаптируются.
Вместе с волонтерами и ведущими мастерами участники проекта создают керамическую посуду, текстиль, деревянные изделия, мебель, аксессуары, джемы и карамель. Все это идет на продажу, но основная цель проекта, конечно, отнюдь не коммерческая.
Елизавета Коваленко, специалист по PR в инклюзивных мастерских «Простые вещи»:
«Все процессы в наших мастерских в первую очередь заточены на удовлетворение потребностей людей с ментальными особенностями. На каком-нибудь другом производстве — например, на швейной фабрике — коллектив старается больше шить, придумывать красивый дизайн. Мы о таком тоже думаем, но для нас на первостепенно строить процессы так, чтобы люди с ментальными особенностями получили работу и им было комфортно».
В начале каждого рабочего дня все работники «Простых вещей» собираются в кругу и четко проговаривают, что конкретно они будут делать. Этот порядок дел может быть озвучен еще несколько раз, так как людям с аутизмом и другими особенностями развития крайне важны четкие и понятные инструкции, так ребята намного эффективнее работают.
Елизавета отмечает, что инклюзивные мастерские нужны не только мастерам. Для сотрудников и волонтеров проект порой становится ответом на самый главный философский вопрос.
Елизавета Коваленко:
«В нынешней реальности у большинства людей обострилась витальная потребность в поиске смысла жизни, так как не очень понятно, зачем все так происходит вокруг. У нас же в мастерских все предельно ясно. Мы работаем для того, чтобы людям, которым плохо и трудно, которые сталкиваются с огромным количеством препятствий, было чуточку легче. И каждый день мы видим результат этой работы. В ситуации кризиса и неизвестности, когда исчезают все опоры, любой благотворительный или социальный проект покрывает потребность в смысле жизни».
Вы хотите нанять сотрудника с РАС. С чего начать?
Команда «МВС Груп» аккумулировала свой опыт и создала первое практическое пособие для бизнеса по инклюзивному найму людей с аутизмом. Пошаговая инструкция подойдет как ИТ-компании, так и любому другому предприятию.
Шаг 1. Решите, зачем это нужно компании
Найдите свою мотивацию — возможно, вам нужно сформировать имидж компании как социально ответственного работодателя, создать новые корпоративные ценности или вы хотите помочь в улучшении качества жизни определенной группы людей, например, людей с аутизмом.
Шаг 2. Определите, готова ли компания к сотрудникам с аутизмом
Отвечать за обучение и сопровождение сотрудника с аутизмом будут руководитель и сотрудники отделов, поэтому ключевое решение — за ними. Трудоустройство людей с особенностями повлияет на имидж и политику найма компании, поэтому важно получить поддержку всего топ-менеджмента. Принципиально важно убедиться, есть ли в компании подходящая работа для сотрудников с РАС.
Шаг 3. Оцените готовность бюджета компании к эксперименту
Трудоустройство сотрудников с аутизмом — это отдельный проект со своим бюджетом. В него войдут затраты на оплату труда наставников и руководителя проекта, переработку документов, аудит офиса, обучение, организацию рабочего пространства с учетом особенностей новых коллег. Сотрудники с аутизмом могут работать посменно, на полной занятости или 0,5 ставки, удаленно или в офисе. В зависимости от скорости адаптации можно сократить затраты на эксперта-наставника.
Шаг 4. Заручитесь поддержкой опытных партнеров
Обратитесь за экспертной помощью к специалистам, которые уже работают с сотрудниками с аутизмом. Выберите проверенного партнера по проекту — от его уровня и компетенции будет зависеть, как успешно вы трудоустроите человека с аутизмом и как быстро он адаптируется. Например, партнерами «МВС Груп» стала DistingTec — российская компания, которая занимается трудоустройством людей с аутизмом в IT-сфере.
Шаг 5. Определитесь, где вы будете искать кандидатов с аутизмом
Обратитесь к базам данных НКО, благотворительных фондов, к специализированным сайтам. Логично разместить и свои вакансии на корпоративном сайте, на сайтах-агрегаторах вакансий и в других открытых источниках.
Шаг 6. Подготовьте HR-команду к собеседованиям
Люди с аутизмом обладают разными возможностями, поэтому необходим очень ясный и конкретный профиль должности. Важно понимать, насколько кандидат и работа подходят друг другу. Собеседование с сотрудниками с аутизмом проходит в несколько этапов: беседа по телефону с родителем или опекуном, разговор с кандидатом, специальные тесты, встреча в офисе, объяснение алгоритмов работы, пробные задания, проверка усвоения материалов и инструкций. Само собеседование строится на четких прямых вопросах, конкретных примерах и практических заданиях.
Шаг 7. Определитесь с юридической формой трудоустройства
Здесь могут быть особенности в трудовом договоре в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности у кандидата. График работы подбирается под человека — кто-то будет способен на фиксированную длительную смену, кому-то потребуется более гибкое расписание. Любые изменения нужно проговаривать с сотрудниками с аутизмом заранее, так как люди с РАС чувствительны к переменам.
Шаг 8. Подготовьте комфортную среду для работы человека с аутизмом
При организации рабочего места предусмотрите факторы, которые могут вызвать сенсорную перегрузку у нового коллеги. Слишком громкий звук принтера, резкие запахи и резкий свет могут стать сильными раздражителями для человека с РАС.
У таких сотрудников должны быть четкие рабочие инструкции и ясный алгоритм действий — в этом случае они работают максимально эффективно. Первые 2–4 месяца новому коллеге помогает адаптироваться сопровождающий наставник. Он организует подопечному комфортную рутину, перерывы, распорядок дня, пространство с визуальными подсказками. Наставник прорабатывает правила, разъясняет работу техники и помогает общаться с коллегами. После периода адаптации сотрудник с аутизмом работает самостоятельно.
Что делать, чтобы человек с аутизмом смог найти работу?
По словам Георгия Гунтера, основателя DistingTec, 60% людей с аутизмом могут успешно работать, если рано распознать диагноз и с детства заниматься эмоциональным развитием ребенка, учить его коммуникации и самостоятельности.
Сотрудники Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС рассказывают, на что обратить внимание, чтобы дать ребенку или взрослому с аутизмом шанс на трудоустройство.
Евгения Хилькевич, кандидат политических наук, методист Федерального ресурсного центра:
«Некоторые люди с РАС не используют устную речь для общения, но могут пользоваться альтернативными средствами коммуникации, например, жестовым языком, письменной речью или специальными карточками. Очень важно, чтобы независимо от степени коммуникативных нарушений, у человека с РАС была возможность общаться, выражать свои потребности, чувства и мысли, а также понимать людей вокруг. Обучение доступным средствам коммуникации следует начать как можно раньше, иначе процесс развития значительно усложняется».
Эксперты обращают внимание на важность генерализации навыков человека с аутизмом. К примеру, ребенок, научившись решать задачи в одних условиях, со своим педагогом и на определенном уроке, с трудом справляется с теми же задачами в других условиях. Из-за этого возникают расхождения между уровнем интеллекта ребенка и возможностью осваивать новый материал. Именно поэтому специалисты центра рекомендуют тренировать новые навыки в разных условиях.
Ульяна Мамохина, младший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра:
«Человеку с РАС особенно необходимо развивать навыки адаптации. Это те, что мы используем каждый день: одеться, умыться, приготовить пищу, убраться дома, записаться к врачу, купить продукты. Например, умение пользоваться общественным транспортом воспринимается многими людьми как само собой разумеющееся. Но для человека с РАС — это целая история, которой необходимо обучаться. Если вы научите ребенка или взрослого с аутизмом пользоваться транспортом, вы расширите его территориальную свободу, сделаете значительный вклад в его будущее, подготовите к дальнейшему обучению в вузе и успешному трудоустройству».