Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как эмоциональный интеллект помогает женщинам добиваться успеха в бизнесе

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Считается, что женщины хуже справляются с руководящей работой из-за чрезмерной эмоциональности, а мужчины — прирожденные лидеры. Вместе с экспертами из проекта «Декрет О», разобрались, так ли это на самом деле

Россия находится на 129-м месте в рейтинге гендерного равенства

Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Хотя научно доказано, что разницы между мужским и женским мышлением нет, а негативно опыт женского лидерства оценили только 12% респондентов, гендерные стереотипы все еще распространены в российской культуре.

РБК Тренды вместе с проектом «Декрет О» разбираются в в том, как гендерное неравенство влияет на профессиональную жизнь женщин. «Декрет О» — YouTube-шоу о том, как женщинам строить карьеру в современном мире, где права еще не равные, а требования очень высокие.

Предыдущие материалы серии:

По данным Всемирного банка, Россия занимает 129-е из 190 мест в рейтинге гендерного равенства. Соседи по рейтингу — Бурунди и Уганда. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются «стеклянный потолок» и разрыв в доходах — он составляет 24%. Традиционно женщинам сложнее пробиться во власть или занять кресло в совете директоров.

Так происходит даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше. Например, в науке женщины редко оказываются на высоких должностях, хотя они защищают 57% всех диссертаций в России.

Что такое лидерство с точки зрения науки

Научное изучение темы лидерства началось лишь около 80 лет назад, при этом до 1970-х годов большинство исследователей концентрировались на изучении поведения мужчин-руководителей. Согласно модели FourCe-PITO, предложенной доктором медицинских наук Нилом Грюнбергом, концептуальную основу лидерства можно разделить на четыре составляющих.

Характер: кто является лидером

Сюда входят преимущественно биологические аспекты личности: физические характеристики, пол, национальность. Также в категорию «Характер» входят ценностные установки человека.

Одним из важнейших для лидера навыков является способность к самоанализу. Чтобы добиться успеха в управлении, человек должен ясно осознавать свои сильные и слабые стороны.

Компетентность: что знает и делает лидер

Этот уровень включает в себя специфические для конкретной должности знания и навыки, которыми должен обладать успешный руководитель. Например, критическое мышление, способность решать проблемы любой сложности, умение мотивировать других. К уровню компетентности относится также эмоциональный интеллект.

В отличие от составляющих предыдущего уровня, параметрами «Компетентности» можно управлять в зависимости от поставленных карьерных целей.

Контекст: кем и где управляет лидер

Этот уровень включает в себя физические, психологические, социальные и культурные условия, в которых находится руководитель.

Один и тот же человек может проявить себя как блестящий стратег в одной компании, а в другой оказаться посредственным начальником. Это происходит по многим причинам: влияют осведомленность о формальных и неформальных правилах корпоративной культуры, сфера деятельности и состав рабочей команды.

Коммуникации: как взаимодействует лидер

Чтобы управлять командой и выстраивать отношения с партнерами, лидер должен одинаково хорошо владеть как вербальными, так и невербальными навыками коммуникации.

Мужской и женский типы управления

Выбор стиля управления во многом обуславливается именно факторами первого уровня модели FourCe-PITO, куда входит и пол. Некоторые исследователи утверждают, что мужчины чаще предпочитают авторитарный стиль лидерства, а женщины — коммуникационный:

  • Авторитарный стиль ориентирован на выполнение задач. Он включает в себя строгое следование корпоративным правилам, четкое разграничение ролей в команде и иерархичность. Авторитарный подход базируется на тех качествах, которые принято считать маскулинными.
  • Коммуникационный стиль ориентирован помощь и оказание услуг подчиненным, заботу о благополучии коллектива. Коммуникационные лидеры более дружелюбны и охотно идут на контакт с работниками любого уровня. Качества, которые присущи данному стилю руководства, базируются на стереотипно феминных.

Нельзя сказать, что какой-то стиль лидерства более предпочтительный — многое зависит от сферы деятельности и конкретного коллектива. Исследования показывают, что наиболее успешными становятся те руководители, которые способны сочетать черты обоих стилей лидерства. При этом, женщинам это удается лучше: 80% руководительниц ведут себя андрогинно и лишь 20% — феминно.

Как мужчины и женщины проявляют эмоции

Исследования показывают, что женщины действительно ведут себя эмоциональнее мужчин:

  • Длительность протекания эмоций у женщин выше на 48%.
  • Эмоциональная возбудимость у женщин проявляется на 37,5% сильнее.
  • Эмоции у женщин на 13,7% сильнее влияют на качество общения и принятия решений.
  • Интенсивность эмоций у женщин выше на 12,5%.

При этом, мужчины чаще женщин демонстрируют негативные эмоции. Так, контент-анализ проявления эмоций в речи показал, что мужчины в четыре раза чаще используют отрицательные оценки и грубую жаргонную лексику. Различия в частоте использования обсценной лексики еще выше: мат в сообщениях мужчин встречается примерно в десять раз чаще чем у женщин.

Различия в проявлении эмоций сказываются на развитии эмоционального интеллекта. Мужчины хуже различают как собственные, так и чужие эмоции, поэтому менее эмпатичны по сравнению с женщинами. Но при этом мужчины лучше справляются со вспышками эмоциональности.

На выбор стиля лидерства влияет гендерная социализация

Различия в выборе стиля лидерства и проявлении эмоций на работе могут быть обусловлены не биологическими, а социальными причинами. Такую идею разделяют те феминистки, которые считают, что на различия в эмоциональной сфере влияет гендерная социализация.

«Декрет о чувствах»

С детства девочек хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию, покупают им кукол и готовят к роли матери и домохозяйки. В то же время мальчикам покупают игрушечное оружие и стыдят за «девчачье поведение»: ранимость или нежелание вступать в драку. Эти установки определяют поведенческие паттерны в будущем, поэтому женский стиль лидерства похож на родительское отношение к сотрудникам.

К проявлению феминных и маскулинных качеств относятся по-разному

Поскольку стереотипные представления о поведении лидера идут вразрез с приписываемой женщинам гендерной ролью, они менее свободны в выборе карьерного пути. Руководительницы, с одной стороны, сталкиваются с давлением со стороны коллектива. Излишняя авторитарность в поведении вызывает осуждение, даже если такой стиль руководства полезен для компании.

Однако, отношение к стереотипно женским качествам тоже неоднозначно. Так, для инвесторов излишне женственное поведение руководительницы может стать поводом для отказа, поскольку бизнес считается мужским делом, требующим соответствующих маскулинных качеств. При этом мужчины, которые демонстрируют «феминные» качества, часто получают одобрение и дополнительные преимущества.

Основываясь на гендерных стереотипах, женщинам могут предложить дополнительные рабочие обязанности. Например, вести протокол, согласовывать графики или организовывать корпоративные мероприятия. Женщины чаще вызываются выполнить подобные поручения, поскольку в случае отказа их считают эгоистками, тогда как мужчин — занятыми. Однако чаще всего такие задачи становятся обузой и мешают карьерному росту, поскольку их выполнение тратит эмоциональные и физические ресурсы, но не гарантирует повышение.

Женское лидерство может стать драйвером экономического роста

Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудников, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%. Также фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера стоят на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.

Обновлено 09.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть